Photo Pro Center

Этапы фотосъемки от подготовки до обработки

Здравствуйте, читатели журнала PhotoCASA! Меня зовут Ренат, я живу в маленьком городке под названием Кострома. Фотография для меня — это скорее хобби, которое приносит небольшой доход и творческое удовлетворение.
Я специализируюсь в основном на портретных съемках, как детских, так и взрослых, жанровой фотографии и изредка, пейзаже. Снимаю всю свою сознательную жизнь, но в основном любительски, начиная с десятилетнего возраста и камеры «Смена 8м», и заканчивая цифромыльницами бюджетного уровня. Серьезно к фотографии я начал относиться в тот момент, когда родилась моя дочь и я, руководствуясь пословицей – «если хочешь сделать хорошо, сделай это сам», решил таким образом сэкономить на фотосессиях. Знал бы я, чем это все обернется в итоге …

В 2014 году я приобрел свою первую зеркальную камеру и это был Canon 650d с китовым объективом 18-55, насколько помню. Снимал в
основном своих детей, новорождённую дочь и четырехлетнего сына, на них и постигал азы более-менее продвинутой фотографии. С графическими редакторами я был знаком еще с рождения сына - старшего ребенка, когда пытался хоть как-то «вытащить» снимки с цифромыльницы.

В основном, моей мотивацией двигаться вперед и вверх по лестнице знаний в фотоискусстве, были мои дети, и желание оставить им память об их детстве, ну и взрослый портретный жанр, как весомое дополнение, который со временем занял равную нишу, наряду с детскими съёмками.

Через некоторое время я понял, что камеры бюджетного уровня и «китового» объектива не хватает по физическим возможностям съемки в «тяжелых» световых условиях (сумерки, подъезды, темные помещения), так как в основном я придерживаюсь естественного освещения и редко использую искусственный свет вне студий, да и в студиях, если это возможно, у меня в приоритете естественные источники света. Поэтому мною была приобретена «рабочая лошадка» многих фотографов – фотоаппарат Canon 5d mark 2, который позже я сменил на следующую версию - Canon 5d mark 3, а так же были последовательно, приобретены объективы: Canon 70-200 2.8 1, Canon 50 1,4, Canon 35 1,4, которыми снимаю и по сей день. Canon 70-200 2.8 1 я использую в жанровых и портретных съемках, как детских, так и взрослых. Canon 50 1,4 использую для портретов, как в студии, так и на улице. Canon 35 1,4, - портреты, и немного пейзажи. В перспективе планируется 85 1.4, как оптимальный объектив по скорости фокусировки и ширине диафрагмы, для съемок жанровой фотографии и портретов.

Если говорить о «секретах» успешной фотографии, то я считаю, что семьдесят процентов – это личный опыт, добытый, в том числе методом
проб и ошибок, и «набитие» руки и взгляда, которое формируется с годами и через тысячи забракованных снимков. Остальные тридцать
процентов, я бы разделил между приобретенной теорией, используемой фототехникой, которая позволяет снимать в требуемых условиях, и собственно предоставленных условиях съемки, ну и, конечно же, взаимодействием с моделью, как взрослой, так и ребенком.

Я не стал бы рекомендовать какую-либо технику, применительно к марке и модели, так как, в принципе, сейчас все производители изготавливают достаточно достойно, и разница лишь в мелочах. Для меня, главное, чтобы аппаратура могла снимать в жестких световых условиях, которые я перечислял выше. И самыми важными параметрами здесь будут – светосила объектива и способность фотоаппарата снимать в таких условиях.

Фотография, как итог работы по ее созданию, на мой взгляд, состоит из нескольких стадий, и здесь я бы остановился более подробно:
1. СТАДИЯ ПОДГОТОВКИ К СЪЕМКЕ:ВЫБОР МОДЕЛИ, МЕСТА СЪЕМКИ,ВИЗАЖИСТ, ПОИСК ДИЗАЙНЕРАОДЕЖДЫ.

Модель
Для детских некоммерческих съемок я практически всегда привлекаю своих детей, либо детей родственников, друзей и знакомых. Так или
иначе, дети, которых я снимаю, меня знают, и мне проще найти с ними общий язык на съемке. С незнакомыми же детьми, при коммерческих
съемках, часто помогает, общение на их языке. Нужно лишь немножко побыть ребенком, встать на их уровень, и вести разговор на равных, что
хорошо работает с детьми 4-7 летнего возраста.

