Психология работы с моделью
Работа с моделью — достаточно сложная тема, и, думаю, у каждого опытного фотографа есть свой набор инструментов для того, чтобы наладить контакт. У кого-то получается лучше или хуже, но так или иначе, мы (фотографы) пытаемся добиться нужного настроения и эмоций от человека в кадре.
1. Самое первое и простое — пообщаться с моделью перед съемкой в мессенджере и/или за чашечкой кофе, если позволяет время. Я очень люблю болтать со своими клиентами: у каждого своя интересная история, а с кем-то мы даже начинаем дружить. Посмотрите перед съемкой страницы девушки в соцсетях, ведь зачастую там можно найти очень много информации: ее интересы, вкусы, взгляды и предпочтения.
2. Обсудите все детали совместного творчества заранее, чтобы не было сюрпризов и неловкостей для обеих сторон.
3. Помните, что съемка для модели — это большой стресс, и если для вас это ежедневная работа, то зачастую для нее это редкая, уникальная ситуация в жизни. Поэтому вы не должны «давить» своим опытом, а попытаться всячески помочь ей раскрыться.
4. Начните с себя — не стесняйтесь сами! Подумайте перед съемкой, что вас будет отвлекать или, наоборот, зарядит уверенностью, чтобы вы смогли передать модели это настроение. Не стоит раздражаться, если сразу не получится нужная эмоция, не нужно быть пафосным и щеголять своими достижениями.
5. Из этого вытекает следующая рекомендация, которая зависит от того, нашел ли ты «своего» человека для съемки или нет, стоит ли переходить с клиентом на «ты». Лично мне так гораздо проще взаимодействовать, спадает доля напряжения, присутствующая между впервые встретившимися людьми: чем проще (но при этом без панибратства) ты общаешься с клиентом, тем выше КПД готовых фото. Однако это может привести к тому, что модель воспримет легкое дружеское поведение как сигнал для манипуляции, поэтому важно предварительно четко оговорить все моменты (см. пункт 2).
6. Шутите. Да, это весьма очевидный совет, но при этом непростой, ведь не все мы одарены блестящим чувством юмора. Тем не менее веселые замечания на отвлеченные темы помогут растопить лед между вами. Оставьте шутки про сломанную технику или про других клиентов. Очень часто модели рассказывали про прошлые фотосессии, когда фотограф был угрюм и неразговорчив. Конечно, фотограф — не юморист, но он лидер съемки, и от его настроения очень сильно зависит результат.
7. Ведите светскую беседу, искренне интересуйтесь жизнью модели или взглядами на фотографию, на ту или иную тему, нащупайте ниточку общих интересов и рассказывайте о себе. Если человек остается замкнутым, можно задавать больше вопросов и получать односложные ответы (что тоже диалог) или рассказать о своем опыте, интересных моментах со съемок, вспом
нить факты о выбранной локации, объяснить, как снимает камера и т.д. Если модель сама не интересуется, как поживает ваш троюродный племянник или тетя из глубинки, не углубляйтесь в утомительные подробности.
8. Как можно четче сформулируйте главный посыл съемки, какое должно быть настроение, как модели себя вести, какие чувства ей нужно вызвать у зрителя. Если вы сами это хорошо осознаете, то и человек будет лучше понимать, что ему делать и как двигаться, чтобы добиться желаемого результата.
9. Если ни разговоры, ни шутки не помогают, в ход идет тяжелая артиллерия. Предложите модели сделать что-нибудь необычное, чтобы она почувствовала себя вне рамок собственного привычного образа, сломайте стереотип о каком-то предмете. Например, все мы знаем, что на стуле нужно сидеть, а вы предложите ей надеть его на руку и попозировать, как с сумкой. Здесь главное расшатать привычную картину мира. Преодолев страх «сделать что-то не так», у человека появляется состояние эйфории: «Я справился и при этом выглядел классно». Заставьте, хоть и наигранно, но безудержно смеяться: ненастоящий смех вскоре заменит искренний, мимика перестанет быть зажатой, и вы сможете продолжить работу с нужными эмоциями (мышцы расслабятся и станут более податливыми, уберется скованность).
