Репортаж — это всегда интересно
Здравствуйте, читатели журнала PhotoCASA, меня зовут Татьяна Малышева. Я профессиональный фотограф, снимаю в очень многих жанрах, в том числе свадебном, портретном, арт, travel и репортажном. Состою в сообществе профессионалов Sony Alpha, являюсь организатором фототуров в Европе, автором публикаций в журналах PhotoCASA, Prophotos, Zankyou, The Pled, разработчиком видеокурса по свадебной фотографии. Кроме того, являюсь финалистом конкурсов и обладателем наград в области свадебной, детской, семейной и арт-фотографии: BICFP, Weddisson Award, IPSWP, 35 Award, Prophotos, а также участником российских и зарубежных фотовыставок.
В этой статье я поделюсь с вами своими секретами съемки репортажа. Для меня репортажная съемка — одна из любимых в фотографии, ведь
мне ничего не нужно делать: работать с моделью, выставлять свет, думать над позировками… Все происходит само собой, а мне остается только нажимать на кнопку спуска. Но на самом деле репортаж — огромная работа: до и после сделанного кадра.
Фундаментом для каждого репортажника являются знания о композиции, технике съемки, владение собственной аппаратурой — все это настолько прочно закрепилось в подсознании, что во время самого процесса не думаешь об этом осознанно. На съемке я уже вижу кадр благодаря этим навыкам. Мне не нужно время, чтобы что-то выстроить, проанализировать. Я понимаю, с какой точки нужно снять, исходя из
расположения героев события, света, который падает на них, фона и того, что должно последовать за этим моментом. И пока я физически перемещаюсь на локацию, я меняю параметры, если необходимо: диафрагму, выдержку, перенастраиваю экспозицию. Если предстоит съемка со вспышкой, направляю ее «голову» в сторону отражающей поверхности или меняю объектив. Поэтому к месту съемки я уже подхожу в полной боевой готовности. После все повторяется — и так до окончания всего процесса.
В данном жанре для меня важна скорость и светосила аппаратуры. Скорость — не серийная съемка, а минимальный лаг затвора, я работаю только в покадровом режиме протяжки, за исключением редких моментов. Сейчас я снимаю беззеркальной камерой Sony Alpha ILCE-7M3 с
возможностью отключения звука, что очень помогает при съемке концертов, спектаклей, венчания и крестин. Помимо этого, она маленькая, как и используемые мною линзы, что во время многочасовой работы тоже плюс.
Последние три года я использую fix-объективы Voigtlander Nokton с фокусным расстоянием 15 мм (f/4.5), 40 мм (f/1.4) и 75 мм (f/1.8). Все три
мануальные, что я считаю для большинства репортажных ситуаций преимуществом, так как могу контролировать скорость съемки при статичных ситуациях. До перехода на Sony снимала также линзами с фиксированным фокусным расстоянием, но уже c AF — 24 мм (f/1.4), 35 мм
(f/1.4), 85 мм (f/1.8) от Canon и Sigma. Как видите, в арсенале всегда есть ширик и небольшой телевик. Но преимущественно в репортаже я использую линзы 35–40 миллиметров, так как считаю этот жанр фотографии контактным: чтобы что-то увидеть, почувствовать, снять, нельзя
находиться на большом расстоянии от события.
Я люблю быть в прямом смысле на расстоянии вытянутой руки от происходящего. Преимущественно использую диафрагму в диапазоне от f/2.0 до f/2.5, так как она позволяет снимать без применения вспышки, а также отделяет главных героев от второстепенных и от фона. Со вспышкой я снимаю репортаж только тогда, когда условия освещения недостаточны от слова «совсем», и лишь там, где можно. Например, на концерте, спектакле, венчании и нельзя, и не нужно. Свет не должен быть скорректирован, а со светотеневыми рисунками на лицах необходимо работать с тем освещением, которое есть, не нарушая атмосферы.
Выжав из экспопары все что можно, повышаю ISO, благо современные камеры позволяют это делать без особого ущерба для качества картинки. В тех ситуациях, когда без дополнительного света нельзя, я использую внешнюю вспышку или на камере, или две — на стойках с помощью синхронизатора через отражающие поверхности. Бывает, что отражать не от чего — стен и потолка или нет, или они слишком далеко/высоко, тогда остается только ISO.
В репортаже, как и в других жанрах, я очень серьезно подхожу к работе с композицией и кадрированием: правило третей, золотое сечение, смысловые центры, многоплановость имеют большое значение. В этом смысле я педант, не приемлю обрезанных конечностей, завалов горизонта, зафиксированного моргания, бессмысленного использования пространства на снимке, одинаковых кадров. Для меня история как в одном кадре, так и во всей серии должна представлять собой законченное фотокино.