Для взрослых ТФП съемок я, как правило, осуществляю поиск модели в сообществах модельных агентств, благо, даже в нашем небольшом
городе, их несколько. Модель подбирается достаточно субъективно, по типажу, который бы меня устроил в конкретной съемке, задумке, и
планируемом образе. Первую съемку с моделью, провожу без привлечения «тяжелой артиллерии», в виде визажиста и дизайнера одежды,
как правило, портретно, таким образом, достигается несколько целей:
• установление психологического контакта с моделью;
• я вижу человека в реальности, как он выглядит в «3д» мире, а не на аватарке, в социальной сети;
• оценивается возможность модели осуществлять самостоятельный макияж, который бы меня удовлетворил, как фотографа.
В какой-то степени, первая съемка, является пробной.

Визажист
Уже достаточное длительное время, я работаю с конкретным визажистом, который меня полностью устраивает. В своих съемках, считаю, что
все-таки снимаю модель с макияжем, а не макияж с моделью, и это очень тонкая грань, которую моя коллега по творчеству хорошо чувствует.
Иногда, и достаточно часто, макияж доверяется модели, я просто объясняю, что нужен, как правило, лишь подчеркивающий достоинства лица
макияж, который практически не «чувствуется» на снимке, а лишь дополняет общую картину.

Дизайнер одежды
Также найдены мной в процессе творческой деятельности, достаточно активно с ними сотрудничаю, в форме ТФП. Привлекаются, как правило, по конкретной задумке снимка. В основном, в портретах используется одежда модели, которая согласовывается на стадии подготовки к съемкам, с ней же, путем диалога в соц. сетях.

Поиск места съемки
Все мои съемки, за малыми исключениями, проходят в моем городе и его окрестностях, достаточно часто в шаговой доступности от моего
дома или в деревеньке, в нескольких километрах от города, где у меня расположена дача. Поиск необходимой локации, достаточно тяжелая и «больная» для меня тема, так как городок у нас маленький и две трети его, занимают спальные районы, с небольшой исторической частью. Природа же, в основном, однообразна, это леса и поля, средней полосы России. В деревнях, которые находятся рядом с городом, в деталях, уже присутствует 21 век, в виде пластиковых окон, обшивки домов и прочего, что достаточно сильно затрудняет проведение натурных съемок в винтажной стилистике, и часто приходится потрудиться, чтобы найти подходящее место съемки, и идти на различные ухищрения, от кадрирования снимка, таким образом, чтобы современные элементы не вошли в кадр, до работы по удалению, замене этих элементов в постобработке снимка в графическом редакторе.

Есть достаточно простая формула при поиске места съемки: чем ближе фотограф к модели, тем менее важны детали фона, но более важен
свет, падающий на лицо модели, грамотный макияж (в случае взрослой съемки), работа модели по эмоциям. Чем дальше фотограф от модели, тем все большее значение приобретает окружающая ее обстановка, детали фона, свет, который падает не только на модель, но и освещает окружающую ее обстановку.

В качестве совета могу сказать:
• На начальных стадиях наработки опыта, идя «в разведку» по поиску локации, берите с собой фотоаппарат и объектив(вы), на которые
планируете снимать, и, если что-то приглянулось, смотрите на локацию через них, так, вы поймете, как примерно будет выглядеть ваш кадр.
• Позже, вы с помощью камеры, научитесь самостоятельно, и уже без нее, видеть планируемые кадры на локации, добившись умения видеть тем же углом, что «видят» ваши объективы. Ведь, например, при съемке портретов на объективы от 50 мм и выше, многие ненужные детали просто «обрежутся» кадрированием, и на заднем плане не будут в фокусе.

Организационные моменты
Существует достаточно простой алгоритм, который думаю, ни для кого не секрет: «Чем больше участников планируемой съемки, тем сложнее
ее организовать и осуществить, и, тем больше, теряется ее спонтанность». Чем подробнее вы оговорите детали предстоящей съемки с ее
участниками, тем больше шансов, что не будет неприятных сюрпризов. Если вы организатор съемки, то именно вы за нее и отвечаете, в первую очередь.

Идея съемки и вдохновение
Мне нравятся как спонтанные съемки, так и съемки, которые требуют основательной подготовки по продумыванию образа, одежды, макияжа, а иногда и грима.

Часто бывает и так, что идея приходит в голову, а ее реализация складывается спустя какое-то время, иногда это даже месяцы или год, а иногда «пришла мысль в голову – завтра сняли», многое зависит от «безумности», и сложности в реализации. Был момент, возникла идея съемки модели в снегу, пришла зима, а снега в эту зиму почти не было, несмотря на наши относительно северные широты. Модель легла на землю, и мы буквально руками соскребали снег, чтобы он более-менее лежал на земле вокруг нее.

