INSPIRATION: компоненты, инструменты, эксперименты
Наверное, всем, кто мыслит себя адептами творчества, знакомо чувство опустошенности, связанное с отсутствием такого эфемерного понятия, как вдохновение. И, напротив, при его наличии все источники человеческой энергии: воображение, воля, фантазия, разум — устремляются в единое русло, стимулируя друг друга и позволяя сделать наш труд исключительно продуктивным. Для фотографа критерий вдохновенности приобретает особое значение. Порой это самое вдохновение приходит естественно, освежая мысли и награждая самыми неоднозначными идеями и образами. Но случаются и
кризисы, когда его ждешь не дождешься.
Не секрет, что большинство фотографов, в том числе и я, особенно в начале своего пути вынуждены (осознанно или нет) разделять коммерческую и творческую составляющие. Я условно говорю «разделять», ведь без творческого подхода я не представляю и коммерческую съемку.
Просто за один вид съемки фотограф получает денежное вознаграждение, а другой продиктован его индивидуальными внутренними устремлениями.
В моем случае коммерция процентов на 70 представляет собой детскую и семейную фотосъемку, а также уроки по обработке фотографий (индивидуальные, по скайпу, в записи). А снимая в творческой стезе, я работаю в различных жанрах, организовываю арт-проекты, приглашаю моделей и героев, опираясь на собственные вкусовые предпочтения, пробую новые способы ретуши и постоянно экспериментирую. Однако в планах у меня создание некого симбиоза — объединение творческого и коммерческого направлений в единый вектор движения.
Для людей нашей профессии свободное творчество — это воздух; возможность раскрыть себя и поделиться со зрителем частью своего внутреннего мира. По крайней мере, в моей системе координат это именно так. Но повторюсь: коммерческая деятельность также должна приносить удовольствие, служить источником вдохновения. Нет ничего тоскливее рутины. А ведь многие из нас, выбирая камеру в качестве рабочего инструмента, пытаются избежать,
говоря немного утрированно, именно офисной серости и однообразия. Поэтому рекомендую всем тем, кто разобрался с настройками фотокамеры, почувствовал магию света, возможности цветового воздействия, разобрал основы композиции и начал делать достойные снимки, научиться в первую очередь ценить себя. Я не имею в виду здесь собственную «псевдокоронацию» с ремаркой: «У меня Full Frame, и снимаю я уже полных два месяца. Я – профи со всеми вытекающими…». Нет-нет. Здесь обратная зависимость: чем больше ты снимаешь, обрабатываешь, чем сильнее углубляешься в этот процесс, тем очевиднее становятся для тебя самого те слабые места, которые нуждаются в доработке. Процесс личностного и творческого роста как раз и подразумевает постоянное совершенствование, образование и развитие. Если почувствовал предел, что достиг максимальных высот, пора что-то менять. Я, например, живу по принципу «кто-то учится у меня, в то время как я сама учусь у кого-то».
О чем это я? Ах да! Нужно уметь ценить себя. Если мы сами не будем хорошо к себе относиться, то с какой стати это будут делать другие? И отсюда растут ноги типичных ошибок, через которые, думается мне, прошло большинство фотографов.
Во-первых, нужно заниматься тем, что тебе действительно нравится. Нужно уметь сказать «нет». Не следует хвататься за любую работу только потому, что вам ее предложили. Неумение отказать порождает кучу неприятностей и проблем, мешает развитию и творчеству, не говоря уже о том, что когда вы будете обрабатывать четвертую по счету свадьбу за месяц или шестой репортаж, то пресловутое вдохновение просто впадет в анабиоз. Я и сама прошла через это. Набираешь кучу работы, которую надо сдавать, и сидишь до 5, 6 или 7 утра. А потом одного ребенка пытаешься отвести в сад, второго — накормить завтраком, мужа — проводить на работу. Очевидно, что пользы от такой загруженности ни тебе, ни тем более твоей семье не будет.
