Photo Pro Center

Портретная съемка

Предпринимая первые (да и последующие) шаги в портретной съемке, мы задаем себе и другим примерно одни и те же вопросы: чем снимать?
кого снимать? где снимать? как снимать? что делать дальше с отснятым материалом, чтобы правильно представить его зрителю?
Они не подразумевают одного универсального ответа. Каждый, набирая опыт, решает сам. И от того, что он выбирает, зависит, насколько
успешно он будет двигаться вперед. Сегодня хочу поделиться некоторыми своими мыслями по этому поводу в надежде, что комуто из читателей это поможет, даст какие-то ориентиры.

ЧЕМ СНИМАТЬ?
Вопрос о технике и оборудовании, которыми пользуется фотограф, как правило, встает первым. Какую камеру предпочесть? Какие объективы? Нужна ли вспышка? Эти и тому подобные вопросы настигают нас иногда еще до того, как мы взяли в руки камеру и начали хотя бы что-то снимать. Меня нередко спрашивают, чем я снимаю, устраивает ли меня эта техника. Часто звучит вопрос: «Если у меня камера «Х» и объектив «У», смогу ли я снимать, как Вы?».
Портретная съемка

По правде говоря, вопрос техники зачастую вызывает у людей проблем и метаний больше, чем все остальные вместе взятые. И меня это тоже не обошло в свое время.
Если сказать коротко, то главное, что я понял,— не нужно уделять всему этому чрезмерного внимания. Вопрос техники является все-таки второстепенным, хотя и встает обычно первым.
В общем, чем быстрее вы перестанете думать о совершенной технике, тем быстрее пойдут дела в гору в творческой составляющей. Значит ли это, что техника вообще не играет роли? Нет, не значит. Я бы посоветовал держаться здесь двух ориентиров. Первое — техника должна быть подходящей для выполняемых задач. Второе — выбирая между дешевым и дорогим, не нужно обязательно стремиться пополнить арсенал самыми крутыми моделями, но необходимо, чтобы техника обеспечивала «прожиточный минимум» по качеству.

Если говорить о камерах, то, на мой взгляд, для портретной съемки подходят практически все цифровые зеркальные фотокамеры. Беззеркальные камеры с размером матрицы не менее половины от стандартного кадра (35мм) тоже вполне подходят. Разумеется, полнокадровые камеры и тем более средний формат будут прекрасным решением. Замечу, что никаких навороченных функций вроде сверхбыстрого автофокуса с огромным количеством точек
фокусировки или сверхбыстрой серийной съемки, невероятно высоких рабочих значений ISO здесь совершенно не требуется, ведь портретная съемка предполагает вдумчивую и неторопливую работу и производится, как правило, во вполне хороших условиях освещения. Я считаю, однозначно необходимо выбирать камеру, которая позволяет снимать в RAW. Ну и снимать надо, разумеется, только в этом формате. Всегда! Это дает существенно больше гибкости при дальнейшей обработке фотографий. Что касается оптики, то я настоятельно рекомендую для портретов светосильные объективы
с фиксированным фокусным расстоянием. Из «зумов» лично я использую лишь 70–200mm f/2.8. Фиксы в подавляющем большинстве случаев дают очень достойное качество изображения и при этом за счет высокой светосилы позволяют управлять глубиной резкости достаточно свободно. Кроме того, фиксы приучают фотографа к дисциплине и пониманию фокусных расстояний. Как правило, фотографы, снимающие «зумами», гораздо позже понимают, что фокусное расстояние объектива отвечает далеко не только за «ближе — дальше».
Портретная съемка

Вообще-то, долгое время принято было считать, что для портретов подходят объективы с фокусными расстояниями примерно от 80 до 200 мм.
Использовать более «короткие» объективы считалось дурным тоном, поскольку они не передают пропорции человеческого лица правильно,
внося искажения.