В качестве совета, «как поймать за крыло музу и идею», могу сказать: чаще смотрите кино, его кадры могут стать источником вашего вдохновения. Не стесняйтесь смотреть чужие работы, желательно, которые уровнем выше вас, они могут помочь вам, создать что-то свое собирательно. Идея может родиться не от какой-то одной, конкретной фотоработы, а из нескольких, и достаточно сильно отличаться от увиденного вами.

2. СЪЕМКА
Выбор времени съемок
Вот люблю я «золотой час» перед закатом и ничего поделать с этим не могу, в это время, до и после заката, происходит настоящая магия
света и поэзия природы. Наша относительно северная широта, благоволит таким съемкам, так как солнце даже летом не садится быстро,
а сумерки позволяют снимать, где-то еще полчаса - сорок минут после захода солнца. Очень хорошо, если солнце садится не в горизонт, а в
облака на горизонте или дымку, что рассеивает закатный свет, и позволяет вести съемки, как по солнцу, так и в контровом солнечном освещении.

Также, очень люблю пасмурную погоду, и особенно переменную облачность, которые позволяют снимать и днем, в рассеянном облачностью свете. Дневные солнечные съемки не избегаю, но все-таки, по возможности, отдаю приоритеты вышеупомянутому времени и природным условиям.

В качестве совета могу сказать – не уходите сразу, как уйдет солнце со съемки, особенно портретной. После заката солнца, через несколько
минут, будет еще одна, последняя «вспышка», прощание зари, и света будет достаточно, чтобы сделать драматические портретные кадры.

Локация
Как правило, я снимаю уже в изученной и разведанной заранее локации, или по изученному маршруту, чтобы исключить «метание» по местности в ограниченное время съемки, особенно вечернее.

Взаимодействие с моделью
Практически всегда, у меня это обычный диалог на уровне: познакомились, пообщались. Есть масса нейтральных тем, о которых можно разговаривать с представителем любого возраста в процессе съемки. Разговаривайте с моделью больше о ней, а не о себе. Психологически может быть трудна первая съемка, и если это ТФП, как уже говорил выше, я стараюсь сделать ее пробной, с минимальными организационными
затратами.

Технические параметры съемки
У меня, они очень разные - это своеобразное «жонглирование» экспотройкой: скоростью выдержки, размером диафрагмы, и величины ISO,
по схеме задания необходимой диафрагмы, критичности скорости выдержки, чтобы избежать так называемой «шевеленки», фокусное
расстояние объектива, не менее 1/фокусного расстояния скорости выдержки в секунду, (если фотоаппарат используется в руках и снимается статичная сцена), и если выдержка слишком длинная для съемки требуемой сцены, то следует увеличение ISO. Динамичные сцены, естественно, снимаются с запасом по скорости выдержки соответственно скорости движения снимаемых объектов.

Пример: при диафрагме 2.0 50 мм объектива, на полнокадровом фотоаппарате, критичная скорость выдержки при съемке статичного объекта, составляет 1/50 секунды, если она длиннее, то существует достаточно большая вероятность «шевеленки» на снимке. Съемки динамичных
сцен требуют увеличения скорости выдержки.

По шумам: достаточно давно перестал уделять этому пристальное внимание, так как считаю, что зернистость снимка даже дает определенные плюсы, при использовании полнокадровой фототехники, придавая снимку фактурность и своеобразную «киношность», особенно в портретах.
Снимаю в формате RAW, что позволяет откорректировать цветовую температуру снимка и не заморачиваться этим на съемке.

3.ПОСТОБРАБОТКА (РЕТУШЬ)
Практически, каждый мой снимок, в той или иной степени, проходит постобработку в графических редакторах, которые используют почти
все фотографы.
Глубина, степень постобработки, и ретуши зависят от поставленной перед собой творческой задачи. Если это портрет, то это работа с «додж/
берн» и кожей, если это жанровый снимок, то все зависит от задачи. Некоторые фотографии практически не ретушируются, а некоторые,
проходят через достаточно объемную работу с применением коллажирования: замены, удаления, или добавления различных элементов в
снимок.

В завершение статьи, хотел бы пожелать читателям, музы и вдохновения, не бойтесь ошибаться, ведь как говорил великий русский поэт А.С.
Пушкин – «… опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг». Не бойтесь экспериментировать, ведь именно путь экспериментов, проб и
ошибок, ведет к совершенствованию навыков и оттачиванию мастерства в любом направлении деятельности, в том числе, и в искусстве фотографии.
Спасибо за внимание!

Текст и фото: Ренат Фотов





Комментарии

Похожие новости