Photo Pro Center

Изучаем баланс белого

Изучаем баланс белого
Поговорим о балансе белого (ББ). Тема, которая весьма распространена, но, все же большинство начинающих фотографов попадают в ситуацию, когда они не могут определиться, что выставить в настройках и по какому критерию осуществить этот выбор. Я постаралась рассказать об этом так, как когда-то объясняли мне фотошколе.
Казалось бы, производители фотоаппаратов позаботились о ББ для каждого случая: автоматический, дневной свет, тень, облачно, лампы накаливания, флуоресцентные лампы, вспышка. Но не всегда условия фотосъемки соответствуют этим критериям, зачастую в картину вмешиваются дополнительные источники освещения, и тогда возникает легкое непонимание - какой ББ стоит выбрать.
Для начала стоит определиться с основными понятиями.

Баланс Белого – это, можно так выразиться, цвет света. Каждый источник света имеет свою цветовую температуру, т.е. то, каким оттенком он светит: синим, зеленым, красным…
Цветовая температура – это та температура, на которую нужно нагреть абсолютно черное тело, что оно начало испускать свет определенной длины волны, т.е. определенного цвета. Низкая температура – красный цвет, при повышении температуры цвета меняются – оранжевый, затем желтый, бело-желтый, голубой.
Измеряется цветовая температура в градусах Кельвина. К примеру, вспышка имеет температуру примерно 5500 °К, лампа накаливания 25 Вт – порядка 2400 °К (красновато-оранжевый цвет), лампа 60 Вт – 2800 °К, флуоресцентная – 3800 °К.
Солнце так же меняет свою цветовую температуру в зависимости от высоты над горизонтом, от жёлтого до красно-оранжевого цвета, причём, чем ниже солнце - тем краснее его цвет. Небо – источник голубого цвета. Если человек стоит в тени, то прямые солнечные лучи на него не попадают, и его освещает не солнце, а небо. Поэтому ББ рекомендуется поменять на «тень» и тогда человек на фотографии не будет голубоватым. Зачастую, при съемке снежного пейзажа снег получается голубого цвета, т.к. снег отражает цвет неба. В солнечную погоду мы имеем сразу два источника света, причём с разной цветовой температурой - это солнце (свет желтый) и небо (свет холодно-голубой). Если мы настраиваем камеру так, чтобы снег получился белым с фактурой (снег освещён солнцем в светах, и именно на этот свет мы и ориентируемся), то, скорее всего, и небо на этом снимке вы получите густого синего цвета, как и падающие от предметов тени. В таком случае, вам необходимо выбрать, какой объект для вас является ключевым и в настройках ориентироваться - в каких условиях освещения он находится. Конечно, в помощь фотографам, существует такая вещь как «автоматический ББ», но если вы хотите получить яркие и насыщенные цвета, пользоваться этой функцией не стоит. Почему? Дело в том, что автоматический ББ дает среднеарифметическое значение всех источников света, усредняя оттенки света, и может приглушить цвета самих предметов. Когда у Вас сложный смешанный свет от ламп накаливания, дневного света, льющегося из окна, разнообразных цветных рефлексов, это и неплохо. А если только один источник, то камера заодно может приглушить цвет кожи или цветной рефлекс, который вы хотели сохранить. Поэтому старайтесь выбирать ББ отдельно под каждую ситуации и, по возможности, избегайте ББ в режиме «автомат».
Зачастую ситуацию спасает ручная настройка ББ. В Интернете можно найти обучающие видео как это сделать, в том числе и обучающее видео от фотошколы ФОКУС. Я расскажу, как это сделать при помощи обычного белого листа. Это совсем несложно, но добавит вашей фотографии существенный плюс. Как это сделать:
Для зеркальных камер «Canon»:
1. Отключите автофокус на вашем объективе. Это необходимо сделать для того, чтобы техника позволила вам сделать снимок белого плоского листа, ибо камера, пока не сфокусируется, не снимает, а на плоской поверхности ей сфокусироваться
не удаётся.