Сейчас же модно стало снимать портреты на умеренно широкоугольные объективы. Например, повальное увлечение — 35 мм. По моему мнению, этого не стоит бояться. Практически для всех объективов сейчас есть профили, позволяющие вносить необходимые поправки при конвертации из RAW-файла. Они позволяют избавляться от существенной доли искажений.
Главное здесь — понимать, что разные фокусные расстояния позволяют передавать перспективу совершенно по-разному и, как следствие, дают возможность решать различные творческие задачи. Длиннофокусные объективы как будто сплющивают перспективу. При этом они наилучшим образом подходят для максимального размытия фона с потерей деталей и читаемых очертаний различных предметов в зоне нерезкости. Короткофокусные, напротив, как будто добавляют в кадр пространства. С ними проще показать задний план в зоне нерезкости читаемым. Проще говоря, разные фокусные
расстояния позволяют по-разному выстраивать баланс между главными (модель) и второстепенными элементами композиции.
Портретная съемка

Впрочем, это вовсе не значит, что нужно обязательно купить сразу дюжину объективов, закрыв все «фокусные».
К примеру, я в 90% случаев пользуюсь 50 и 85 мм. Но планирую плотнее познакомиться и с 35 мм. Мне это фокусное расстояние показалось очень интересным.

Обращу внимание, что портретная съемка предъявляет довольно щадящие требования и к оптическим характеристикам объективов.

Например, совершенно не нужно рекордное разрешение, особенно по краям кадра (ведь модель мы обычно размещаем ближе к центру).
Пыле- и влагозащита и сверхбыстрые приводы фокусировки также не более чем приятный бонус для портретного объектива. Применительно
к вопросу фокусировки я бы даже сказал, что можно вполне рассматривать и мануальные объективы.

КОГО СНИМАТЬ? КАК РАБОТАТЬ С МОДЕЛЬЮ?
Пожалуй, от модели в портретной съемке зачастую зависит не меньше, а то и больше, чем от фотографа. Лично мой опыт это подтверждает.
От того, что за модель будет на вашем кадре и с какой отдачей она отработает на вашей съемке, зависит очень и очень многое. В портрете нельзя создать хороший кадр в одиночку.
Это можно сделать лишь в сотрудничестве с моделью. Поэтому важно убедиться не только в том, что модель вам интересна внешне, и даже не только в том, способна ли она хорошо работать на съемках, а в том, готова ли она делать это именно на вашей съемке, или есть риск, что она будет отрабатывать номер.
Портретная съемка

В последнем случае шансов получить отличный результат мало.

Так или иначе, для успешной съемки необходимо не только выбрать модель, но и наладить с ней контакт заранее. Не стоит думать, что это нужно сделать лишь непосредственно во время съемки. Прежде всего необходимо подробно обсудить все детали съемки и образа. Важно убедиться, что вы понимаете их одинаково. Разберите идею съемки. Не забудьте объяснить, какие эмоции должна показать модель. Обменяйтесь ссылками на примеры фотографий, в которых что-то совпадает с вашей идеей (например, свет, цветовое решение, похожее место съемки, эмоции и т. п.). Если всего это не сделать, нельзя исключать, что придется решать какие-то вопросы и даже устранять противоречия уже на съемочной площадке, а это не добавляет доверия и не работает на конечный результат. Попросите модель прислать фотографии одежды, в которой она будет сниматься. Это поможет вам заранее сориентироваться
и внести необходимые коррективы, пока это еще можно сделать. Не поленитесь хорошенько оценить внешность модели. Внимательно посмотрите на ее снепшоты (попросите их прислать, если она сразу этого не сделала). Так вы сможете оценить особенности лица и фигуры, состояние кожи и прочие важные детали. На всякий случай уточните актуальность снепов, ведь все люди подвержены изменениям со временем. Также внимательно стоит ознакомиться в портфолио модели, проанализировать, какие ракурсы для нее наиболее удачны, а на какие не стоит тратить время. Здесь же должно стать
понятно, какими могут быть прическа и макияж для вашей съемки. В общем, правильное общение с моделью еще на этапе подготовки к съемке дает очень многое.

Когда речь заходит о работе с моделью на портретной съемке, очень часто слышишь, что нужно наладить психологический контакт, расслабить, расположить… Порой это звучит так, что фотограф должен тонко разбираться в психологии, а то и быть волшебником или владеть техникой гипноза — только так и никак иначе можно получить тот самый кадр. Мой совет прост: будьте собой, не пытайтесь стать кем-то другим, ведь, в конце концов, фотография — это ваше самовыражение. ваше, а не чье-то еще. Проявите доброжелательность, вежливость, лояльность. Скорее всего, этого будет вполне
достаточно, ведь у вас с моделью общие цели. Остальное придет с опытом. Это будут уже именно ваши наработки. Об этом нет смысла сейчас говорить. Это будет лично ваше. Сохраняйте контакт с моделью на протяжении всей съемки: показывайте фотографии в процессе, обсуждайте, если что-то не нравится, говорите об этом, объясняйте. Не бойтесь услышать замечания и пожелания в свой адрес. Не нужно быть великим фотографом на съемке.
Нужно стремиться получить максимально хороший результат.
Портретная съемка

И еще — помните одну простую истину. На портретную съемку модель идет за собой. Какой бы ни был образ, какая бы ни была идея, модель желает увидеть на фото именно себя, такую, какой она себя знает, себя иную, какой ее увидели вы, но себя. Это естественное желание. Не стоит этому противодействовать. Нужно просто стараться раскрыть модель, и тогда все получится.

