Реклама: ООО «СФИНКС», ИНН: 7801222400

INSPIRATION: компоненты, инструменты, эксперименты

Наверное, всем, кто мыслит себя адептами творчества, знакомо чувство опустошенности, связанное с отсутствием такого эфемерного понятия, как вдохновение. И, напротив, при его наличии все источники человеческой энергии: воображение, воля, фантазия, разум — устремляются в единое русло, стимулируя друг друга и позволяя сделать наш труд исключительно продуктивным. Для фотографа критерий вдохновенности приобретает особое значение. Порой это самое вдохновение приходит естественно, освежая мысли и награждая самыми неоднозначными идеями и образами. Но случаются и
кризисы, когда его ждешь не дождешься.

Не секрет, что большинство фотографов, в том числе и я, особенно в начале своего пути вынуждены (осознанно или нет) разделять коммерческую и творческую составляющие. Я условно говорю «разделять», ведь без творческого подхода я не представляю и коммерческую съемку.
INSPIRATION: компоненты, инструменты, эксперименты

Просто за один вид съемки фотограф получает денежное вознаграждение, а другой продиктован его индивидуальными внутренними устремлениями.
В моем случае коммерция процентов на 70 представляет собой детскую и семейную фотосъемку, а также уроки по обработке фотографий (индивидуальные, по скайпу, в записи). А снимая в творческой стезе, я работаю в различных жанрах, организовываю арт-проекты, приглашаю моделей и героев, опираясь на собственные вкусовые предпочтения, пробую новые способы ретуши и постоянно экспериментирую. Однако в планах у меня создание некого симбиоза — объединение творческого и коммерческого направлений в единый вектор движения.
INSPIRATION: компоненты, инструменты, эксперименты

Для людей нашей профессии свободное творчество — это воздух; возможность раскрыть себя и поделиться со зрителем частью своего внутреннего мира. По крайней мере, в моей системе координат это именно так. Но повторюсь: коммерческая деятельность также должна приносить удовольствие, служить источником вдохновения. Нет ничего тоскливее рутины. А ведь многие из нас, выбирая камеру в качестве рабочего инструмента, пытаются избежать,
говоря немного утрированно, именно офисной серости и однообразия. Поэтому рекомендую всем тем, кто разобрался с настройками фотокамеры, почувствовал магию света, возможности цветового воздействия, разобрал основы композиции и начал делать достойные снимки, научиться в первую очередь ценить себя. Я не имею в виду здесь собственную «псевдокоронацию» с ремаркой: «У меня Full Frame, и снимаю я уже полных два месяца. Я – профи со всеми вытекающими…». Нет-нет. Здесь обратная зависимость: чем больше ты снимаешь, обрабатываешь, чем сильнее углубляешься в этот процесс, тем очевиднее становятся для тебя самого те слабые места, которые нуждаются в доработке. Процесс личностного и творческого роста как раз и подразумевает постоянное совершенствование, образование и развитие. Если почувствовал предел, что достиг максимальных высот, пора что-то менять. Я, например, живу по принципу «кто-то учится у меня, в то время как я сама учусь у кого-то».
INSPIRATION: компоненты, инструменты, эксперименты

О чем это я? Ах да! Нужно уметь ценить себя. Если мы сами не будем хорошо к себе относиться, то с какой стати это будут делать другие? И отсюда растут ноги типичных ошибок, через которые, думается мне, прошло большинство фотографов.

Во-первых, нужно заниматься тем, что тебе действительно нравится. Нужно уметь сказать «нет». Не следует хвататься за любую работу только потому, что вам ее предложили. Неумение отказать порождает кучу неприятностей и проблем, мешает развитию и творчеству, не говоря уже о том, что когда вы будете обрабатывать четвертую по счету свадьбу за месяц или шестой репортаж, то пресловутое вдохновение просто впадет в анабиоз. Я и сама прошла через это. Набираешь кучу работы, которую надо сдавать, и сидишь до 5, 6 или 7 утра. А потом одного ребенка пытаешься отвести в сад, второго — накормить завтраком, мужа — проводить на работу. Очевидно, что пользы от такой загруженности ни тебе, ни тем более твоей семье не будет.
INSPIRATION: компоненты, инструменты, эксперименты

