Photo Pro Center

Фотосъемка собак и других домашних животных

Здравствуйте, уважаемые читатели! Я, Крутиков Евгений, фотограф-анималист из города Курска. На протяжении многих лет я занимаюсь фотосъёмкой домашних животных. Хочу поделиться с вами основами анималистического жанра и рассказать об особенностях работы с собаками.

Анималистический жанр — это довольно сложный и многогранный съемочный процесс, в котором преследуется множество задач. Свое повествование желаю начать с главного понятия, что же такое - "портрет животного"? В данном случае, портрет — это вид изобразительного
искусства, целью которого является раскрытие внешних и внутренних особенностей животного: абсолютное внешнее сходство, характер и
индивидуальность внутреннего мира. На мой взгляд, без искренней любви к животным, без ежедневного и тесного контакта с ними, невозможно передать их глубокий и разнообразный внутренний мир.

Так как я, в основном, работаю с собаками, то речь пойдёт именно о них. За годы практической деятельности, я выработал определённое видение на предмет того, что должно быть включено в портретное изображение животного. Чтобы вызвать у зрителя внутренние эмоции, затрагивающие струны души, фотография должна выйти за рамки привычного созерцания и возгласа: "Ух, ты!", - подчеркивающего восхищение породой собаки, к передаче психологического образа, который подчеркивают: свет, месторасположение, внешний вид животного и выразительные глаза. Также важно уметь подчеркнуть важные и отсеять второстепенные, отвлекающие внимание зрителя, детали.

Грамотный подбор локации - один из важнейших нюансов в фотосъемке животных. Не каждая собака будет гармонично сочетаться с ромашками, для этого подойдут определенные породы, равно как и не каждая будет соответствовать драматичному сценарию, например, в
фотосъемке в полуразрушенном здании. Основа любого фотографического жанра — это свет и правильное построение кадра.

Свет — это главный элемент, без которого невозможна не только сама фотография, но и передача настроения животного. Исходя из опыта, я предпочитаю фотографировать в облачную погоду. Когда свет максимально рассеян, светотеневой рисунок выглядит сбалансировано и
хорошо поддается последующей прорисовке необходимого объема. А также это помогает запечатлеть четкий взгляд собаки, так как ей не приходится щуриться от света. Именно в таком свете, в собаке можно увидеть не только те особенности, которые присущи зверю, но и разглядеть в ней преданного, всем сердцем любящего своего хозяина, питомца. Всё зависит от задумки фотографа. Мягкая тень и блики в глазах — это желаемые атрибуты для фотографа-портретиста. Блики помогают акцентировать внимание на глазах, а, как известно, глаза
— это зеркало души.

Композиционное решение заключается в следующем: сначала строим, а потом снимаем. Необходимо внимательно следить за этим, чтобы не разрушить структуру фотографии. Обдумать, но не сделать фотографию, то есть сделать набросок на будущее — это лучшее решение, нежели получить посредственный результат и надеяться исключительно на постобработку.
В яркий солнечный день фотографировать очень сложно. Собака будет постоянно щуриться от света, а на морде появятся некрасивые тени. В солнечный день фотосъёмку лучше запланировать на «золотой час», когда солнце находится не так высоко в небе. Но нужно будет внимательно следить за вашей тенью, чтобы она не попадала в кадр, а тем более на собаку. Чтобы избежать этого, используйте длиннофокусный объектив, который позволит отойти дальше, но при этом сохранит вашу задумку. В таких условиях лучше всего удаются «веселые» фотографии, где животное запечатлено в движении: играется с любимой игрушкой или с хозяином. В подобного рода условиях, можно сделать очень интересный портрет.

Внешний вид животного, это лицо хозяина! Именно владелец животного несёт полную ответственность за внешний вид его любимца. Лишний вес, грязная шерсть, длинные когти — всё это отвлекающие зрителя нюансы, способные испортить впечатление от фотографии. Собака должна смотреться опрятно и привлекательно. Да, есть моменты, когда неухоженное животное будет смотреться интересно, но при условии, что в этом и есть смысл фотографии.