10. Следующий пункт — убийство затвора. Но мы же с вами хотим добиться интересных эмоций, не так ли? Если модель никак не идет на контакт и просит снимать откровенную глупость, снимайте, пощелкайте затвором побольше, дайте человеку насладиться этим волшебным звуком, а затем беспощадно возвращайте контроль над съемкой в свои руки: говорите, что и как делать, куда садиться, в какую сторону лечь — формулируйте свои просьбы очень четко и коротко. Если модель снова примется командовать, объясните ей, почему так не стоит снимать, покажите фото, которое вы сделали по ее задумке, и попросите довериться своему профессиональному опыту.
11. Если, наоборот, модель очень опытная, знает определенный набор поз и не соглашается с вашими предложениями, не отчаивайтесь — вы режиссер съемки! Объясните, почему сейчас так выходит лучше, что проблема не в ее позировании, а идея съемки такова, что нужно двигаться по-другому, покажите на себе. Но не спешите прикасаться к девушке, чтобы поправить позу, а сперва спросите разрешения.
12. Если вам попалась совсем замкнутая и неконтактная модель, а времени раскрыть ее нет (допустим, если это 20–40 минутный фотопроект), то у вас должен быть отработанный набор поз, которые вы можете применить для нужного типажа и комплекции человека. Поза, подходящая легкомысленной девчушке, явно не подойдет серьезной женщине, пришедшей за имиджевым портретом.
Конечно, это не профессиональные рекомендации психолога, а лишь мои заметки по поводу общения. Я привела примеры, как раскрыть модель и на коммерческой, клиентской съемке, и на творческой. Что-то из вышеперечисленного универсально, а некоторые пункты подойдут лишь для определенной ситуации.
Вы можете написать мне в соцсетях, согласны вы со мной или нет, какими приемами сами пользуетесь, а также поделиться своими историями. Мне будет очень интересно пообщаться на эту тему!
Текст и фото: Annet Тукачева
1. Самое первое и простое — пообщаться с моделью перед съемкой в мессенджере и/или за чашечкой кофе, если позволяет время. Я очень люблю болтать со своими клиентами: у каждого своя интересная история, а с кем-то мы даже начинаем дружить. Посмотрите перед съемкой страницы девушки в соцсетях, ведь зачастую там можно найти очень много информации: ее интересы, вкусы, взгляды и предпочтения.
2. Обсудите все детали совместного творчества заранее, чтобы не было сюрпризов и неловкостей для обеих сторон.
3. Помните, что съемка для модели — это большой стресс, и если для вас это ежедневная работа, то зачастую для нее это редкая, уникальная ситуация в жизни. Поэтому вы не должны «давить» своим опытом, а попытаться всячески помочь ей раскрыться.
4. Начните с себя — не стесняйтесь сами! Подумайте перед съемкой, что вас будет отвлекать или, наоборот, зарядит уверенностью, чтобы вы смогли передать модели это настроение. Не стоит раздражаться, если сразу не получится нужная эмоция, не нужно быть пафосным и щеголять своими достижениями.
5. Из этого вытекает следующая рекомендация, которая зависит от того, нашел ли ты «своего» человека для съемки или нет, стоит ли переходить с клиентом на «ты». Лично мне так гораздо проще взаимодействовать, спадает доля напряжения, присутствующая между впервые встретившимися людьми: чем проще (но при этом без панибратства) ты общаешься с клиентом, тем выше КПД готовых фото. Однако это может привести к тому, что модель воспримет легкое дружеское поведение как сигнал для манипуляции, поэтому важно предварительно четко оговорить все моменты (см. пункт 2).
6. Шутите. Да, это весьма очевидный совет, но при этом непростой, ведь не все мы одарены блестящим чувством юмора. Тем не менее веселые замечания на отвлеченные темы помогут растопить лед между вами. Оставьте шутки про сломанную технику или про других клиентов. Очень часто модели рассказывали про прошлые фотосессии, когда фотограф был угрюм и неразговорчив. Конечно, фотограф — не юморист, но он лидер съемки, и от его настроения очень сильно зависит результат.