Репортажник — фотограф и репортер в одном лице, поэтому по картинкам должно быть понятно что, где и когда происходит, без подписей. В зависимости от съемки, это может быть целая серия изображений, развитие события во времени, а может быть всего одно — центральное из фоторяда. Я стараюсь передать событие максимально объективно, приближенно к реальности, учитывая фоновое, световое окружение. Я не имею права убирать мешающий предмет или просить человека выйти. В репортаже нет фоторежиссуры в кадре, но есть режиссура за кадром — это композиция, свет, хронологичность, умение использовать те условия, которые имеются, и в них нужно не просто сохранить мгновение, а создать эмоциональный, интересный зрителю снимок. Я тем или иным способом акцентирую, выделяю, то есть привношу свое «я» — вот это я увидела; вот это я считаю главным; вот это, я думаю, может быть интересно.
Добиваюсь этого с помощью пойманного момента, эмоции, а также приемов съемки: работая с линиями, светом, фактурой, отражениями, ритмами, многоплановостью. При этом не вмешиваюсь в само событие: я могу снять отражение пальцев музыканта в пианино, но мне нельзя двигать само пианино. Для меня важно знать не то, когда нажать на кнопку, а когда ее не надо нажимать. Не дошла до точки съемки, не выстроила кадр, не дождалась кульминационного момента — не нажала.
Фоторепортаж — это не про желание нажать на спуск, а про момент, который необходимо увидеть и запечатлеть. Я никогда не знаю, что получится. И нельзя хотеть чего-то конкретного, из этого ничего не выйдет — просто я открыта к любой ситуации, готова к ней и очень хочу поймать кадр. Это мое состояние во время каждой репортажной съемки. Все технические и творческие аспекты должны быть в подсознании, чтобы оставалось только наблюдать и реагировать. При этом очень важно оставаться по ту сторону фотоаппарата, с которой расположен окуляр, не реагировать физически на эмоциональные моменты: не спасать падающего, а снимать его падение.
Когда я говорю «поймать кадр», то не имею в виду, что необходим только один. Мне всегда нужна история, так как репортаж — это история. Буквально. Я мыслю сюжетами с порога, с первого нажатия на кнопку спуска. Даже при наличии одного главного или кульминационного момента в событии — это всего лишь одна картинка из целой серии, которую нужно снять. Для чего я постоянно чередую планы (общий,
кредний, крупный, деталь), использую различные художественные приемы и технику съемки. Я фиксирую всех героев происходящего: как
главных, так и второстепенных, в том числе место — тоже участника съемки. Это похоже на фильм, только картинки в нем не двигаются. Кадры постепенно создают целостную картину: есть начало, развитие, завершение.
Для того чтобы снимать репортаж, фотограф должен уметь общаться, наблюдать, быть незаметным, быстро реагировать… И это не тайна. А вот то, что нужно быть открытым, смелым, выносливым и терпеливым — понимают не все. Общаться не обязательно вербально. Незаметным нужно быть, прежде всего, внутренне, хотя я стараюсь и внешне — работаю в черном. Смелым — потому что зачастую нужно физически встать между происходящим и зрителем. Выносливым — так как съемка может длиться часами. Например, мой рекорд именно репортажной съемки — 12 часов подряд. А терпеливым, потому что кадр иногда приходится «высиживать».
Многие минусы — сложности репортажа как «неуправляемого» жанра — можно превратить в плюсы. Так, у всех организованных событий есть сценарий, который я узнаю заранее у распорядителя или заказчика, чтобы продумать точки съемки по ходу мероприятия. В этот список входят концерты, вручение премий, банкеты, анимация на днях рождения, спортивные матчи, Парад Победы и т.д. План повторяющихся мероприятий также известен и отточен до мелочей у фотографов, снимающих их неоднократно: крестины, венчания, бракосочетания, ежегодные музыкальные фестивали, конкурсы красоты. Непредсказуемость развития событий существует у «одноразовых» мероприятий, что значительно усложняет съемку репортажа и здесь особенно помогают те самые основы, когда у фотографа отключается все, кроме зрения, слуха и интуиции.
Советы: найдите свои слабые места (это может быть пробел в композиции или недостаточные технические возможности вашей аппаратуры) и избавьтесь от них. Если вам не хватает светосильного объектива или «быстрой» камеры — купите или возьмите в аренду. На съемке
наблюдайте, просчитывайте картинку заранее, будьте незаметными, заранее настраивайте аппаратуру на ту ситуацию, в которой вы находитесь, снимайте последовательно, разнопланово, физически не изменяя окружающее. Выстраивайте кадр до того, как нажмете кнопку, и нажимайте лишь тогда, когда что-то происходит. Учитесь смотреть, слышать и предвидеть ситуацию.