ГДЕ СНИМАТЬ?
В портретной съемке от места съемки может вообще ничего не зависеть, а может завесить очень многое. Весь вопрос в вашем творческом замысле. Никто не мешает снимать на однотонном фоне в студии или вне студии, но делайте задний план максимально размытым. Последнее — всем известный прием, позволяющий максимально сконцентрировать внимание на модели и в то же время дать понять, что модель находится в определенной среде, атмосфере.
Думаю, все так делали. И если удачно поймать взгляд модели, можно получить прекрасный, не оставляющий равнодушным портрет.
Такие съемки, как вы понимаете, не требуют выбора особого места.

И все же есть масса мест, где можно и нужно снимать портреты. Это и внутренние интерьеры помещений, и открытые пространства. Это помогает вносить в кадр историю, создавать настроение.
Сейчас огромное количество студий, куда можно прийти и поснимать, особенно в крупных городах. Многие из них располагают своими интерьерами. Но тут есть свои минусы: студия сдается в аренду не бесплатно, а главное — в какой-то момент начинаешь ловить себя на том, что глядя на чью-то фотографию, первым делом примечаешь, в какой студии она снята.

Согласитесь, это не очень здорово — снимать там, где до вас снимали уже все-все-все. С другой стороны, интересных мест для съемки достаточно. Особенно летом, когда ничто не мешает снимать на улице. Тут многое может подойти — лишь бы место съемки соответствовало художественному замыслу. К вашим услугам и городские локации — от старинных улочек до заброшенных заводов, и природные — от цветущих весной парков до рек и полей. В общем, выбор богатый.
Например, многие исторические фильмы снимают на Школьной улице в Москве, где сохранились фасады старинных домов. Фотографы тоже не обходят стороной это место. С опытом понимаешь, что на фотографии порой совершенно невзрачное и даже неприятное на первый взгляд место может выглядеть
совершенно иначе. Например, длинная пешеходная галерея, возведенная строителями для безопасности проходящих мимо стройплощадки, вокруг площадки, где некогда располагалась гостиница Россия, стала излюбленным местом съемки фотографов. Когда попадаешь туда, вначале не веришь, что там можно вообще что-то снять, но кадры выходят весьма интересные. Если подобрать время дня и точку съемки, свет там просто изумительный.
Портретная съемка Портретная съемка

Также можно использовать для съемки кафе, торговые центры (особенно где есть атриумы), а современные офисные здания из стекла и бетона позволяют делать интересные съемки с отражениями. Железнодорожные вокзалы и станции тоже могут стать настоящей находкой и помочь воплотить задуманный образ, особенно если это что-то винтажное. Главное, никогда не снимайте на железнодорожных путях. Это не только опасно, но и считается моветоном
у фотографов.

И еще я советую до съемки побывать на месте, которое вы выбрали, и сделать «пристрелку». Это даст понимание, какие кадры можно получить, как ложится свет, какие ракурсы можно использовать. Это экономит время на съемке и дает пищу к размышлениям, помогает лучше подготовиться к съемке.

КАК СНИМАТЬ?
Когда выбрана модель, место съемки, подготовлен образ, мы имеем уже существенный задел для удачной съемки. Обратите внимание, как
много, оказывается, можно сделать на подготовительных этапах! Ничто теперь не должно нам мешать, отвлекать нас от работы. В процессе съемки особое внимание, конечно же, нужно обращать на свет. Кто-то работает с искусственным светом, я же предпочитаю естественное освещение, причем не только на уличных съемках, но и в студии. Как правило, из дополнительных средств использую лишь один ростовой отражатель, чтобы подсветить тени.
На мой взгляд, такая схема работы достаточно проста и эффективна. В результате получаем вполне рабочую и, что важно, естественную картинку по свету, избегая при этом необходимости решать дополнительные технические вопросы.