7. Ведите светскую беседу, искренне интересуйтесь жизнью модели или взглядами на фотографию, на ту или иную тему, нащупайте ниточку общих интересов и рассказывайте о себе. Если человек остается замкнутым, можно задавать больше вопросов и получать односложные ответы (что тоже диалог) или рассказать о своем опыте, интересных моментах со съемок, вспом
нить факты о выбранной локации, объяснить, как снимает камера и т.д. Если модель сама не интересуется, как поживает ваш троюродный племянник или тетя из глубинки, не углубляйтесь в утомительные подробности.
8. Как можно четче сформулируйте главный посыл съемки, какое должно быть настроение, как модели себя вести, какие чувства ей нужно вызвать у зрителя. Если вы сами это хорошо осознаете, то и человек будет лучше понимать, что ему делать и как двигаться, чтобы добиться желаемого результата.
9. Если ни разговоры, ни шутки не помогают, в ход идет тяжелая артиллерия. Предложите модели сделать что-нибудь необычное, чтобы она почувствовала себя вне рамок собственного привычного образа, сломайте стереотип о каком-то предмете. Например, все мы знаем, что на стуле нужно сидеть, а вы предложите ей надеть его на руку и попозировать, как с сумкой. Здесь главное расшатать привычную картину мира. Преодолев страх «сделать что-то не так», у человека появляется состояние эйфории: «Я справился и при этом выглядел классно». Заставьте, хоть и наигранно, но безудержно смеяться: ненастоящий смех вскоре заменит искренний, мимика перестанет быть зажатой, и вы сможете продолжить работу с нужными эмоциями (мышцы расслабятся и станут более податливыми, уберется скованность).
10. Следующий пункт — убийство затвора. Но мы же с вами хотим добиться интересных эмоций, не так ли? Если модель никак не идет на контакт и просит снимать откровенную глупость, снимайте, пощелкайте затвором побольше, дайте человеку насладиться этим волшебным звуком, а затем беспощадно возвращайте контроль над съемкой в свои руки: говорите, что и как делать, куда садиться, в какую сторону лечь — формулируйте свои просьбы очень четко и коротко. Если модель снова примется командовать, объясните ей, почему так не стоит снимать, покажите фото, которое вы сделали по ее задумке, и попросите довериться своему профессиональному опыту.
11. Если, наоборот, модель очень опытная, знает определенный набор поз и не соглашается с вашими предложениями, не отчаивайтесь — вы режиссер съемки! Объясните, почему сейчас так выходит лучше, что проблема не в ее позировании, а идея съемки такова, что нужно двигаться по-другому, покажите на себе. Но не спешите прикасаться к девушке, чтобы поправить позу, а сперва спросите разрешения.
12. Если вам попалась совсем замкнутая и неконтактная модель, а времени раскрыть ее нет (допустим, если это 20–40 минутный фотопроект), то у вас должен быть отработанный набор поз, которые вы можете применить для нужного типажа и комплекции человека. Поза, подходящая легкомысленной девчушке, явно не подойдет серьезной женщине, пришедшей за имиджевым портретом.
Конечно, это не профессиональные рекомендации психолога, а лишь мои заметки по поводу общения. Я привела примеры, как раскрыть модель и на коммерческой, клиентской съемке, и на творческой. Что-то из вышеперечисленного универсально, а некоторые пункты подойдут лишь для определенной ситуации.
Вы можете написать мне в соцсетях, согласны вы со мной или нет, какими приемами сами пользуетесь, а также поделиться своими историями. Мне будет очень интересно пообщаться на эту тему!
Текст и фото: Annet Тукачева
Любишь фотографию? Присоединяйся к журналу PhotoCASA в социальных сетях:
Вконтакте, Telegram, Живой Журнал, YouTube
Вконтакте, Telegram, Живой Журнал, YouTube
Комментарии