Во-вторых, мы зачастую назначаем слишком низкую цену за свою работу. Как следствие — ненужные заказы, скажем, от девочек пубертатного периода, которым нужна новая аватарка, или приглашение в качестве фотографа на сомнительную свадьбу в селе «Петушки». Надо уметь фильтровать и отфильтровывать. Не бойтесь отказать заказчику, если работа не представляется вам интересной. Будьте честны сами с собой и объективно оценивайте свой уровень, возможности и желания.

Теперь я немного расскажу о том, что вдохновляет меня в коммерческой деятельности; как я готовлюсь к съемке; как расставляю основные акценты.

Как я уже писала выше, основу коммерческой деятельности для меня в настоящий момент составляют детские и семейные съемки. В данном случае меня вдохновляют непосредственно мои герои, история и взаимоотношения каждой конкретной семьи. Это целая Вселенная! Моя задача — раскрыть индивидуальность каждого из моих героев, показать их настоящих, отобразить всю уникальную гамму чувств и эмоций, запечатлеть Жизнь и Любовь в их многогранности. Для меня важно, чтобы участники съемки были раскрепощены и естественны. Моя работа нацелена на результат. Именно поэтому в
большинстве случаев я не регламентирую время, отведенное на съемку, если иное не предусмотрено характером съемки (репортажная, студийная) или предварительной договоренностью с героями.
INSPIRATION: компоненты, инструменты, эксперименты

Все это, конечно, хорошо: любовь, семейные ценности, нежность, гармония… Но как передать всю эту палитру чувств на фото? Как взаимодействовать
с героями для получения оптимального результата? Ведь люди, приходящие на фотосессию, волнуются, а иногда и чересчур переживают. К каждой съемке надо подходить индивидуально. Я всегда даю клиентам ряд советов относительно нашего совместного мероприятия. Мы вместе определяем место съемки,
а также тему и стиль фотосессии. Я открыта к сотрудничеству и всегда выслушиваю пожелания и предпочтения, но при этом могу предложить
какие-то свои идеи и варианты.

Стандартным наболевшим вопросом, возникающим у героев в преддверии фотосъемки, является лаконичное «Что надеть?».

К данному моменту я рекомендую подходить основательно, чтобы результат работы мог удовлетворить обе стороны (нам ведь тоже нужны достойные снимки для портфолио). Фотографии должны получиться искренними и трепетными с точки зрения эмоциональной наполненности, иметь свой стиль и законченность образов с точки зрения эстетики. Говоря об одежде и ее сочетании, я всегда отправляю своим героям фото с примерами, вплоть до примеров того, что надевать не стоит, чтобы люди наглядно могли видеть, насколько проще выглядят фото с непродуманным стилем в одежде. Такой наглядный контраст, как правило, является действенным инструментом. Помимо всего вышеперечисленного, если это является для героев допустимым,
я прошу прислать фото того, во что они собираются одеться на съемку. Так мы быстрее приходим к окончательному варианту. Нужно уделять внимание буквально каждой мелочи: и аксессуары, и головные уборы, и обувь, и цветовое сочетание, и общий стиль одежды – все должно быть выдержано в одном ключе. Я стараюсь прописывать и проговаривать абсолютно каждую деталь, начиная от резинок и бантов для волос, заканчивая папиными носками и ботинками.
Ведь люди абсолютно не имеют представления о том, что, например, принты и узоры на их любимых нарядах будут отвлекать от основной эмоциональной идеи на фото. Или, скажем, одетый во все черное папа будет чересчур выделяться в кадре. Этих нюансов великое множество, именно поэтому я рекомендую тщательно прорабатывать образ перед съемкой. У меня есть своеобразная памятка, где очень подробно расписаны все эти моменты, но каждый раз, отправляя этот материал, я его немного перерабатываю, учитывая индивидуальные особенности и пожелания семьи, сезон, место и время
съемки. Обобщенная универсальная громада информации относительно одежды для фотосессии способна лишь запутать людей.
INSPIRATION: компоненты, инструменты, эксперименты

