Женский портрет
Приветствую вас, читатели журнала PhotoCASA. Меня зовут Дмитрий Архар, сегодня я вам расскажу, как я снимаю портреты с естественнымсветом, сразу оговорюсь, я снимаю только женские портреты, т. к. мужские, мягко говоря, мне не удаются. Чтобы статья не получилась очень
длинной и занудной, со множеством технических деталей по обработке и сложных сценариев по вопросу, как и под каким углом ставить модель
к свету, остановлюсь только на наиболее важных моментах в портретной съемке лично для меня.
1. ВЫБОР МОДЕЛИ.
Естественно, всем хочется снимать красавиц, и хорошо, что Россия ими не обделена, но это не самое главное. Для меня важнее, чтобы модель чем-то цепляла, чтобы в ней было что-то своеобразное и неординарное, словом, какаято харизма, к примеру необычный разрез глаз, ярко выраженный объем губ, задорные солнечные веснушки или что-то детское, беззащитное в выражении лица — все то, что придает облику модели ярко выраженную индивидуальность.
Часто в комментариях к моим фотографиям люди спрашивают: «Где вы находите своих моделей?» Да везде!!! Я не шучу. Где бы я ни находился, я всегда обращаю внимание на интересные лица. Не стесняюсь на улице давать свои визитки, ведь по большому счету девушкам очень приятно, что на них обратил внимание фотограф. Кроме того, пишу в соцсетях понравившимся мне моделям, а также обращаюсьв модельные агентства и договариваюсь о сотрудничестве. Главное — не бойтесь предлагать свои услуги: самое неприятное, что может произойти,— вам просто откажут. В дальнейшем, когда у вас появятся удачные снимки и определенный опыт, проблема с поиском моделей станет менее острой, т. к. многие сами захотят попасть к вам на фотосессию.
2. МЕСТО СЪЕМКИ.
Поскольку я работаю в основном с мягким естественным светом, то и место выбираю исходя из этого. Если это пленэр, то я планирую съемку на
утро или вечер, потому что в это время нет прямых жестких солнечных лучей, свет не отбрасывает резкие тени и не превращает лица в белые
блины. Если же у меня нет возможности самому выбирать время съемки, то всегда можно найти выход из положения, используя различные естественные укрытия: арки, переходы, мосты, также можно использовать отраженный от домов свет, поставив модель в тень. При выборе студии для съемки, прежде всего смотрю на величину и расположение окон. Желательно, чтобы они выходили на юг или запад, т. к. большую часть дня будет достаточно света для любого объектива, также я обратил внимание, что именно с этих направлений свет лучше всего рисует.
3. ИДЕЯ СЪЕМКИ.
Если она у вас есть, это очень хорошо, но если таковой нет, то не отчаивайтесь и положитесь на свое чутье и удачу: лучшие кадры, как правило, получаются спонтанно, незапланированно. По крайней мере, у меня часто происходит именно так. Был случай, когда после студийной фотосессии, по пути домой, проходя мимо моста, мы с моделью решили отснять серию фотографий, которая оказалась гораздо более интересной.
Другой случай — когда модель сильно опоздала и вместо вечерней съемки пришлось снимать ночью, в результате получилась хорошая серия —
«Девушка в ночном городе».
4. ВСЕГДА СТАРАЙТЕСЬ ПОЛУЧИТЬ КАЧЕСТВЕННЫЙ ИСХОДНЫЙ КАДР.
На 80 % успешность фотографии зависит именно от исходника. Не надейтесь, что обработка все исправит. Это не так. Если у вас изначально неудачный, безликий кадр (я имею в виду не только техническую, но и эмоциональную составляющую портрета), то обработка его не спасет. Лично у меня так: если изо всей съемки получится один или два кадра, я счастлив, а обработка только подчеркивает плюсы этого снимка. Конечно, в «Фотошопе» можно добиться многого, но поверьте: удачно снятый, даже необработанный портрет будет на порядок лучше. Еще хотел бы заострить внимание на одном моменте, с которым сталкиваются абсолютно все фотографы.
Просматривая отснятый материал, мы с большим огорчением обнаруживаем, что великолепный по эмоциям или по характеру снимок имеет композиционные огрехи (не вошла рука, чуть подрезана прическа и т. п.) и не редко он лучший во всей серии, потому что в нем присутствует именно то,
ради чего мы снимаем, именно то, что цепляет. Так вот, мое личное, может быть, крамольное мнение, что лучше выставить на просмотр его, нежели тот, в котором все композиционно уравновешено, как в паспортном портрете, но не производит эмоционального эффекта. Конечно, в данном случае можно вообще ничего не выставить, но это, как говорится, личное дело каждого.