А вот если в яркий летний день, на красивой лужайке, лежит грязная собака, то ценности в этом снимке нет. Поэтому я категорически настаиваю, чтобы перед фотосессией, животное было приведено в полный порядок. Тогда оно будет вызывать восхищение на фотографиях, а
не осуждение в сторону хозяина.
Ещё, я за «голеньких» собак на фото. То есть, когда собака без какой-либо амуниции, типа ошейника или шлейки. Они не должны присутствовать на изображенных собаках. Например, не стоит фотографировать хаски в ошейнике, который отделяет голову от туловища. Такая собака выглядит, как кивающий болванчик из дешевого китайского магазина. Животное должно оставаться животным, быть частью природы, и я
сейчас говорю не о локации. Я считаю, что хоть собака и давно одомашнена человеком (а некоторые породы, вовсе выведены искусственно),
она, всё же, является не частью человечества, а всецело принадлежит природе.

Для хорошего портрета собаки нужно знать, как с ней работать, как вызвать эмоции, раскрыть её внутренний мир. Есть база, которая подходит
для всех собак, а есть способы, которые помогут раскрыть именно индивидуальные особенности. Я для себя открыл один нюанс, чем больше
я фотографирую одну и ту же собаку, тем легче её раскрыть, проникнуть в её сознание. Изначально нужно отталкиваться от базовых знаний,
как фотографировать животных Во-первых, это безопасное и тихое место для модели. Не должно быть никаких отвлекающих факторов, иначе собака не будет сосредоточена на фотосъёмке. Какая бы выучка не была заложена владельцем в подопечного, собака всегда будет отвлекаться на прохожих, проезжающие машины, своих сородичей. Животное должно находиться в спокойном эмоциональном состоянии.

Во-вторых, хорошее физическое и эмоциональное состояние. С физическим состоянием я думаю, всё и так понятно, больное животное не
будет выглядеть счастливым на фотографиях. В глазах будет читаться усталость, движения будут вялыми и скованными. В таком случае лучше всего перенести фотосессию, нежели мучить питомца. А вот эмоциональное состояние, это нечто другое. Да, оно будет неважным, если собака болеет. Но также будет плохим, если сам хозяин животного находится в плохом расположении духа. Многочисленными исследованиями доказано, что собаки способны улавливать колебания настроения человека, они чувствуют, когда хозяину весело, а когда он грустит. Поэтому настроение хозяина очень важно для красивого портрета животного. Иногда случается, что начало фотосессии идёт легко и непринужденно, но в какой-то момент собака перестаёт слушаться, хозяин начинает нервничать, заводиться. Всё это может привести к тому, что собака замкнётся в себе или будет всеми силами показывать знаки примирения. В таком случае ни о какой фотографии можно уже не думать.

Фотограф должен уметь предвидеть такие моменты и пресекать их на корню. Я советую отвлечь человека разговором на постороннюю
тему, показать уже сделанные красивые фотографии. Одним словом, снять напряжение между клиентом и его собакой, постараться вернуть
их на позитивную ноту.

Третье, это правильная работа с собакой. Собака не человек, её нельзя заставить что-то сделать, только заинтересовать. Со стороны может
показаться, что тут такого? Назвали по кличке, вот она и смотрит на фотографа или хозяина. Открою тайну: не все собаки откликаются на
свою кличку, а тем более щенки. Поделюсь ещё одним секретом: не все клиенты понимают, как правильно работать со своей собакой на фотосессии. Точнее даже никто не понимает! Очень часто приходится объяснять, что я хочу получить от собаки в данный момент.

Куда собака должна смотреть, как высоко должна быть поднята её голова, чтобы я фотографировал не подбородок, а глаза. Для упрощения своей работы я работаю с ассистентом. Помощник должен чувствовать меня, и понимать, что я хочу получить от модели. Хватает полуслова, чтобы он сделал то, что для меня требуется. Мне пришлось объяснять краткую теорию фотографии, рассказывать нюансы, чтобы он находился со мной на одной волне. Зато сейчас работается легко, и расширяются возможности в работе с собакой.

Чтобы привлечь внимание собаки, у меня заготовлен набор трюков. Звуковые трюки: шепот, цоканье языком, имитация кошачьего мяуканья, знакомые слова для собаки, также манок на утку, хорошо помогает с некоторыми собаками. Визуальные трюки: игрушка-пищалка, камушек в пластиковой бутылке, показ любимой игрушки или лакомства. Поощрение собаки обязательная программа в фотосессии. Но необходимо заранее продумать вид мотивированного предмета. Если это еда, то кусок не должен быть слишком большим, липким. Он не должен кого-либо испачкать.

Если это игрушка, то она должна заинтересовывать собаку, но не перевозбуждать её. А так же легко прятаться в случае необходимости, в
рюкзак или в карман. Если собака работает за контакт с человеком (социальную мотивацию), то есть поглаживание или похвала, то и этот вид
мотивации не должен перевозбуждать собаку, как и все остальные.

