Реклама: ООО «СФИНКС», ИНН: 7801222400

Фотография: сегодня и вчера

1.
Регулярно посещая фотовыставки, перелистывая страницы иллюстрированных фотоизданий, общаясь с коллегами-фотографами, невольно становишься
свидетелем больших изменений, которые претерпела фотография за последнее время. Это закономерно. Новые течения, новые жанры, широкое внедрение
цифровых технологий. Фотография наряду с другими видами искусства, включившись в процесс развития, постоянно ищет новые формы, стараясь всеми силами идти в ногу со временем. И здесь как бы в противовес к сказанному, хочется вспомнить о том, что существует еще фотография, которая неподвержена модным течениям, не имеет «сроков давности». Такую фотографию, положив перед собой, хочется подолгу и неоднократно рассматривать, находя в ней каждый раз что-то интересное.
Фотография: сегодня и вчера

Если задаться, казалось бы, простым вопросом, почему одни фотографии нас восхищают, другие не впечатляют, третьи просто не нравятся, то сразу бывает
непросто найти исчерпывающий ответ. По-видимому, существуют какие-то критерии оценки фотографии. Не секрет, что каждая фотография оказывает на зрителя определенное эмоциональное воздействие. При этом его степень может меняться в широких пределах и, самое главное, зависеть от многих факторов субъективного характера. Нередко одна и та же фотография оценивается зрителями по-разному. Поэтому надо искать такие критерии, которые приводили бы к однозначному суждению. При взгляде на нерезкие, малоконтрастные, с неестественной цветопередачей фотографии редко можно услышать положительные отзывы. Малопривлекательной может показаться фотография, по которой долго скользит зрительский взгляд в надежде разглядеть сюжетные детали, разгадать замысел автора. Фотография, претендующая на положительную оценку, должна быть выполнена не только технически безукоризненно, но и создать у зрителя определенное художественное впечатление.
Фотография: сегодня и вчера

Художественная ценность фотографии в значительной степени зависит от того, насколько умело автор подобрал и использовал изобразительные средства фотографии для придания ей законченной художественной формы.

2.
В распоряжении фотографов, чья творческая активность пришлась на не столь давние времена, не было ни зум-объективов, ни автофокусировки, ни экспо
зиционной автоматики. Современная фототехника достигла такого уровня, что снимок, отснятый фото-корреспондентом в любой точке планеты, может быть
отправлен в редакцию чуть ли не сразу после нажатия на спусковую кнопку. В этой связи можно посочувствовать фотографам-ветеранам, которые в свое время не мечтали о таком комфорте.
Фотография: сегодня и вчера

Сейчас наряду с цифровыми продолжают выпускаться, правда, в ограниченном количестве, фотокамеры пленочные. В то же время, растет число фотографов, которые, испробовав свои силы как в «цифре», так и в «пленке», предпочитают выбирать камеру в зависимости от целей, и не исключают при этом материальный фактор.

Большинство фотографов используют сегодня при съемке зум-объективы. Их удобство трудно переоценить. А вот качество изображения, проектируемое им
на светоприемник, не всегда оказывается на должном уровне, особенно в так называемых бюджетных объективах, имеющих широкий диапазон фокусных расстояний. Такие объективы, как правило, имеют большее количество линз, чем дискретные, с фиксированным фокусным расстоянием, объективы. Использование многолинзовой оптической системы приводит к повышенному светорассеиванию внутри объектива, переотражению лучей света, строящих изображение.

Кроме того, вынужденное усложнение конструкции зум-объективов, увеличение числа подвижных узлов повышают риск возникновения люфтов, отрицательно влияющих на их работу техники. Современные технологии в области фототехники не обошли стороной эти проблемы. Немалая заслуга здесь принадлежит флюоритовой оптике, асферическим линзам, «плавающим» элементам и, наконец, применяемому высокоэффективному многослойному просветлению линз.

Зум-объективы, при расчете и изготовлении которых использованы в полной мере современные высокоэффективные технологии, в большинстве случаев, сегодня уже не уступают по своим параметрам дискретным объективам, а иногда и превосходят их. Такие объективы относятся к элитной группе и не находят широкого применения из-за значительной стоимости.
Фотография: сегодня и вчера

3.
Подлинной революцией в искусстве фотографии можно назвать появление цифровых фотокамер. Различия между пленочной фотографией, ознаменовавшей день вчерашний, и сегодняшней цифровой объясняются, главным образом, разными способами формирования изображения в светоприемнике. В качестве светоприемника в цифровой фотографии используется матрица с расположенными на ней светочувствительными датчиками-пикселями. При этом, чем больше площадь матрицы и количество пикселей, тем выше разрешение изображения, и тем естественнее оно будет выглядеть на фотографии.
В случае с пленкой светоприемником служит равномерно нанесенный на целлулоидную пленку светочувствительная эмульсия, которая для получения изображения в виде негатива или позитива подвергается специальной химической обработке.