Кстати, если вы захотите в соцсетях прокомментировать чей-либо снимок, радостно указав автору на его композиционную безграмотность,
не обольщайтесь, ведь на 99 % фотографы вполне осознают все огрехи своих снимков, лучше присмотритесь: возможно, все же цепляет!
5. СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ АТМОСФЕРЫ МЕЖДУ ФОТОГРАФОМ И МОДЕЛЬЮ.
Если этого не будет, то не будет ничего! На ваших снимках отобразится скованное, зажатое существо с испуганным напряженным взглядом, все позы будут неестественными, натужными и банальными. Поэтому я стараюсь отводить на фотосессию минимум 3 часа, лучше, конечно, 5–6 часов, особенно если данную модель снимаю впервые. На своих съемках по возможности я использую музыку (для этой цели у меня есть разные подборки), что очень помогает модели настроиться и раскрепоститься. Кроме того, я постоянно общаюсь с моделью, пытаюсь вызвать у нее те эмоции, которые мне нужны. Часто просто отвлекаю ее посторонними разговорами, чтобы модель забыла о том, что она ежеминутно находится под прицелом камеры.
В заключение хотелось бы дать пару советов начинающим фотографам.
Никогда не копируйте манеру обработки известных фотографов: даже если ваш снимок получится лучше, чем у мастера, он будет всего лишь копией его фирменного стиля. Я вовсе не имею в виду, что не надо посещать мастер-классы и изучать способы обработки опытных фотографов, но все это должно лишь помочь в поиске наиболее приемлемого для вас метода собственной обработки.
«Фотошоп» — это всего лишь инструмент для творчества, как краски и кисти у живописца. Ваша задача — изучить только методы применения программных инструментов, а вариации обработки просто бесконечны. Постарайтесь найти свое лицо, свой фирменный стиль, чтобы ваши фотографии называли вашим именем, а не путали пусть даже и с очень уважаемыми мастерами.
И еще как пожелание: постоянно экспериментируйте, снимайте в разных интерьерах, в городе, за городом, в развалинах, заброшенных строениях, в других необычных местах, работайте с разным освещением, меняйте макияж, одежду, прочий реквизит, очень важна работа с черно-белой фотографией (развивается чувство оттенков одного тона, к тому же у таких снимков особая выразительность). Соответственно, снимайте в любое время года и при любой погоде. Именно обработка столь различных фотографий поможет привести к выработке своего стиля.
С уважением ко всем начинающим и, надеюсь, в будущем замечательным фотографам.
Текст и фото: Дмитрий Архар
длинной и занудной, со множеством технических деталей по обработке и сложных сценариев по вопросу, как и под каким углом ставить модель
к свету, остановлюсь только на наиболее важных моментах в портретной съемке лично для меня.
1. ВЫБОР МОДЕЛИ.
Естественно, всем хочется снимать красавиц, и хорошо, что Россия ими не обделена, но это не самое главное. Для меня важнее, чтобы модель чем-то цепляла, чтобы в ней было что-то своеобразное и неординарное, словом, какаято харизма, к примеру необычный разрез глаз, ярко выраженный объем губ, задорные солнечные веснушки или что-то детское, беззащитное в выражении лица — все то, что придает облику модели ярко выраженную индивидуальность.
Часто в комментариях к моим фотографиям люди спрашивают: «Где вы находите своих моделей?» Да везде!!! Я не шучу. Где бы я ни находился, я всегда обращаю внимание на интересные лица. Не стесняюсь на улице давать свои визитки, ведь по большому счету девушкам очень приятно, что на них обратил внимание фотограф. Кроме того, пишу в соцсетях понравившимся мне моделям, а также обращаюсьв модельные агентства и договариваюсь о сотрудничестве. Главное — не бойтесь предлагать свои услуги: самое неприятное, что может произойти,— вам просто откажут. В дальнейшем, когда у вас появятся удачные снимки и определенный опыт, проблема с поиском моделей станет менее острой, т. к. многие сами захотят попасть к вам на фотосессию.
2. МЕСТО СЪЕМКИ.
Поскольку я работаю в основном с мягким естественным светом, то и место выбираю исходя из этого. Если это пленэр, то я планирую съемку на
утро или вечер, потому что в это время нет прямых жестких солнечных лучей, свет не отбрасывает резкие тени и не превращает лица в белые
блины. Если же у меня нет возможности самому выбирать время съемки, то всегда можно найти выход из положения, используя различные естественные укрытия: арки, переходы, мосты, также можно использовать отраженный от домов свет, поставив модель в тень. При выборе студии для съемки, прежде всего смотрю на величину и расположение окон. Желательно, чтобы они выходили на юг или запад, т. к. большую часть дня будет достаточно света для любого объектива, также я обратил внимание, что именно с этих направлений свет лучше всего рисует.
3. ИДЕЯ СЪЕМКИ.
