Photo Pro Center

Особенности съемки на широкоугольный объектив

Здравствуйте, уважаемые читатели журнала PhotoCASA. Меня зовут Татьяна Малышева, я профессиональный фотограф Sony Alpha, 15
лет фотографирую в разных жанрах, таких как свадебная, портретная, детская, семейная, репортажная и travel-съемка. Сегодня мне бы хотелось поговорить о широкоугольнике как о творческом инструменте.
Давайте сначала разберемся, что называется широкоугольной линзой. Это объектив, фокусное расстояние которого короче обычного. Также я расскажу и о сверхширокоугольных объективах (рассмотрим фокусное расстояние в диапазоне 35–12 мм).

Широкоугольный объектив можно применять в любом жанре фотографии, я пользуюсь им в репортаже, постановочном портрете, свадебной,
пейзажной и travel-съемке. Это наиболее удобный вариант, если нужно вместить в кадр всю сцену — большинство фотографов именно для
этого его и используют. Кроме того, ширик хорош для творчества: чтобы работать с линиями, формами, масштабированием. Именно об этом
мы и будем говорить.

Объектив на 35 миллиметров позволит создать иллюзию масштабности, если есть расстояние и понимание основных правил композиции и
художественных приемов: работа с ритмами, симметрией. Для эффективной работы с фокусным расстоянием в 35 мм нужно фактическое пространство, то есть чтобы была возможность отойти.

Гораздо проще найти интересное решение для сцены при съемке объективом 24 мм. Фокусное расстояние уже позволяет играть с геометрией, но и дисторсия несколько более выражена: нужно следить за тем, чтобы модели не попали в края кадра.
На мой взгляд, применение такого фокусного расстояния заставляет думать: нельзя увлекаться, нужно точно просчитывать кадр. Необходимо заполнять то пространство, которое ширик позволяет брать, но заполнять креативно и многопланово.

Чтобы делать интересные для зрителя кадры на сверхширокоугольный объектив шире 21 мм, нужно учиться работать с достаточно
нестандартным творческим инструментом. Эта оптика требует от фотографа осознанности: нужно понимать, что вы хотите сделать и почему именно таким широким углом.
Одна из целей — это масштабирование, показ пространства. Давайте сравним: одна и та же локация снята с помощью 40 и 15 мм. Восприятие картинки зрителем будет совершенно разным лишь за счет ширины и угла обзора (даже без изменения содержания кадра).


Какую при этом делать ГРИП зависит от изначально максимально открытой диафрагмы объектива (зачастую у широкоугольных она порядка f/4–4.5) и желания автора сделать кадр более глубоким, чем это позволяет плоская картинка таких линз. Я снимала на f/4.5 c 15 мм, f/1.4 c 21
мм, f/2.8 c 17 мм.

Если вы снимаете широким углом с минимальных дистанций для создания многоплановости и глубины даже при закрытой диафрагме, это отразится и на передаче перспективы — появятся искажения. Маленькие объекты, расположенные на переднем плане, становятся большими, а большие — маленькими. Конечно, только визуально, но это дает большие возможности фотографу. Так можно «увеличить» показываемое зрителю пространство, придумать историю и заставить думать над картинкой. Как на этих кадрах: снимаемая сцена на самом деле была не маленькой, при этом слева кадр такой, как я примерно его видела (снято на 40 мм), а справа — каким хотела показать его зрителю (снято на 15 мм).


Кроме того, на восприятие сильно влияет то, какой кадр вы делаете: горизонтальный или вертикальный. Конечно, первый дает больший масштаб, да и зрение у нас абсолютно горизонтальное. Но если у вас есть линии, идущие вдоль вертикалей, и вы хотите придать снимку движение, то второй вариант более уместен. Решать эту задачу должен автор, ведь ответственность за восприятие зрителем картинки лежит только на нем.

Для себя я выделяю следующие моменты, чтобы создать интересный кадр широкоугольником:
1) наличие форм, которые можно по-разному уложить в композицию:
• перпендикуляры и параллели;
• диагонали;
• прямоугольники;
• ритмы;
2) пространство:
• возможность отойти/подойти, чтобы не быть привязанным к одной точке съемки;
• возможность перемещать моделей в кадре, не используя края сцены;
3) эффекты:
• увеличение масштаба;
• усиление линий за счет вытягивания;
• использование искажения для создания гротеска при съемке конечностей и других частей тела.

Давайте поговорим о съемке людей, в том числе свадеб, на широкоугольные линзы. Считается, что людей на такую оптику лучше снимать в полный рост, но по моему мнению, нужно учитывать угол искажения и возможности своего объектива. Вполне реально оставлять только крупный и средний план при кадрировании, при этом включая в кадр очень широкую сцену. Главное грамотно располагать моделей, следить за пропорциями тела и тем, что с ними происходит. Я постоянно снимаю репортаж на объективы в диапазоне от 21 мм: это позволяет вместить в кадр то, что мне необходимо. При этом я не забываю играть с формами и пространством, следить за отсутствием ненужных искажений, в том числе перспективных.



Сделать минимальные перспективные искажения можно, снимая перпендикулярно земле: камеру нельзя наклонять вверх или вниз. Если
же вам пришлось это сделать, и вы планируете выровнять перспективу в программе для обработки, то возьмите с запасом. Выравнивая, не
переборщите и верните объекты в правильное соотношение.

На постановке широкоугольный объектив такой же верный помощник, как и линзы с привычным для съемки портрета стандартным и
портретным фокусным значением. Масштаб, пространство, полет, движение — все это широкий угол.





Кроме того, со сверхширокоугольным фокусным очень интересно работать с геометрией. Множественные бесконечные диагонали и ритмы не только украшают кадр, но и делают всю серию разнообразней. А использование считываемых четких линий, светотеневых форм может стать фирменным стилем фотографа. При этом для съемок очень важно тщательно выбирать локации и ракурсы: чтобы с ними можно было играть и вписывать в пространство моделей.



Объективы в диапазоне 12–20 мм дают огромные возможности, чтобы использовать композицию на всю мощь: усиливают перспективу, удлиняют линии, меняют пространство. За счет этих искажений можно сделать художественные приемы, показать достоинства модели или снять гротескный кадр. Важно знать меру, четко понимать цель: вы хотите показать рост модели, поставить акцент на определенной детали или утрировать физические данные, позу, тем самым выставив портретируемого в невыгодном свете. Чтобы сохранить правильные пропорции
тела человека, размещайте его в середине кадра.


Грубые ошибки при съемке широкоугольным объективом возникают в случаях, если вы:
- не учитываете перспективные искажения вашей конкретной линзы;
- ставите моделей в зоны, где нарушаются пропорции тела;
- снимаете бездумно, не выстраивая кадр до миллиметра;
- заваливаете перспективу;
- снимаете плоские кадры, забывая выносить на передний план ключевые объекты или объекты, создающие глубину и многоплановость;
- забываете пробовать разные ракурсы: не только с уровня глаз, но и от земли или с верхней точки;
- не используете объектив в художественных целях;
- забываете контролировать соотношение масштабов предметов в кадре;
- не следите за своей тенью (на широкий угол попадает все).

Широкоугольный объектив дает возможность разнообразить любую съемку, независимо от жанра, в котором вы снимаете: портрет, свадьбы, путешествия, детей или взрослых. Не бойтесь экспериментировать, снимайте одну и ту же локацию не только на стандартные фокусные, но и пробуйте смотреть на фотосцену более широким взглядом. И перед вами откроется новый удивительный мир!

Текст и фото: Татьяна Малышева





Комментарии

Похожие новости