Соотношения света, которые могут улучшить или разрушить ваш портрет
В последней статье от фотостудии Fotime мы говорили о 6 классических световых схемах, используемых в съемке портрета, о том, как они создают форму и настроение снимка. Другой атрибут, оказывающий сильное влияние на эффектность портрета – соотношение света (lighting ratio). «Соотношение» - это математический термин, определение которого следующее – количественное отношение между двумя числами, отражающее во сколько раз одно соотношение превышает другое или наоборот.
Относительного портрета, мы сравниваем количество света на освещенной (простите за тавтологию) стороне лица модели с количеством света на теневой стороне лица, оцениваем во сколько раз света больше с одной стороны. Вы можете измерить данный показатель с помощью встроенного в цифровой камере счетчика (в режиме точечной экспозиции), либо воспользоваться флешметром.
Основные понятия.
Для правильного понимания понятия «соотношение света», мы должны предварительно обсудить несколько деталей. Во-первых, количество света зависит от установленного показателя диафрагмы на вашей камере. Шаг этого показателя (или ступень), может быть разным. Обычно это 1/3 либо ½ (зависит от настроек). Основные ступени диафрагмы следующие: f1, f1.4, f2, f2.8, f4, f5.6, f8, f11, f16, f22, f32, и т.д.
Не менее важный показатель – выдержка, или скорость затвора. Основные ступени шкалы этого показателя: 1 sec, ½ sec, ¼, sec, 1/8th, 1/15th, 1/30th, 1/60th, 1/125th, 1/250th, 1/500th, 1/1000th.
Основной момент, связанный с этими показателями, следующий: увеличивая любой показатель на одну ступень, вы увеличиваете количество света на снимке в два раза, по сравнению с тем снимком, который был у вас до увеличения. Например: вы фотографируете с диафрагмой f4, но хотите изменить этот показатель до 5,6. Тогда количество света увеличится в два раза. Если же вы раскрываете диафрагму с f4 до f11 (на три ступени), то количество света увеличилось на 2x2x2=8 раз. Итак, посмотрим примеры.
Соотношение света 1:1
Соотношение 1:1 – самое обыкновение освещение, по сути, без всяких соотношений. То есть количество света на всем лице модели равно. Это очень мягкое освещение, которое может быть достигнуто несколькими способами. Во-первых, вы можете использовать студийную либо обыкновенную вспышку, однако, будьте аккуратны. На снимке нет засвеченных участков, т.к. сила вспышки была подобрана таким образом, чтобы она не превышала уровень естественного света, как из окна в пасмурный день. Во-вторых, вы можете просто использовать отражатель, однако расположите его как можно ближе к лицу модели, чтобы на нем практически не оставалось никаких ярких теней. Соотношение света 1:1 дает нам мягкий, приятный портрет.
Соотношение 2:1
Итак, теперь количество света на одной стороне в два раза превышает количество света на другой стороне. Сделайте тестовый снимок, посмотрите на гистограмму, скорректируйте настройки диафрагмы, передвиньте, если необходимо, источник света (или модель).
Если у вас есть такая возможность, замерьте количество света на каждой стороне лица. Например, у вас должно получиться, что с одной стороны f8. При неизменной выдержке на другой, теневой стороне лица, будет f5.6.
Безусловно, с практикой, вы сможете оценивать данное соотношение на глаз.
Соотношение 4:1
Данное соотношение удваивает разницу в освещенности на лице модели. То есть различие между уровнями света (в ступенях диафрагмы) составит 2 ступени. Достичь именного такого соотношения в рамках студий не так просто (скажем прямо, с естественным светом легче), однако есть подсказка. Используйте пилотный свет, находящийся в линейном соотношении с импульсным светом, для того, чтобы представлять, как будет выглядеть снимок. Почему с естественным светом проще – вам не надо ничего представлять, все сразу видно. Конечно, вспышку предугадать сложнее. Лучше всего пробовать оба варианта, используя студии, где есть не только освещение, но и большие окна для естественного света.
Итак, для данного светового соотношения, если с освещенной стороны лица диафрагма будет выставлена на f8, то с теневой стороны должно быть f4 (f8 > f5.6 > f4 на две ступени ниже, т.е. в 4 раза меньше света).
На примере видно, как тени становятся насыщеннее.
Соотношение 8:1
Последнее соотношение, которое мы рассмотрим – 8:1. На освещенной стороне в 8 раз больше света, чем на теневой. Разница в диафрагме – 3 ступени, например f8 > f5.6 > f4 > f2.8. Для данной схемы мы советуем использовать один источник света (если вы начинающий фотограф – старайтесь всегда работать с одним источником света) и белый отражатель для теневой стороны.
Данная схема более выразительна, чем все остальные.
Если вы будете увеличивать соотношение света, какие-то детали лица на теневой стороне могут пропасть, что не очень хорошо (если конечно это не ваша творческая задумка).
Как использовать соотношения света?
Итак, внимательно посмотрите на 4 примера, размещенных выше. Почувствуйте, как меняется настроение всего портрета. На тех портретах, где соотношение света выше – больше драмы, больше чувства. Те портреты, где соотношение света ниже – мягче, а модель смотрится невинно. Используйте соотношения 1:1 и 2:1 для съемки детей. Однако такие соотношения не подойдут для обаятельного старца, когда надо подчеркнуть его годы и морщинки. Как раз таки в его портрет надо внести драматизм, используя 8:1.
Наиболее популярные соотношения света – 2:1 и 4:1. Этого достаточно для создания хорошей формы лица, и не слишком много, чтобы создать глубокие тени.
Ниже представим еще несколько примеров использования соотношения света в портретах. Подумайте, какой вариант лучше всего?
Первый снимок – один источник света. Слишком глубокие тени. В следующий раз будем использовать рефлектор.
Здесь использовался один источник света и серебряный рефлектор. В итоге соотношение света где-то 1:1. Все-таки надо добавить немного мужественности и драматизма. Увеличим соотношение света в следующем снимке!
Теперь используется 1 источник света и белый рефлектор. На данном снимке для конкретного человека соотношение света оптимально.
Советы по использованию соотношения света
Если вы снимаете на улице или в помещении с естественным светом и хотите выстроить оптимальное соотношение света – прячьтесь от прямых лучей солнца. Используйте шторы, если солнце светит слишком ярко. На ярком солнце практически невозможно контролировать соотношение света на лице, что определенно только ухудшит ваш портрет.
Приведем несколько «правил» соотношения света. Помните, что правила созданы для того, чтобы их нарушать. Вы свободны в своем творчестве.
Основные советы по использованию соотношения света
1. Для детей лучше использовать соотношения 1:1 или 2:1. Правда, дети двигаются так быстро, что держать их на ровном свету крайне проблематично. В общем больше света со всех сторон.
2. Для женщин лучше использовать 2:1 и 3:1
3. Для мужчин или бизнес портретов лучше подойдет 4:1 и 6:1 (две ступени с половиной)
4. Для артистов, пожилых людей, и прочих портретов, где нужно больше драматизма, используйте более высокие соотношения.
Любишь фотографию? Присоединяйся к журналу PhotoCASA в социальных сетях:
Вконтакте, Telegram, Живой Журнал, YouTube
Вконтакте, Telegram, Живой Журнал, YouTube
Комментарии