Если она у вас есть, это очень хорошо, но если таковой нет, то не отчаивайтесь и положитесь на свое чутье и удачу: лучшие кадры, как правило, получаются спонтанно, незапланированно. По крайней мере, у меня часто происходит именно так. Был случай, когда после студийной фотосессии, по пути домой, проходя мимо моста, мы с моделью решили отснять серию фотографий, которая оказалась гораздо более интересной.
Другой случай — когда модель сильно опоздала и вместо вечерней съемки пришлось снимать ночью, в результате получилась хорошая серия —
«Девушка в ночном городе».
4. ВСЕГДА СТАРАЙТЕСЬ ПОЛУЧИТЬ КАЧЕСТВЕННЫЙ ИСХОДНЫЙ КАДР.
На 80 % успешность фотографии зависит именно от исходника. Не надейтесь, что обработка все исправит. Это не так. Если у вас изначально неудачный, безликий кадр (я имею в виду не только техническую, но и эмоциональную составляющую портрета), то обработка его не спасет. Лично у меня так: если изо всей съемки получится один или два кадра, я счастлив, а обработка только подчеркивает плюсы этого снимка. Конечно, в «Фотошопе» можно добиться многого, но поверьте: удачно снятый, даже необработанный портрет будет на порядок лучше. Еще хотел бы заострить внимание на одном моменте, с которым сталкиваются абсолютно все фотографы.
Просматривая отснятый материал, мы с большим огорчением обнаруживаем, что великолепный по эмоциям или по характеру снимок имеет композиционные огрехи (не вошла рука, чуть подрезана прическа и т. п.) и не редко он лучший во всей серии, потому что в нем присутствует именно то,
ради чего мы снимаем, именно то, что цепляет. Так вот, мое личное, может быть, крамольное мнение, что лучше выставить на просмотр его, нежели тот, в котором все композиционно уравновешено, как в паспортном портрете, но не производит эмоционального эффекта. Конечно, в данном случае можно вообще ничего не выставить, но это, как говорится, личное дело каждого.
Кстати, если вы захотите в соцсетях прокомментировать чей-либо снимок, радостно указав автору на его композиционную безграмотность,
не обольщайтесь, ведь на 99 % фотографы вполне осознают все огрехи своих снимков, лучше присмотритесь: возможно, все же цепляет!
5. СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ АТМОСФЕРЫ МЕЖДУ ФОТОГРАФОМ И МОДЕЛЬЮ.
Если этого не будет, то не будет ничего! На ваших снимках отобразится скованное, зажатое существо с испуганным напряженным взглядом, все позы будут неестественными, натужными и банальными. Поэтому я стараюсь отводить на фотосессию минимум 3 часа, лучше, конечно, 5–6 часов, особенно если данную модель снимаю впервые. На своих съемках по возможности я использую музыку (для этой цели у меня есть разные подборки), что очень помогает модели настроиться и раскрепоститься. Кроме того, я постоянно общаюсь с моделью, пытаюсь вызвать у нее те эмоции, которые мне нужны. Часто просто отвлекаю ее посторонними разговорами, чтобы модель забыла о том, что она ежеминутно находится под прицелом камеры.
В заключение хотелось бы дать пару советов начинающим фотографам.
Никогда не копируйте манеру обработки известных фотографов: даже если ваш снимок получится лучше, чем у мастера, он будет всего лишь копией его фирменного стиля. Я вовсе не имею в виду, что не надо посещать мастер-классы и изучать способы обработки опытных фотографов, но все это должно лишь помочь в поиске наиболее приемлемого для вас метода собственной обработки.
«Фотошоп» — это всего лишь инструмент для творчества, как краски и кисти у живописца. Ваша задача — изучить только методы применения программных инструментов, а вариации обработки просто бесконечны. Постарайтесь найти свое лицо, свой фирменный стиль, чтобы ваши фотографии называли вашим именем, а не путали пусть даже и с очень уважаемыми мастерами.
И еще как пожелание: постоянно экспериментируйте, снимайте в разных интерьерах, в городе, за городом, в развалинах, заброшенных строениях, в других необычных местах, работайте с разным освещением, меняйте макияж, одежду, прочий реквизит, очень важна работа с черно-белой фотографией (развивается чувство оттенков одного тона, к тому же у таких снимков особая выразительность). Соответственно, снимайте в любое время года и при любой погоде. Именно обработка столь различных фотографий поможет привести к выработке своего стиля.
С уважением ко всем начинающим и, надеюсь, в будущем замечательным фотографам.
Текст и фото: Дмитрий Архар
Любишь фотографию? Присоединяйся к журналу PhotoCASA в социальных сетях:
Вконтакте, Telegram, Живой Журнал, YouTube
Вконтакте, Telegram, Живой Журнал, YouTube
Комментарии