Нужно не забывать о паузах для собаки. Даже, казалось бы, базовые команды, такие как: «сидеть» и «лежать», способны вымотать животное
морально и физически. В глазах появляется усталость, собака начинает сбиваться в командах, может уходить в отказ от выполнения заданной команды. Чем реже собака оказывается в работе в обыденной жизни, тем быстрее она устаёт на фотосессии. Я стараюсь делать перерывы, каждые 10-15 минут.

На самом деле, вся работа на фотосессии увлекательный, но очень изматывающий, процесс. Работа с собакой, поиск подходящей локации,
выбор нужного ракурса. Всё это порой тяжело даётся физически. Иногда приходится лежать на мокрой земле по несколько минут, чтобы получить тот кадр, который сможет удовлетворить вас полностью. Пословица «у фотографа чистая душа, но грязные колени», полностью соответствует анималистической фотографии.

О настройках фотоаппарата. Ввиду того, что собака всё же подвижный снимаемый объект, настройки должны быть соответствующие. Фокусировка у меня вынесена на отдельную, программируемую кнопку. Такая есть практически во всех современных фотокамерах. Выдержку
желательно выставлять - чем короче, тем лучше, чтобы быть готовым к любым движениям животного. Я лучше пожертвую чистотой кадра,
чем упущу красивый кадр. Поэтому ISO выставляю значительно высокое. Так же использую следящий автофокус. Даже когда собака находится в статике, она может в следующую секунду сорваться и побежать к хозяину или за другим интересующим её объектом. В такие моменты можно успеть сделать интересные и необычные кадры. Так как я заранее планирую кадр, даже если это будет движение собаки, то точку фокуса я выбираю ту, где должно быть животное. Кто-то же, всё время снимает по центральной точке, а потом кадрирует снимок. Выбор за вами.
Диафрагму я сильно не открываю. Предпочитаю фотографировать на значениях f/2.8-f/4. Всё индивидуально, и зависит от запланированного
кадра. Если фотографировать крупный портрет собаки на максимально открытой диафрагме, то нос и переносица окажутся сильно размытыми, если это «классическое» строение головы, вроде немецкой овчарки.

Если фотографировать движение собаки, которая будет двигаться на фотографа "в лоб", то выдержка должна быть от 1/1250 и короче, даже на
1/800 часто получаются нечётко «заморожены» лапы. Обязательно рекомендую использовать серийную съёмку, чтобы успеть отснять максимальное количество кадров, тогда, возможно и один единственный «выстрел» окажется удачным. Многое зависит и от скорости движения
животного. И еще, нужно помнить, что чем меньше значение диафрагмы, тем сложнее будет попасть по фокусу, когда собака бежит на высокой
скорости. Чтобы получить удачную фотографию, иногда приходится делать до пяти попыток. Движения нужно снимать с максимально нижнего ракурса, желательно из положения лёжа. Иначе на фотографии, может получиться, что из головы будет «расти» передняя лапа, а то и все две.

Прыжки через препятствие — это тоже движение. Настройки фотоаппарата, такие же, как и при обычном движении. Здесь нужно следить за самой собакой, успеть поймать момент, когда она будет «раскрываться» в прыжке или на подходе к нему. Можно поставить фотоаппарат на штатив, увеличить числовое значение диафрагмы и в ручном режиме сфокусироваться в том месте, где собака будет перепрыгивать препятствие. Самое главное, в момент прыжка, успеть прожать кнопку спуска, и надеяться, что собака прыгнет в том месте, где был наведён фокус. Но этот способ слишком сложный и не оправдывает себя.

Я часто фотографирую в ручном режиме «М», но с автоматической подстройкой значения светочувствительности. После тестовых кадров вношу поправки, путём экспокоррекции, добавляя или уменьшая значение на необходимое количество стопов. Не стоит забывать и о гистограмме. Именно она на фотосессии даёт честное представление о яркости снимка. Наши глаза нас часто обманывают, на солнце жк-экран бликует, что не позволяет в полной мере правильно оценить фотографию. А вот гистограмма не обманывает! Но нужно научиться правильно её читать.
В заключении статьи, хочу пожелать начинающим фотографам-анималистам, терпения на творческом пути. Пусть ваши фотомодели будут
послушными и помогут вам в реализации намеченных фотосъемок!

Текст и фото: Евгений Крутиков





Комментарии

Похожие новости