Текст и фото: Татьяна Малышева
В этой статье я поделюсь с вами своими секретами съемки репортажа. Для меня репортажная съемка — одна из любимых в фотографии, ведь
мне ничего не нужно делать: работать с моделью, выставлять свет, думать над позировками… Все происходит само собой, а мне остается только нажимать на кнопку спуска. Но на самом деле репортаж — огромная работа: до и после сделанного кадра.
Фундаментом для каждого репортажника являются знания о композиции, технике съемки, владение собственной аппаратурой — все это настолько прочно закрепилось в подсознании, что во время самого процесса не думаешь об этом осознанно. На съемке я уже вижу кадр благодаря этим навыкам. Мне не нужно время, чтобы что-то выстроить, проанализировать. Я понимаю, с какой точки нужно снять, исходя из
расположения героев события, света, который падает на них, фона и того, что должно последовать за этим моментом. И пока я физически перемещаюсь на локацию, я меняю параметры, если необходимо: диафрагму, выдержку, перенастраиваю экспозицию. Если предстоит съемка со вспышкой, направляю ее «голову» в сторону отражающей поверхности или меняю объектив. Поэтому к месту съемки я уже подхожу в полной боевой готовности. После все повторяется — и так до окончания всего процесса.
В данном жанре для меня важна скорость и светосила аппаратуры. Скорость — не серийная съемка, а минимальный лаг затвора, я работаю только в покадровом режиме протяжки, за исключением редких моментов. Сейчас я снимаю беззеркальной камерой Sony Alpha ILCE-7M3 с
возможностью отключения звука, что очень помогает при съемке концертов, спектаклей, венчания и крестин. Помимо этого, она маленькая, как и используемые мною линзы, что во время многочасовой работы тоже плюс.
Последние три года я использую fix-объективы Voigtlander Nokton с фокусным расстоянием 15 мм (f/4.5), 40 мм (f/1.4) и 75 мм (f/1.8). Все три
мануальные, что я считаю для большинства репортажных ситуаций преимуществом, так как могу контролировать скорость съемки при статичных ситуациях. До перехода на Sony снимала также линзами с фиксированным фокусным расстоянием, но уже c AF — 24 мм (f/1.4), 35 мм
(f/1.4), 85 мм (f/1.8) от Canon и Sigma. Как видите, в арсенале всегда есть ширик и небольшой телевик. Но преимущественно в репортаже я использую линзы 35–40 миллиметров, так как считаю этот жанр фотографии контактным: чтобы что-то увидеть, почувствовать, снять, нельзя
находиться на большом расстоянии от события.
Я люблю быть в прямом смысле на расстоянии вытянутой руки от происходящего. Преимущественно использую диафрагму в диапазоне от f/2.0 до f/2.5, так как она позволяет снимать без применения вспышки, а также отделяет главных героев от второстепенных и от фона. Со вспышкой я снимаю репортаж только тогда, когда условия освещения недостаточны от слова «совсем», и лишь там, где можно. Например, на концерте, спектакле, венчании и нельзя, и не нужно. Свет не должен быть скорректирован, а со светотеневыми рисунками на лицах необходимо работать с тем освещением, которое есть, не нарушая атмосферы.
Выжав из экспопары все что можно, повышаю ISO, благо современные камеры позволяют это делать без особого ущерба для качества картинки. В тех ситуациях, когда без дополнительного света нельзя, я использую внешнюю вспышку или на камере, или две — на стойках с помощью синхронизатора через отражающие поверхности. Бывает, что отражать не от чего — стен и потолка или нет, или они слишком далеко/высоко, тогда остается только ISO.
В репортаже, как и в других жанрах, я очень серьезно подхожу к работе с композицией и кадрированием: правило третей, золотое сечение, смысловые центры, многоплановость имеют большое значение. В этом смысле я педант, не приемлю обрезанных конечностей, завалов горизонта, зафиксированного моргания, бессмысленного использования пространства на снимке, одинаковых кадров. Для меня история как в одном кадре, так и во всей серии должна представлять собой законченное фотокино.