2. Из всех значков ББ выберете ручной ББ.
3. На фотоаппарате выбираете режим приоритета диафрагмы (Av), без поправок, чтобы белый лист получился у вас средне-серого цвета. В приоритете диафрагмы у Вас это получится при любом освещении.
4. Берете белый лист бумаги. Расположите его примерно в той же плоскости, что и объект съемки.
5. Сфотографируйте лист бумаги так, чтобы он занимал весь снимок. Лист на этой фотографии получится серого цвета, что нам и требовалось.
6. Теперь заходите в меню фотоаппарата, выбираете пункт «ручной ББ» и выбираете фотографию, сделанную в п.4. Подтверждаете свой выбор и все !
7. Теперь снимаем непосредственно то, для чего мы вручную устанавливали ББ, а также не забываем, что этот ББ сохраняется только для данных условий освещения, и если вы решили поменять место, время съемки – то необходимо переустановить ручной ББ.
Бывает, что необходимо установить ручной ББ, когда вы снимаете со вспышкой. Особенно это касается моноблоков, чью мощность Вы меняете при съёмке, из-за чего меняется и цветовая температура данной вспышки. Тогда белый лист необходимо снять в режиме М. Фотоаппарат просто не успевает измерить количество света, отражённого листом бумаги, в режиме Аv, пока горит вспышка. Сделайте несколько кадров, подгоняя диафрагму так, чтобы лист получился серым. Совсем точная настройка не требуется, достаточно того, чтобы лист перестал быть белым, чтобы фотоаппарат смог различить оттенок цвета, который приобрёл нейтрально-серый лист. Это тот самый оттенок, который создаёт цветовую «ошибку», которую и нужно исправить. И дальше, точно так же, как уже описывалось, выбираете этот снимок для установок ручного ББ.
Часто получается так, что снимок включает в себя как естественное освещение, так и искусственный свет (например, люди за столом, на котором стоит лампа, но рядом окно, через которое падает естественный свет). В таком случае, наверно, лучше поставить ББ «естественный свет», но при этом вы должны понимать, что люди станут жёлтыми, ибо лампа их окрасит искусственным, более тёплым цветом. И это будет оправдано, т.к. все знают, что за окном - цвет «правильный», естественный, а дома – источник искусственного света, окрашенный, например, цветным абажуром . Но можно выбрать другой ББ, например, «лампы накаливания». Люди будут естественного цвета, но из окна польётся синий-синий цвет, какого в природе и не встретишь… Бывает так, что этот эффект может быть интереснее, чем при правильно выверенном ББ. Глубокой ночью, когда город освещён самыми разнообразными источниками света, можно попробовать с различными настройками ББ, эффект будет всегда разный. Закат и предзакатное солнце – лучше ставить «солнечный свет». Тогда оттенки на фотографии получатся естественные, без корректировки. Да, они скорее всего, будут розовато-желтые, но ведь именно этот оттенок передаёт всю атмосферу этого времени суток и придаст вашему портрету или пейзажу особую изюминку.
При выборе режима ББ стоит обращать внимание на рефлексы, которые могут отражаться от цветных поверхностей и окрашивать снимаемый объект. Если вы считаете, что этот цвет портит картину, то избавиться от него можно, только вручную установив ББ. При этом стоит еще раз упомянуть, что белый лист бумаги или средне-серую карту стоит расположить именной в той плоскости по отношению к фотоаппарату, что и объект съемки.
Условия съёмки не всегда бывают идеальными, особенно если вы снимаете не в студии, а в естественных условиях. Когда у вас возникает ситуация, что в освещение объекта вмешиваются несколько абсолютно разных источников, начните с того, что определите для себя: что именно вы снимаете, какой свет главный для этого объекта и как вся картина вяжется со смыслом. Исходя из этих критериев, определяйте ББ.
Ну, и, конечно же, не стоит забывать о творческой стороне процесса. Помните, что техническая сторона фотосъемки важна, но не должна исключать ваше видение того, какую фотографию вы хотите получить. Бывает, что «некорректно» выставленный ББ и создаст именно ваш неповторимый снимок!

Фотошкола "ФОКУС"
Метро «Чернышевcкая», Пр. Чернышевского, д. 5
Тел: (812) 957-40-99


Комментарии

Похожие новости