Во-вторых, мы зачастую назначаем слишком низкую цену за свою работу. Как следствие — ненужные заказы, скажем, от девочек пубертатного периода, которым нужна новая аватарка, или приглашение в качестве фотографа на сомнительную свадьбу в селе «Петушки». Надо уметь фильтровать и отфильтровывать. Не бойтесь отказать заказчику, если работа не представляется вам интересной. Будьте честны сами с собой и объективно оценивайте свой уровень, возможности и желания.
Теперь я немного расскажу о том, что вдохновляет меня в коммерческой деятельности; как я готовлюсь к съемке; как расставляю основные акценты.
Как я уже писала выше, основу коммерческой деятельности для меня в настоящий момент составляют детские и семейные съемки. В данном случае меня вдохновляют непосредственно мои герои, история и взаимоотношения каждой конкретной семьи. Это целая Вселенная! Моя задача — раскрыть индивидуальность каждого из моих героев, показать их настоящих, отобразить всю уникальную гамму чувств и эмоций, запечатлеть Жизнь и Любовь в их многогранности. Для меня важно, чтобы участники съемки были раскрепощены и естественны. Моя работа нацелена на результат. Именно поэтому в
большинстве случаев я не регламентирую время, отведенное на съемку, если иное не предусмотрено характером съемки (репортажная, студийная) или предварительной договоренностью с героями.
Все это, конечно, хорошо: любовь, семейные ценности, нежность, гармония… Но как передать всю эту палитру чувств на фото? Как взаимодействовать
с героями для получения оптимального результата? Ведь люди, приходящие на фотосессию, волнуются, а иногда и чересчур переживают. К каждой съемке надо подходить индивидуально. Я всегда даю клиентам ряд советов относительно нашего совместного мероприятия. Мы вместе определяем место съемки,
а также тему и стиль фотосессии. Я открыта к сотрудничеству и всегда выслушиваю пожелания и предпочтения, но при этом могу предложить
какие-то свои идеи и варианты.
Стандартным наболевшим вопросом, возникающим у героев в преддверии фотосъемки, является лаконичное «Что надеть?».
К данному моменту я рекомендую подходить основательно, чтобы результат работы мог удовлетворить обе стороны (нам ведь тоже нужны достойные снимки для портфолио). Фотографии должны получиться искренними и трепетными с точки зрения эмоциональной наполненности, иметь свой стиль и законченность образов с точки зрения эстетики. Говоря об одежде и ее сочетании, я всегда отправляю своим героям фото с примерами, вплоть до примеров того, что надевать не стоит, чтобы люди наглядно могли видеть, насколько проще выглядят фото с непродуманным стилем в одежде. Такой наглядный контраст, как правило, является действенным инструментом. Помимо всего вышеперечисленного, если это является для героев допустимым,
я прошу прислать фото того, во что они собираются одеться на съемку. Так мы быстрее приходим к окончательному варианту. Нужно уделять внимание буквально каждой мелочи: и аксессуары, и головные уборы, и обувь, и цветовое сочетание, и общий стиль одежды – все должно быть выдержано в одном ключе. Я стараюсь прописывать и проговаривать абсолютно каждую деталь, начиная от резинок и бантов для волос, заканчивая папиными носками и ботинками.
Ведь люди абсолютно не имеют представления о том, что, например, принты и узоры на их любимых нарядах будут отвлекать от основной эмоциональной идеи на фото. Или, скажем, одетый во все черное папа будет чересчур выделяться в кадре. Этих нюансов великое множество, именно поэтому я рекомендую тщательно прорабатывать образ перед съемкой. У меня есть своеобразная памятка, где очень подробно расписаны все эти моменты, но каждый раз, отправляя этот материал, я его немного перерабатываю, учитывая индивидуальные особенности и пожелания семьи, сезон, место и время
съемки. Обобщенная универсальная громада информации относительно одежды для фотосессии способна лишь запутать людей.