Оба способа формирования изображения на сегодняшний день достаточно совершенны с точки зрения качества изображения. Однако фотография, отпе-
чатанная с пленочного негатива, имеет характерные отличия от фотографии, отснятой цифровой фотокамерой и отпечатанной с цифровых носителей. Чтобы понять природу этих различий необходимо вернуться к рассмотрению каждого из существующих способов формирования изображения в светоприемнике и остановиться на их особенностях.

Датчики цифровой матрицы не одинаково чувствительны к падающим на нее лучам света. Замечено, что косые лучи света, падающие на матрицу под большим углом к оптической оси, воспринимаются датчиком в меньшей степени, чем прямые лучи. Происходит это потому, что пиксели ориентированы в одном направлении к световому потоку. Кроме того, цифровые светоприемники критичны к формированию изображения, имеющего сетчатую структуру, образованную близко расположенными друг к другу вертикальными и горизонтальными линиями. Эта особенность нейтрализуется, как правило, применением встроенного антимуарового фильтра, что несколько снижает резкость сформированного изображения. В пленочной фотографии такие проблемы не возникают ввиду того, что бесчисленное множество микроскопических светочувствительных частиц, содержащихся в эмульсионном слое пленочных фотоматериалов, расположены хаотично и не имеют однородной ориентации по отношению к световым лучам. Поэтому для пленочной
фотографии характерно более объемное, пластичное изображение. К особенностям как пленочной, так и цифровой фотографии следует отнести их отношение к выбранной чувствительности светоприемника, определяемой по стандарту ISO. Основное различие здесь состоит в том, что при выборе высоких значений ISO при съемке цифровыми камерами и применении высокочувствительных пленочных фотоматериалов при съемке пленочными камерами в первом случае возникает риск появления «шумов» на изображении, а во втором — зернистости. При этом шумы на цифровом изображении наблюдаются при чувствительности гораздо меньшей, чем чувствительность пленочного фотоматериала, при которой заметна зернистость.

Поэтому не рекомендуют выбирать слишком высокую чувствительность при съемке цифровыми, особенно недорогими камерами.

4.
Во многих фотокамерах, начиненных электроникой, предусмотрена возможность перехода с автоматического режима на ручной, которая словно подталкивает
владельца к вдумчивому, осмысленному отношению к процессу фотосъемки. Удобная автофокусировка не всегда приводит к желаемому результату.
В фотокамерах, как пленочных, так и в цифровых, часто применяется электронный затвор, более бесшумный и с меньшими вибрациями, чем механический.
А вот время срабатывания электронных затворов с момента нажатия на спусковую кнопку превышает в разы время срабатывания механических затворов, которые устанавливались в свое время в старых пленочных камерах. Приведенный факт может напомнить о себе при съемке движущихся предметов, когда после нажатия на кнопку сюжет успевает убежать или упорхнуть.

Сегодня многие приверженцы пленочной фотографии, посвятившие ей большую часть своего творческого пути и желающие идти в ногу со временем, предпочли старой пленочной камере новую, чаще цифровую. В то же время существует круг ценителей старой фототехники. Корпус фотокамер изготавливался тогда из металла необходимой толщины с применением хромирования, обклеивался натуральной кожей, сборка камер нередко производилась вручную. Объективы, словно драгоценный камень в обрамлении, украшающие облик камеры — Планар, Тессар, Зоннар Цейсса, Ско-
пар и Гелиар Фойхтлендера, несмотря применение простейшего однослойного просветления или вообще отсутствие такового, до сих пор успешно конкурируют с лучшими современными образцами.

Полезно помнить, что прежде чем пользоваться старой камерой, необходимо довести ее до надлежащего состояния. Если камера подвергалась длительной эксплуатации, но находится в рабочем состоянии и не имеет дефектов, требующих серьезного ремонта, то она вполне может быть пригодна для дальнейшего использования при условии детальной проверки.