Следующий момент более тонкий, нежели внешний вид. Первостепенной задачей фотографа является создание необходимой атмосферы во время съемки. Здесь нужно быть немного психологом, немного педагогом, немного родителем, немного ребенком. Я за естественные эмоции в кадре! Если ребеночек находится в хорошем расположении духа, весел, игрив, заинтересован, то я стараюсь просто запечатлеть реальность, немного направляя процесс. Я
часто задаю вопросы, которые удивляют малышей или смешат. Такой непосредственный и полный изумления детский взгляд или задорный искренний смех — что может вдохновить больше? Иногда мы вместе поем, иногда считаем, порой чихаем, кричим, играем. На банальное «а-а-а-апчхи» маленькие герои то и дело разражаются звонким смехом.

Но часто бывает и так, что ребеночку надо адаптироваться к происходящему. Малыши порой бывают смущены и зажаты. Некоторые просто побаиваются тетки с фотоаппаратом. Я всегда стараюсь найти подход и уж тем более не пыхать мощным световым оборудованием в первые минуты, если мы работаем, например, в студии. Иногда я даже не беру в руки камеру, пока не договорюсь с малышом, или, наоборот, знакомлю маленького исследователя со своим
оборудованием. Все индивидуально. Мы можем и мяч погонять, и порисовать, и поиграть в машинки — куклы — поезда — мишки, чтобы ребеночек
освоился. А состояние ребенка — это зеркальное отражение состояния родителей.
Если малыш доволен происходящим, то и родители пребывают в благодушном расслабленном настроении. Надо только чуть более пристально следить за папами в кадре, ибо они меньше расположены к съемке, чем мамочки, которые в большинстве случаев являются инициаторами фотосессии. Если в фотосъемке участвуют старшие поколения (бабушки и дедушки), то нужно мягко и ненавязчиво помочь им с позированием. Однако если в фотосессии принимают участие совсем маленькие герои, то их нужно снимать максимально быстро, придерживаясь детского режима, пока ребеночек сыт и не
утомлен.
INSPIRATION: компоненты, инструменты, эксперименты

Самое главное: фотограф должен понимать, что он пишет «Историю Семьи», которая имеет огромное значение для этих людей и для их будущих поколений. Поэтому к делу надо отнестись вдохновенно и ответственно.

Теперь я расскажу немного о своих творческих съемках, в частности о том, где я беру идеи, что меня вдохновляет, как нахожу места для съемки, моделей и как работаю с ними.

Изначально я не очень представляла, кого и где снимать, какой смысл я могу вложить в каждый конкретный снимок. Эта была просто внутренняя потребность делать что-то для себя, свое. Естественно, я обратилась к творчеству других фотохудожников. Ох, какой заряд красоты и энергии я получила! На первых порах получалось только копировать. И то, копией это можно назвать условно, ведь у меня была своя модель, одетая в другую одежду, отличалось и место съемки. И по ходу съемки сценарий тоже менялся. После нескольких подобных опытов вдохновение, вооруженное парочкой идей,
стало периодически посещать и мою скромную обитель. А потом и вовсе я поняла, что черпать идеи можно повсеместно, любое «местечко за углом» можно неординарно обыграть. Я даже устраиваю подобные тренировки для своего воображения: еду куда-нибудь, глазею по сторонам и по хочу придумываю разные сюжеты, истории; представляю, какой образ и в каком месте мне бы хотелось видеть. Особенно примечательные виды и места я, можно сказать, коллекционирую: фотографирую, запоминаю, чтобы впоследствии развернуть там свою фотоисторию. Я постоянно стимулирую и провоцирую свою фантазию и воображение.
Вдохновляют и прочитанные книги, и просмотренные фильмы, и реальность, и мечты, и сны, и чувства, и переживания. Вдохновляет природа, волшебные пейзажи: вот еду вдоль заснеженного поля, посреди поля — одинокое дерево. Оно прекрасно и само по себе, но мое воображение уже дополняет этот минималистический пейзаж хрупкой фигуркой девушки в темном плаще. Эта картина подернута туманной дымкой, я смотрю на нее издали. Девушка и дерево читаются в виде силуэтов. Только черное и белое. Одиночество и умиротворение.