Следующий момент более тонкий, нежели внешний вид. Первостепенной задачей фотографа является создание необходимой атмосферы во время съемки. Здесь нужно быть немного психологом, немного педагогом, немного родителем, немного ребенком. Я за естественные эмоции в кадре! Если ребеночек находится в хорошем расположении духа, весел, игрив, заинтересован, то я стараюсь просто запечатлеть реальность, немного направляя процесс. Я
часто задаю вопросы, которые удивляют малышей или смешат. Такой непосредственный и полный изумления детский взгляд или задорный искренний смех — что может вдохновить больше? Иногда мы вместе поем, иногда считаем, порой чихаем, кричим, играем. На банальное «а-а-а-апчхи» маленькие герои то и дело разражаются звонким смехом.
Но часто бывает и так, что ребеночку надо адаптироваться к происходящему. Малыши порой бывают смущены и зажаты. Некоторые просто побаиваются тетки с фотоаппаратом. Я всегда стараюсь найти подход и уж тем более не пыхать мощным световым оборудованием в первые минуты, если мы работаем, например, в студии. Иногда я даже не беру в руки камеру, пока не договорюсь с малышом, или, наоборот, знакомлю маленького исследователя со своим
оборудованием. Все индивидуально. Мы можем и мяч погонять, и порисовать, и поиграть в машинки — куклы — поезда — мишки, чтобы ребеночек
освоился. А состояние ребенка — это зеркальное отражение состояния родителей.
Если малыш доволен происходящим, то и родители пребывают в благодушном расслабленном настроении. Надо только чуть более пристально следить за папами в кадре, ибо они меньше расположены к съемке, чем мамочки, которые в большинстве случаев являются инициаторами фотосессии. Если в фотосъемке участвуют старшие поколения (бабушки и дедушки), то нужно мягко и ненавязчиво помочь им с позированием. Однако если в фотосессии принимают участие совсем маленькие герои, то их нужно снимать максимально быстро, придерживаясь детского режима, пока ребеночек сыт и не
утомлен.
Самое главное: фотограф должен понимать, что он пишет «Историю Семьи», которая имеет огромное значение для этих людей и для их будущих поколений. Поэтому к делу надо отнестись вдохновенно и ответственно.
Теперь я расскажу немного о своих творческих съемках, в частности о том, где я беру идеи, что меня вдохновляет, как нахожу места для съемки, моделей и как работаю с ними.
Изначально я не очень представляла, кого и где снимать, какой смысл я могу вложить в каждый конкретный снимок. Эта была просто внутренняя потребность делать что-то для себя, свое. Естественно, я обратилась к творчеству других фотохудожников. Ох, какой заряд красоты и энергии я получила! На первых порах получалось только копировать. И то, копией это можно назвать условно, ведь у меня была своя модель, одетая в другую одежду, отличалось и место съемки. И по ходу съемки сценарий тоже менялся. После нескольких подобных опытов вдохновение, вооруженное парочкой идей,
стало периодически посещать и мою скромную обитель. А потом и вовсе я поняла, что черпать идеи можно повсеместно, любое «местечко за углом» можно неординарно обыграть. Я даже устраиваю подобные тренировки для своего воображения: еду куда-нибудь, глазею по сторонам и по хочу придумываю разные сюжеты, истории; представляю, какой образ и в каком месте мне бы хотелось видеть. Особенно примечательные виды и места я, можно сказать, коллекционирую: фотографирую, запоминаю, чтобы впоследствии развернуть там свою фотоисторию. Я постоянно стимулирую и провоцирую свою фантазию и воображение.
