Photo Pro Center

Снимаем портреты на широкоугольный объектив

Здравствуйте, дорогие читатели! Думаю, для вас не новость, что портретная фотография не ограничивается классическими фокусными расстояниями, упомянутыми в большинстве учебников: 50, 85 и 135 мм. Своими мыслями об использовании широкоугольной оптики при съемке портрета я и хотел бы поделиться в этой статье.

24мм, F /1.8, 1 / 5 0, ISO 400


Должен отметить, что за последние годы наметился довольно ощутимый прогресс в признании того, что широкоугольному объективу самое место в рюкзаке портретного фотографа. И это однозначно меня радует. Но до сих пор немалое количество коллег продолжают считать, что широкоугольная оптика категорически не предназначена для съемки портрета. Искажение пропорций — именно это чаще всего называют в качестве основных аргументов против.

Как мне кажется, еще людей пугает то, что при съемке на ширик работа с пространством строится иначе, и надо быть крайне внимательными ко всем деталям, которые вы включаете в кадр.

24мм, F / 2 .8, 1 / 8 0, ISO 2 00


Что ж, давайте порассуждаем о том, когда портретному фотографу может пригодиться широкоугольный объектив. В первую очередь при съемке портретов в достаточно большом пространстве. Такого рода снимки являются моей основной специализацией, и я уже давно определил для себя минимум в 35 мм (а еще лучше 24 мм или шире), особенно если речь идет о съемке серии. Сами посудите: у вас есть персонаж и интересная локация, и вам надо показать и то, и другое по отдельности и их взаимосвязь или взаимодействие. При наличии интересного места съемки широкоугольный объектив поможет вам раскрыть все композиционные возможности, сделать кадр более интересным, так как чем шире угол обзора, тем сильнее проявляется линейная перспектива, лучше видны направляющие линии, да и в целом вы можете включить большее количество полезной для кадра информации. Если вы смотрели наш видеокурс о съемке серии , то понимаете, о чем я.

35 мм, F /1. 4 , 1 / 2 5 0, ISO 400


Кроме того, подтолкнуть вас к использованию широкоугольного объектива может масштаб локации: если она довольно маленькая или, наоборот, слишком большая. В довольно тесном окружении никакое другое стекло не справится с этим лучше.

24мм, F /1.8, 1 / 16 0, ISO 200


То же самое касается и очень масштабных пространств: многие из них помещаются в кадр только при наличии широкого угла обзора.

35 мм, F / 2 . 2 , 1 / 12 5 , ISO 2 00


Еще одним обстоятельством, которое должно склонить вас в сторону использования широкоугольной оптики, является само место, с которым вы работаете. Некоторые локации как будто созданы для того, чтобы снимать их на ширики, — только так они полностью раскрывают свой композиционный потенциал. В качестве примера приведу вам офисное здание на Большой Татарской улице, снять которое наиболее интересно мне удалось с 35-миллиметровым объективом.

35 мм, F / 1 . 8 , 1 / 5 00 , ISO 1 00


Вот вам еще один пример с озера Аслыкуль в Башкирии. У меня с собой был комплект из 24-, 35-, 45- и 85-миллиметровых объективов, но всю эпичность момента смог запечатлеть только 24-миллиметровый.
Несколько слов по поводу выбора подобного объектива. Для начала советую попробовать светосильный 35 мм. На мой взгляд, он является «идеальным компромиссом», при котором не слишком сильны геометрические искажения, а также очень ярко выражено отделение объекта от фона.

35 мм, F / 2 . 2 , 1 / 3 2 00 , ISO 1 00


Когда вы станете более уверены в своих силах, можно попробовать что-то пошире — вроде 24 мм. В этом случае вам следует быть внимательнее к перспективе и пропорциям, хотя это уже дело привычки и понимания. Буквально через несколько съемок вы начнете находить и вырабатывать свои внутренние правила работы с таким объективом. При этом никто не запрещает использовать искажения на пользу кадру — в качестве гипертрофирования черт или позы либо для усиления геометрии.

24 мм, F / 2 , 1 / 1 600 , ISO 1 00


После использования 24-миллиметрового объектива вам уже будет неважно, на сколько миллиметров шире будет ваше следующее устройство, поскольку принципы работы примерно одинаковы. Главное — это понимание того, что широкоугольной оптике вполне есть место в портретной фотографии, нужно лишь четко для себя его определить, базируясь на собственном стиле съемки. Помните, что всему есть применение, и никаких правил по большому счету нет: вы можете смело использовать то, что вам нравится и идет на пользу вашей фотографии. А даже если и нет, можно попробовать в качестве творческого эксперимента, как в свое время делал я. Прошли годы, и я уже не представляю, как снимать портреты без ширика «в кармане».
Широкоугольная оптика поможет вам взглянуть на портрет под другим углом: как образно, так и буквально. Вы поймете, как много творческого
потенциала в ней скрыто и насколько разнообразнее и интереснее могут стать ваши кадры. Смотрите на мир шире, друзья!

Текст и фото: Максим Гусельников








Комментарии

Похожие новости