Репортажник — фотограф и репортер в одном лице, поэтому по картинкам должно быть понятно что, где и когда происходит, без подписей. В зависимости от съемки, это может быть целая серия изображений, развитие события во времени, а может быть всего одно — центральное из фоторяда. Я стараюсь передать событие максимально объективно, приближенно к реальности, учитывая фоновое, световое окружение. Я не имею права убирать мешающий предмет или просить человека выйти. В репортаже нет фоторежиссуры в кадре, но есть режиссура за кадром — это композиция, свет, хронологичность, умение использовать те условия, которые имеются, и в них нужно не просто сохранить мгновение, а создать эмоциональный, интересный зрителю снимок. Я тем или иным способом акцентирую, выделяю, то есть привношу свое «я» — вот это я увидела; вот это я считаю главным; вот это, я думаю, может быть интересно.
Добиваюсь этого с помощью пойманного момента, эмоции, а также приемов съемки: работая с линиями, светом, фактурой, отражениями, ритмами, многоплановостью. При этом не вмешиваюсь в само событие: я могу снять отражение пальцев музыканта в пианино, но мне нельзя двигать само пианино. Для меня важно знать не то, когда нажать на кнопку, а когда ее не надо нажимать. Не дошла до точки съемки, не выстроила кадр, не дождалась кульминационного момента — не нажала.
Фоторепортаж — это не про желание нажать на спуск, а про момент, который необходимо увидеть и запечатлеть. Я никогда не знаю, что получится. И нельзя хотеть чего-то конкретного, из этого ничего не выйдет — просто я открыта к любой ситуации, готова к ней и очень хочу поймать кадр. Это мое состояние во время каждой репортажной съемки. Все технические и творческие аспекты должны быть в подсознании, чтобы оставалось только наблюдать и реагировать. При этом очень важно оставаться по ту сторону фотоаппарата, с которой расположен окуляр, не реагировать физически на эмоциональные моменты: не спасать падающего, а снимать его падение.
Когда я говорю «поймать кадр», то не имею в виду, что необходим только один. Мне всегда нужна история, так как репортаж — это история. Буквально. Я мыслю сюжетами с порога, с первого нажатия на кнопку спуска. Даже при наличии одного главного или кульминационного момента в событии — это всего лишь одна картинка из целой серии, которую нужно снять. Для чего я постоянно чередую планы (общий,
кредний, крупный, деталь), использую различные художественные приемы и технику съемки. Я фиксирую всех героев происходящего: как
главных, так и второстепенных, в том числе место — тоже участника съемки. Это похоже на фильм, только картинки в нем не двигаются. Кадры постепенно создают целостную картину: есть начало, развитие, завершение.
Для того чтобы снимать репортаж, фотограф должен уметь общаться, наблюдать, быть незаметным, быстро реагировать… И это не тайна. А вот то, что нужно быть открытым, смелым, выносливым и терпеливым — понимают не все. Общаться не обязательно вербально. Незаметным нужно быть, прежде всего, внутренне, хотя я стараюсь и внешне — работаю в черном. Смелым — потому что зачастую нужно физически встать между происходящим и зрителем. Выносливым — так как съемка может длиться часами. Например, мой рекорд именно репортажной съемки — 12 часов подряд. А терпеливым, потому что кадр иногда приходится «высиживать».
Многие минусы — сложности репортажа как «неуправляемого» жанра — можно превратить в плюсы. Так, у всех организованных событий есть сценарий, который я узнаю заранее у распорядителя или заказчика, чтобы продумать точки съемки по ходу мероприятия. В этот список входят концерты, вручение премий, банкеты, анимация на днях рождения, спортивные матчи, Парад Победы и т.д. План повторяющихся мероприятий также известен и отточен до мелочей у фотографов, снимающих их неоднократно: крестины, венчания, бракосочетания, ежегодные музыкальные фестивали, конкурсы красоты. Непредсказуемость развития событий существует у «одноразовых» мероприятий, что значительно усложняет съемку репортажа и здесь особенно помогают те самые основы, когда у фотографа отключается все, кроме зрения, слуха и интуиции.
Советы: найдите свои слабые места (это может быть пробел в композиции или недостаточные технические возможности вашей аппаратуры) и избавьтесь от них. Если вам не хватает светосильного объектива или «быстрой» камеры — купите или возьмите в аренду. На съемке
наблюдайте, просчитывайте картинку заранее, будьте незаметными, заранее настраивайте аппаратуру на ту ситуацию, в которой вы находитесь, снимайте последовательно, разнопланово, физически не изменяя окружающее. Выстраивайте кадр до того, как нажмете кнопку, и нажимайте лишь тогда, когда что-то происходит. Учитесь смотреть, слышать и предвидеть ситуацию.
Текст и фото: Татьяна Малышева
Любишь фотографию? Присоединяйся к журналу PhotoCASA в социальных сетях:
Вконтакте, Telegram, Живой Журнал, YouTube
Вконтакте, Telegram, Живой Журнал, YouTube
Комментарии