Photo Pro Center

Потолок как произведение искусства

Здравствуйте, уважаемые читатели! Меня зовут Артем Мирный, я фотохудожник. Приоритетные направления моей деятельности: городской пейзаж и интерьер. Мое творчество — это искусство света, которое состоит из светоносной триады: свет природный, искусственный и духовный.
Фундаментальной базой для моих изображений с точки зрения живописи является слияние двух жанров 17 века: ведуты и каприччио, где первый — это документальное детализированное изображение городского пейзажа, а второй — фантазия, свобода творчества.

Начиная с глубокой древности, люди стремились к изображению окружающего их мира: сцен повседневных занятий и культовых обрядов, растений и животных. Способы и техники нанесения рисунка, инструменты и краски того времени не сравнятся с современными воз
можностями создания изображения. Нынешнее время — век цифровых технологий — дарит возможность не только проявить свои художественные способности, но и продемонстрировать их всему миру. Процесс эволюции был крайне насыщенным и стремительным. От наскальных росписей пещеры Шове, совершенствуясь, человечество подошло к новому циклу, в котором у художников возникло естественное желание к передаче объемных изображений на плоскости. Невероятное трудолюбие помогло опытным путем прийти к гармоничному сочетанию света и тени, а также благодаря перспективе усовершенствовать глубину изображения. Стремление к совершенству и вовремя полученные знания позволили дать мощное развитие фресковой живописи и, что логично, предопределили судьбу станковой живописи. Спустя многие века технический прогресс подарил человечеству понятие о фотоаппарате и фотографии в целом, а за последние два столетия это уникальное изобретение прошло множество стадий модернизации.

Фотография — это правопреемница и ближайшая родственница живописи, которая, соответствуя времени, воспринимается как цифровой холст. Следуя ходу эволюции и техническому прогрессу, изменился и сам процесс запечатления изображения. Современный фотограф-ретушер работает в пространстве фоторедактора, где способы коррекции изображения выполняются по слоям, что соответствует процессу нанесения краски на холст. Палитра цветов имеет широчайший спектр оттенков, позволяющих добиться гармоничного сочетания комплиментарных цветов, и помогает в использовании художественных приемов при тонировании изображения. Графический планшет способствует идеальной прорисовке деталей, т.к. мастер управляет стилусом, имитирующим прикосновение кистью необходимого размера, назначения и плотности.
Цвет, свет, законы композиции и перспективы — все едино. В основе архитектуры, скульптуры и живописи лежит рисунок. Он рождается в душе автора, формируется в уме и претворяется в образ. Благодаря опыту образ легко отображается в виде наброска. Для фотохудожника подобного рода набросками являются цифровые негативы RAW. Они служат основой для ретуши, где изображение приобретает необходимый цвет и объем (при помощи соизмеримого сочетания света и тени).

В каждом из перечисленных видов изобразительного искусства есть свои сильные стороны, и нельзя однозначно сказать, что сложнее: живопись или фотография. Художник способен отобразить свет так, как ему хочется, а фотограф, дабы получить нечто подобное, попадает в непосредственную зависимость от явлений природы, что не всегда соответствует первоначальной задумке.

Фотограф способен мгновенно получить детализированное изображение, в то время как художнику-гиперреалисту на подобное воспроизведение понадобятся дни, недели, месяцы.
Роль фотографа в этом уникальном процессе заключается в запечатлении неповторимых состояний и явлений природы, великолепия природного ландшафта, передаче красок мира, раскрытии архитектурных идей и достижений человеческой деятельности. Фотография, равно как и живопись, призвана передавать информацию всем поколениям Вселенной, так как ее конечный результат — есть предмет зрительной способности. Помимо технической составляющей, в ней заложены фундаментальные основы, которые чувствуются на уровне интуиции, а также врожденного или приобретенного навыка видеть удачный ракурс, предугадывать активно меняющиеся события и прочее.
Мы живем в динамично развивающемся мире беспредельного стремления к недостижимому совершенству, которое находит отражение в нашей естественной и искусственной окружающей среде. Идея роста и подъема, отраженная в деревьях, горах, водопадах, во всем живом, что рождается на земле и тянется к свету, ныне дополнена возведенными небоскребами, зданиями с колоннами, минаретами мечетей, готическими шпилями, колокольнями храмов и многим другим. Устремленные в небо направляющие, позаимствованные древними зодчими из естественной среды обитания, в каждом строении предлагают нам поднять взор ввысь. Воодушевленные этой идеей, мы проходим внутрь, где наше внимание обращается к потолочному произведению искусства.

Здесь могут быть отображены изумительные орнаменты, дивная мозаика либо фантастические фрески, а порой и вовсе атриум. Все это устремляет мысли от материальной земли к миру, в котором преобладает Свет.

Память прошлого помогает современным архитекторам, скульпторам и живописцам проявить свой талант в процессе сохранения и приумножения достижений, соответствующих эволюции.
Расписные, мозаичные, скульптурно-геометрические потолки, которые смело можно отнести к «потолочному искусству», были известны с давних времен. Но расцвет этого искусства пришелся на эпоху Возрождения во время активного строительства храмов, монастырей, дворцов и множества других величественных сооружений.

Первой потолочной росписью, ставшей шедевром монументальной живописи, является работа знаменитого итальянского художника Андреа Мантеньи, выполненная в Палаццо Дукале. Вскоре потолочные росписи привлекли внимание знатных вельмож, и свет увидели работы таких титанов итальянского Ренессанса, как Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Паоло Веронезе и многих других.
Фотографируя потолочное произведение искусства, являющееся частью интерьера, возникает ряд организационных вопросов, которые зачастую сводятся к главному пункту — выбору «идеальной» точки съемки. Мы подбираем ракурс, ориентируясь на многочисленные правила построения композиции, колонны, поддерживающие купол или нервюрный свод, симметрию, образованную пересечением центрального нефа с трансептом, а также на другие элементы, среди которых отражающие поверхности и спиралевидные направляющие (лестницы).

При фотосъемке крайне желательна широкоугольная оптика: чем шире, тем лучше. Оптимальным фокусным расстоянием для полнокадровой камеры будет 14 мм (объектив любого бренда), за редким исключением — 12 мм. Установив камеру на штатив, я рекомендую выставить брекетинг экспозиции 5 кадров (–2EV, –1, 0, +1,+2EV), дабы максимально расширить динамический диапазон для последующего выравнивания степени освещенности. Остальные параметры являются стандартными для большинства съемочных процессов: ISO 100 (50), диафрагма — согласно вашему опыту и особенностям объектива. При съемке с рук ориентируемся по выдержке, которая позволит сделать резкий кадр. В моем случае это 1/60–1/80 сек., диафрагма — согласно характеристикам объектива, ISO — в режиме «Авто».
Процесс потолочной съемки достаточно трудоемок, поскольку требует временных затрат и ювелирного выравнивания камеры относительно центральной оси снимаемой сцены. Облегчить этот процесс можно с помощью фотокамеры с наклонным дисплеем.
Я использую камеру Nikon D750.

Всем ценителям красоты и неравнодушным к фотографии людям, а также всем тем, кто вдохновляется великолепными примерами высокого совершенства, — всем-всем желаю удачи!

Текст и фото: Артем Мирный





Комментарии

Похожие новости