Остановимся на основных условиях, выполнение которых гарантирует ожидаемый высокий результат:
1) надежное, без люфтов и перекосов относительно кадрового окна крепление объектива;
2) равномерный, с достаточным усилием прижим пленки в плоскости кадрового окна прижимным столиком или задней крышкой камеры;
3) безукоризненная на всех скоростях работа затвора;
4) отсутствие засветки пленки;
5) резкое изображение отдаленных предметов на пленке при съемке объективом, установленным на бесконечность, а также предметов, на которые осуществлялась наводка на резкость при съемке на близких дистанциях;
6) отсутствие капиллярного налета, царапин, сколов на линзах объектива.

Пробную съемку с целью проверки резкости рекомендуется проводить при максимально открытой диафрагме. Исключением являются объективы со светосилой порядка 1.5 и более, у которых на максимально открытой диафрагме может наблюдаться эффект «сдвига фокуса» при съемке на близких дистанциях. При фокусировке объектива с использованием встроенного в камеру дальномера значение величины расстояния до сфокусированного предмета на шкале расстояний объектива и реальное расстояние до предмета должны совпадать и соответствовать моменту появления максимально резкого изображения на пленке. При съемке зеркальной камерой моменты появления резкого изображения, видимого на фокусировочном экране, должны соответствовать резкому изображению на пленке.

5.
Сегодня наряду с традиционной оптической печатью фотографий существует печать цифровая, которая нашла более широкое применение из-за менее трудоемкого процесса и невысокой стоимости. Отпечатать фотографии с пленочных фотоматериалов можно как оптическим, так и цифровым способом. В последнем случае фотопленка сканируется, то есть переводится в цифровой формат. Необходимость сканирования пленочного материала возникает также перед печатью крупноформатных фотографий, для этого применяют специальные сканеры. Высококачественные сканеры (Imacon х5, Epson 10000 ХL) позволяют сканировать не только «прозрачный» фотоматериал — фотопленки, но и «непрозрачные» оригиналы, в том числе фотографии. Отсканировать пленочный фотоматериал можно с помощью предназначенной для печати цифровой машины с некоторыми ограничениями в выборе размера файла. При сканировании любых оригиналов рекомендуется выбирать размер файла не меньше формата фотографии, которую предстоит отпечатать.

Получившие большую популярность цифровые машины позволяют печатать фотографии (до формата 30х90 см) не только с пленок (только 135 и 120
типов), но и практически со всех используемых цифровых носителей в условиях профессиональной фотолаборатории. При этом качество печати здесь во многом зависит от подбора оператором корректирующих параметров для выравнивания светотеневых и цветовых характеристик оригинала. Коррекция осуществляется оператором, исходя из визуальной оценки изображения на экране, что в известной мере носит субъективный характер. Присутствие субъективного элемента в процессе цифровой фотопечати нередко приводит к результатам, которые не всегда устраивают клиента.

Существует мнение о том, что правильная цветокоррекция сегодня стала чуть ли не искусством. Не по этой ли причине многие фотографы отказываются от
фотопечати и предпочитают рассматривать снимки на экранах своей техники, где, благодаря подсветке, они выглядят зачастую привлекательнее, чем отпечатанные на фотобумаге? При этом не так заметна, как на отпечатке, пикселизация изображения при большом увеличении, особенно, если фотосъемка производилась на матрицу с низким разрешением или в режиме выбора уменьшенного формата файла записи.

Следуя навстречу естественному желанию каждого фотографа получить наилучший конечный результат, разработанные компьютерные программы предоставляют широкую возможность обработки изображений в графических редакторах. С помощью такой программы можно устранить отдельные недостатки, незамеченные или не учтенные в процессе фотосъемки. И опять пресловутый субъективный фактор, появление непреодолимого желания приукрасить свой снимок нередко доводят его до неузнаваемости.

Сегодня невольно становишься свидетелем протекающего процесса, в ходе которого фотография, все больше отступая от своих традиционных форм, ищет
новые способы выражения. Считая устаревшими использовавшиеся на протяжении целого века классические приемы и способы, позволившие фотографии
заслужить право называться видом искусства, многие фотографы стараются всеми силами найти для нее более оригинальный, зачастую причудливый облик, удивляя искушенного зрителя.
Фотография: сегодня и вчера