Или в густых зарослях сухостоя, озаренного закатным солнцем, я уже вижу печальную рыжеволосую нимфу с прозрачной персиковой, как будто светящейся изнутри кожей. Она такая же хрупкая и трепетная, как и эти грустные растения. Только дунь, только тронь — облетит, сломается. Извольте любоваться на расстоянии.

И так постоянно: множество идей мне дарит архитектура (ее стиль, цвет и геометрия), произведения искусства, народное творчество, природные явления. Я уже не говорю о том, что скоро смогу выпустить путеводитель по подмосковной «заброшке». По-моему, там содержится какой-то неестественный концентрат вдохновения. Правда, ведь, коллеги?

Сильнейшим образом вдохновляют люди: странные, яркие, задумчивые и необузданные, глубокие и эмоциональные. Очень часто я ставлю целью показать именно космос, заключенный внутри человека. Я стараюсь открыть зрителю красоту, хрупкость, нежность, воздушность, загадочность героини, которые не обрамлены надутыми губками, вычурной позой, тонной косметики, идеальной укладкой, дорогим нарядом и шпилькой, пригодной для скалолазания. Напротив. Я вижу эту красоту в простоте, естественности и некоторой таинственности. И при этом для усиления эффекта я стараюсь, чтобы
образ девушки так или иначе перекликался с тем, что ее окружает. Комбинации возможны любые: цветовое единство или контраст, геометрия, сюжет. Стиль выполнения некоторых моих работ в определенном роде схож с дореволюционными открытками.

Я ищу моделей с нетипичной внешностью, необычных, пропорциональных и непропорциональных, странных, ассиметричных, инопланетных!
Мне не важен цвет глаз/волос/кожи. Мне абсолютно не важен опыт. Лучше даже, если его нет. Очень люблю снимать хрупких девушек: прозрачных или полупрозрачных посланниц других планет.

В работе я прошу девушек быть собой, насколько это возможно. Ничего сложного и сверхъестественного. Зачастую моя просьба заключается в том, чтобы модель попробовала просто расслабиться. Люблю, когда взгляд направлен не в камеру, люблю, когда героиня закрывает глаза. Но все это зависит, разумеется, от сюжета и задачи. Иногда для понимания я прошу своих моделей подумать о бытовых вещах: «Представь, что едешь в машине», «Сидишь,
задумавшись, на диване», «Облокотилась на стол на кухне» и т. п.

Порой, видя, что модель ко мне еще не привыкла, стесняется, чересчур скована, я не тороплюсь приступить к работе. Мы можем просто гулять, пить кофе, обсуждать вещи, которые не имеют никакого отношения к фотографии. Я всегда стараюсь почувствовать глубину человека, понять его хоть немного. Мне кажется, это очень важно.
Подготовка к съемке тоже всегда происходит по-разному. Иногда мы старательно готовимся, тщательно подбираем одежду, прорабатываем детали, собираем, лепим, шьем, мастерим реквизит и аксессуары. До претворения идеи в жизнь проходит очень длительное время. Бывает, что все готовится в течение 2–3 дней, а бывают и экспромты. Однажды, например, гуляла с ребенком и увидела такую невероятную девушку! Не постеснялась, предложила.
Девочка не постеснялась взаимно, согласилась, и мы быстренько пробежались по ближайшим улицам, несколько адаптировав наряд.

Так что вдохновение повсюду! Будьте открыты и внимательны — и оно раскроет вам свои волшебные грани.

Желаю нам всем, чтобы работа была в первую очередь для души.

Ищите себя. Не бойтесь экспериментировать. Будьте откровенны с собой и с окружающими, и Вселенная ответит взаимностью.

Текст и фото: Анна Липатова
Любишь фотографию? Присоединяйся к журналу PhotoCASA в социальных сетях:
Вконтакте, Telegram, Живой Журнал, YouTube



Комментарии

Похожие новости