Вдохновляют и прочитанные книги, и просмотренные фильмы, и реальность, и мечты, и сны, и чувства, и переживания. Вдохновляет природа, волшебные пейзажи: вот еду вдоль заснеженного поля, посреди поля — одинокое дерево. Оно прекрасно и само по себе, но мое воображение уже дополняет этот минималистический пейзаж хрупкой фигуркой девушки в темном плаще. Эта картина подернута туманной дымкой, я смотрю на нее издали. Девушка и дерево читаются в виде силуэтов. Только черное и белое. Одиночество и умиротворение.
Или в густых зарослях сухостоя, озаренного закатным солнцем, я уже вижу печальную рыжеволосую нимфу с прозрачной персиковой, как будто светящейся изнутри кожей. Она такая же хрупкая и трепетная, как и эти грустные растения. Только дунь, только тронь — облетит, сломается. Извольте любоваться на расстоянии.
И так постоянно: множество идей мне дарит архитектура (ее стиль, цвет и геометрия), произведения искусства, народное творчество, природные явления. Я уже не говорю о том, что скоро смогу выпустить путеводитель по подмосковной «заброшке». По-моему, там содержится какой-то неестественный концентрат вдохновения. Правда, ведь, коллеги?
Сильнейшим образом вдохновляют люди: странные, яркие, задумчивые и необузданные, глубокие и эмоциональные. Очень часто я ставлю целью показать именно космос, заключенный внутри человека. Я стараюсь открыть зрителю красоту, хрупкость, нежность, воздушность, загадочность героини, которые не обрамлены надутыми губками, вычурной позой, тонной косметики, идеальной укладкой, дорогим нарядом и шпилькой, пригодной для скалолазания. Напротив. Я вижу эту красоту в простоте, естественности и некоторой таинственности. И при этом для усиления эффекта я стараюсь, чтобы
образ девушки так или иначе перекликался с тем, что ее окружает. Комбинации возможны любые: цветовое единство или контраст, геометрия, сюжет. Стиль выполнения некоторых моих работ в определенном роде схож с дореволюционными открытками.
Я ищу моделей с нетипичной внешностью, необычных, пропорциональных и непропорциональных, странных, ассиметричных, инопланетных!
Мне не важен цвет глаз/волос/кожи. Мне абсолютно не важен опыт. Лучше даже, если его нет. Очень люблю снимать хрупких девушек: прозрачных или полупрозрачных посланниц других планет.
В работе я прошу девушек быть собой, насколько это возможно. Ничего сложного и сверхъестественного. Зачастую моя просьба заключается в том, чтобы модель попробовала просто расслабиться. Люблю, когда взгляд направлен не в камеру, люблю, когда героиня закрывает глаза. Но все это зависит, разумеется, от сюжета и задачи. Иногда для понимания я прошу своих моделей подумать о бытовых вещах: «Представь, что едешь в машине», «Сидишь,
задумавшись, на диване», «Облокотилась на стол на кухне» и т. п.
Порой, видя, что модель ко мне еще не привыкла, стесняется, чересчур скована, я не тороплюсь приступить к работе. Мы можем просто гулять, пить кофе, обсуждать вещи, которые не имеют никакого отношения к фотографии. Я всегда стараюсь почувствовать глубину человека, понять его хоть немного. Мне кажется, это очень важно.
Подготовка к съемке тоже всегда происходит по-разному. Иногда мы старательно готовимся, тщательно подбираем одежду, прорабатываем детали, собираем, лепим, шьем, мастерим реквизит и аксессуары. До претворения идеи в жизнь проходит очень длительное время. Бывает, что все готовится в течение 2–3 дней, а бывают и экспромты. Однажды, например, гуляла с ребенком и увидела такую невероятную девушку! Не постеснялась, предложила.
Девочка не постеснялась взаимно, согласилась, и мы быстренько пробежались по ближайшим улицам, несколько адаптировав наряд.
Так что вдохновение повсюду! Будьте открыты и внимательны — и оно раскроет вам свои волшебные грани.
Желаю нам всем, чтобы работа была в первую очередь для души.