6.
Фотография, выполненная технически безукоризненно, но не производящая художественное впечатление, выглядит неинтересной, не задерживает на
себе зрительский взгляд. Выше было отмечено, что художественное впечатление при взгляде на фотографию во многом зависит от выбора и использования
автором изобразительных средств. Что же принято называть изобразительными средствами применительно к фотографии? Прежде всего, композицию.
Это понятие включает в себя основные предпосылки создания художественной формы. Композиция — это способ построения изображения в пределах фотокадра таким образом, чтобы выбранный сюжет принял устойчивую художественную форму. Выбранная в соответствии с творческим замыслом автора композиция предусматривает строго определенные границы кадра.
Правильное кадрирование — залог композиционно завершенного фотоснимка. Кадрирование начинается с отделения сюжетно важных деталей от второстепенных, мешающих раскрытию творческого замысла.
Правильно построенный кадр всегда имеет на своих границах опоры, делающие его устойчивым и исключающие возможность его произвольного смещения.
Такими опорами могут быть условно выбранные предметы. Найти на запечатляемом сюжете такие опоры, определяющие границы кадра,— задача творческого характера, от решения которой во многом зависит художественная форма будущей фотографии. Если найденные границы кадра можно сдвинуть без ущерба выбранному сюжету, значит, кадрирование осуществлено неправильно. В правильно скадрированном изображении смысловой центр должен совпадать с зрительным центром. Иначе говоря, при взгляде на фотографию зритель должен сразу и безошибочно находить сюжетно важные предметы и отделять их от второстепенных. Кадр, кроме того, рекомендуется строить таким образом, чтобы изображение не делилось бы мысленно на несколько самостоятельно существующих сюжетов. Следует по возможности избегать присутствия в изображении четких линий, параллельных сторонам кадра, которые могут нарушить целостность композиции.
Фотография: сегодня и вчера

В зависимости от способа построения кадра, композиция бывает уравновешенной или неуравновешенной. При уравновешенной композиции предметы размещают равномерно по площади кадра, чаще всего симметрично относительно вертикальной оси. При асимметричном расположении предметов, например, ближе к левой границе кадра, следует в правой части кадра для равновесия поместить какие-либо предметы или детали. Такими деталями могут служить темные или светлые пятна. Уравновешенная композиция призвана настраивать зрителя на спокойный, созерцательный лад и поэтому находит широкое применение. Неуравновешенная композиция предоставляет большую свободу в построении кадра. Главный предмет может быть помещен в любой части кадра при незаполненной противоположной части кадра. Такой способ построения кадра придает изображению беспокойный характер и выбирается при съемке динамичных сюжетов, например, спортивных состязаний.

Существуют жанры фотографии как, например, пейзаж, где задаче художественного воплощения придается первостепенное значение. В этом случае сознательный выбор композиции еще не в полной мере определяет художественную ценность фотографии.
Одной из главных задач фотографии является воспроизведение трехмерного пространства на плоскости, создание ощущения глубины. На помощь приходят законы перспективы. Сюжет, не имеющий протяженности в глубину, проще всего изобразить на фотографии, вот только выглядеть он будет маловыразительно. Гораздо интереснее выглядит многоплановый сюжет, где взгляд зрителя проходит длинный путь. Линии, строящие изображение в многоплановом сюжете, уменьшаются по мере удаления от наблюдателя, нередко превращаясь в точку — точку схода.
В числе способов создания ощущения глубины и объема наряду с законами линейной перспективы применяются законы тональной перспективы. Их использование основано на изменении плотности тонов предметов, находящихся на разных расстояниях от наблюдателя. Это свойство благодаря присутствию воздушных слоев нагляднее всего выступает при съемке ландшафтов, имеющих большую протяженность в глубину. При этом близко расположенные предметы имеют более темную тональность, чем отдаленные. На этих страницах совершена попытка осветить круг вопросов о месте и значении технических и изобразительных средств в фотографии. В то же время сознательно оставлены без внимания такие важные вопросы, как использование освещения, регулирование глубины резко изображаемого пространства и другие, требующие детального рассмотрения применительно к конкретному жанру фотографии.
Фотография: сегодня и вчера

Список рекомендуемой литературы:
1. В. П. Микулин «25 уроков фотографии», 1958 г., изд. «Искусство».
2. Л. П. Дыко «Беседы о фотомастерстве», 1970 г., изд. «Искусство».
3. П. А. Ногин «Фотографический объектив», 1961 г., изд.«Искусство».
4. Дж. Уэйд «Техника пейзажной фотографии», 1989 г., изд. «Мир».
5. Б. Е. Грауле «Советы фотолюбителю», 1966 г., «Лениздат».
6. Д. О. Стародуб «Азбука фотографии», 1990 г., изд. «Искусство».
7. З. А. Вишневский «Ремонт фотоаппаратов», 1964 г., изд.«Легкая индустрия».
Текст и фото: Виктор Короткий
Следите за новостями журнала PhotoCASA в социальных сетях:
Вконтакте, Дзен, Инстаграм, Живой Журнал, YouTube



Комментарии

Похожие новости