Для портретной съемки очень важна атмосфера в кадре, его настроение. За счет чего это достигается? На самом деле, за счет совокупности
факторов. Тут все заслуживает внимания и ничего нельзя упустить. Нужно продумать композиционное решение, освещение, цветовую схему кадра, соотношение модели и фона (главного и второстепенного) в кадре, выбрать подходящий ракурс и даже фокусное расстояние объектива.

Иногда можно намеренно добавлять различные эффекты в кадр, например использовать дымогенератор или дымовые шашки, имитируя туман.
Но главное, конечно же, эмоции и настроение модели, возможность заглянуть в ее внутренний мир. Остальное — это хотя и важные, но все-таки
вспомогательные в чем-то вещи для портретной съемки, тем не менее это не значит, что небрежное отношение к ним не испортит потенциально
удачный кадр. И, безусловно, не стоит сваливать неудачи на работу модели — всегда нужно начинать с себя, искать ошибки в своей работе. Это
путь к развитию.

Когда мы говорим об арсенале приемов портретного фотографа, мы, по сути, видим элементы конструктора, из которых фотограф, развиваясь, собирает свой собственный стиль. Формируя подход к решению каждой из этих локальных задач, мы одновременно и оттачиваем техническое мастерство, и показываем свой взгляд и свое отношение к тем сюжетам, которые снимаем. В дальнейшем модель как будто встраивается в эту придуманную фотографом картинку. Это, само собой, не отменяет важности работы самой модели, а создает более прочную основу для конечного результата.

ЧТО ДЕЛАТЬ С ФОТОГРАФИЯМИ ПОСЛЕ?
В заключение хочу немного затронуть тему постобработки фотографий. На мой взгляд, обработка обязательно нужна, но она должна являться логическим продолжением творческого замысла съемки. Иными словами, я не сторонник подхода «ерунда — при ретуши все равно все переделаем». Я считаю, что ретушь не должна быть чересчур глубокой. Она может быть вполне заметной, хотя, конечно же, многое зависит от конкретного кадра.

В любом случае постобработка — существенный и важный этап создания снимка. Он требует наличия не только нужного оборудования (компьютер, монитор, графический планшет), но и определенных навыков.
Как только мы начнем искать, сразу же становится ясно, что материалов по портретной ретуши наработано просто видимо-невидимо. Однако когда начинаем углубляться, оказывается, что инструментарий и подходы к портретной ретуши во многом повторяются. Многие приемы общеизвестны.

По моему опыту, существенное значение имеет не просто знание какого-то метода или инструмента, а умение с ним работать, понимание
деталей его работы, подстройка этого инструмента под себя, если хотите. И еще большое значение имеет технология обработки, то есть взаимосвязанное использование определенного набора приемов. Каждый со временем нарабатывает некий алгоритм, который в его руках дает подходящий результат, но происходит это порой далеко не сразу. Различные приемы пробуются и адаптируются под себя. Многие отбрасываются, а какие-то приживаются.
Если говорить о получении знаний по обработке, то я бы выделил три направления.

Первое — пользоваться общедоступными материалами в сети. Это бесплатно. Материалов просто неимоверное количество. И среди них, безусловно, есть много интересного. Но обратной стороной всего этого является трата такого же неимоверного времени на просмотр материалов и отбор из них информации, подходящей к использованию. Можно потратить
немало времени, осваивая методы, которые потом просто признаешь нецелесообразными. Поэтому многие и обращаются к остальным
двум направлениям.

Второе — пойти на какие-то курсы. Как правило, информация на курсах дается системно, а ведут их опытные преподаватели, хотя не лишним будет заранее посмотреть их работы и убедиться, что они действительно вызывают интерес. Удобно, что курсы можно найти на любой уровень знаний, но они уже, как вы понимаете, не бесплатны. Чаще всего занятия рассчитаны на достаточно большое количество занятий, поэтому информация на них дается в относительно разбавленном виде, хотя бывают и так называемые интенсивы. В любом случае вероятность получить некачественный материал здесь
куда ниже.

Третье — мастер-классы или индивидуальные занятия, где фотографы делятся своими наработками. На них обычно можно узнать готовую методику, которую использует сам фотограф. Информация тут преподносится очень сжато и концентрированно. Как правило, она рассчитана на тех, кто уже освоил азы работы в графическом редакторе. Если вам нравятся чьи-то фотографии и интересно, как они обрабатывались, то такой формат вполне может оказаться интересным.

Разумеется, я не хочу сказать, что нужно останавливаться только на чем-то одном — имеет смысл комбинировать.
Удачных вам снимков!

Текст и фото: DBond





Комментарии

Похожие новости