Ищите себя. Не бойтесь экспериментировать. Будьте откровенны с собой и с окружающими, и Вселенная ответит взаимностью.
Текст и фото: Анна Липатова
кризисы, когда его ждешь не дождешься.
Не секрет, что большинство фотографов, в том числе и я, особенно в начале своего пути вынуждены (осознанно или нет) разделять коммерческую и творческую составляющие. Я условно говорю «разделять», ведь без творческого подхода я не представляю и коммерческую съемку.
Просто за один вид съемки фотограф получает денежное вознаграждение, а другой продиктован его индивидуальными внутренними устремлениями.
В моем случае коммерция процентов на 70 представляет собой детскую и семейную фотосъемку, а также уроки по обработке фотографий (индивидуальные, по скайпу, в записи). А снимая в творческой стезе, я работаю в различных жанрах, организовываю арт-проекты, приглашаю моделей и героев, опираясь на собственные вкусовые предпочтения, пробую новые способы ретуши и постоянно экспериментирую. Однако в планах у меня создание некого симбиоза — объединение творческого и коммерческого направлений в единый вектор движения.
Для людей нашей профессии свободное творчество — это воздух; возможность раскрыть себя и поделиться со зрителем частью своего внутреннего мира. По крайней мере, в моей системе координат это именно так. Но повторюсь: коммерческая деятельность также должна приносить удовольствие, служить источником вдохновения. Нет ничего тоскливее рутины. А ведь многие из нас, выбирая камеру в качестве рабочего инструмента, пытаются избежать,
говоря немного утрированно, именно офисной серости и однообразия. Поэтому рекомендую всем тем, кто разобрался с настройками фотокамеры, почувствовал магию света, возможности цветового воздействия, разобрал основы композиции и начал делать достойные снимки, научиться в первую очередь ценить себя. Я не имею в виду здесь собственную «псевдокоронацию» с ремаркой: «У меня Full Frame, и снимаю я уже полных два месяца. Я – профи со всеми вытекающими…». Нет-нет. Здесь обратная зависимость: чем больше ты снимаешь, обрабатываешь, чем сильнее углубляешься в этот процесс, тем очевиднее становятся для тебя самого те слабые места, которые нуждаются в доработке. Процесс личностного и творческого роста как раз и подразумевает постоянное совершенствование, образование и развитие. Если почувствовал предел, что достиг максимальных высот, пора что-то менять. Я, например, живу по принципу «кто-то учится у меня, в то время как я сама учусь у кого-то».
О чем это я? Ах да! Нужно уметь ценить себя. Если мы сами не будем хорошо к себе относиться, то с какой стати это будут делать другие? И отсюда растут ноги типичных ошибок, через которые, думается мне, прошло большинство фотографов.
Во-первых, нужно заниматься тем, что тебе действительно нравится. Нужно уметь сказать «нет». Не следует хвататься за любую работу только потому, что вам ее предложили. Неумение отказать порождает кучу неприятностей и проблем, мешает развитию и творчеству, не говоря уже о том, что когда вы будете обрабатывать четвертую по счету свадьбу за месяц или шестой репортаж, то пресловутое вдохновение просто впадет в анабиоз. Я и сама прошла через это. Набираешь кучу работы, которую надо сдавать, и сидишь до 5, 6 или 7 утра. А потом одного ребенка пытаешься отвести в сад, второго — накормить завтраком, мужа — проводить на работу. Очевидно, что пользы от такой загруженности ни тебе, ни тем более твоей семье не будет.
Во-вторых, мы зачастую назначаем слишком низкую цену за свою работу. Как следствие — ненужные заказы, скажем, от девочек пубертатного периода, которым нужна новая аватарка, или приглашение в качестве фотографа на сомнительную свадьбу в селе «Петушки». Надо уметь фильтровать и отфильтровывать. Не бойтесь отказать заказчику, если работа не представляется вам интересной. Будьте честны сами с собой и объективно оценивайте свой уровень, возможности и желания.
Теперь я немного расскажу о том, что вдохновляет меня в коммерческой деятельности; как я готовлюсь к съемке; как расставляю основные акценты.
Как я уже писала выше, основу коммерческой деятельности для меня в настоящий момент составляют детские и семейные съемки. В данном случае меня вдохновляют непосредственно мои герои, история и взаимоотношения каждой конкретной семьи. Это целая Вселенная! Моя задача — раскрыть индивидуальность каждого из моих героев, показать их настоящих, отобразить всю уникальную гамму чувств и эмоций, запечатлеть Жизнь и Любовь в их многогранности. Для меня важно, чтобы участники съемки были раскрепощены и естественны. Моя работа нацелена на результат. Именно поэтому в
большинстве случаев я не регламентирую время, отведенное на съемку, если иное не предусмотрено характером съемки (репортажная, студийная) или предварительной договоренностью с героями.
Все это, конечно, хорошо: любовь, семейные ценности, нежность, гармония… Но как передать всю эту палитру чувств на фото? Как взаимодействовать
с героями для получения оптимального результата? Ведь люди, приходящие на фотосессию, волнуются, а иногда и чересчур переживают. К каждой съемке надо подходить индивидуально. Я всегда даю клиентам ряд советов относительно нашего совместного мероприятия. Мы вместе определяем место съемки,
а также тему и стиль фотосессии. Я открыта к сотрудничеству и всегда выслушиваю пожелания и предпочтения, но при этом могу предложить
какие-то свои идеи и варианты.
Стандартным наболевшим вопросом, возникающим у героев в преддверии фотосъемки, является лаконичное «Что надеть?».
К данному моменту я рекомендую подходить основательно, чтобы результат работы мог удовлетворить обе стороны (нам ведь тоже нужны достойные снимки для портфолио). Фотографии должны получиться искренними и трепетными с точки зрения эмоциональной наполненности, иметь свой стиль и законченность образов с точки зрения эстетики. Говоря об одежде и ее сочетании, я всегда отправляю своим героям фото с примерами, вплоть до примеров того, что надевать не стоит, чтобы люди наглядно могли видеть, насколько проще выглядят фото с непродуманным стилем в одежде. Такой наглядный контраст, как правило, является действенным инструментом. Помимо всего вышеперечисленного, если это является для героев допустимым,
я прошу прислать фото того, во что они собираются одеться на съемку. Так мы быстрее приходим к окончательному варианту. Нужно уделять внимание буквально каждой мелочи: и аксессуары, и головные уборы, и обувь, и цветовое сочетание, и общий стиль одежды – все должно быть выдержано в одном ключе. Я стараюсь прописывать и проговаривать абсолютно каждую деталь, начиная от резинок и бантов для волос, заканчивая папиными носками и ботинками.
Ведь люди абсолютно не имеют представления о том, что, например, принты и узоры на их любимых нарядах будут отвлекать от основной эмоциональной идеи на фото. Или, скажем, одетый во все черное папа будет чересчур выделяться в кадре. Этих нюансов великое множество, именно поэтому я рекомендую тщательно прорабатывать образ перед съемкой. У меня есть своеобразная памятка, где очень подробно расписаны все эти моменты, но каждый раз, отправляя этот материал, я его немного перерабатываю, учитывая индивидуальные особенности и пожелания семьи, сезон, место и время
съемки. Обобщенная универсальная громада информации относительно одежды для фотосессии способна лишь запутать людей.
Следующий момент более тонкий, нежели внешний вид. Первостепенной задачей фотографа является создание необходимой атмосферы во время съемки. Здесь нужно быть немного психологом, немного педагогом, немного родителем, немного ребенком. Я за естественные эмоции в кадре! Если ребеночек находится в хорошем расположении духа, весел, игрив, заинтересован, то я стараюсь просто запечатлеть реальность, немного направляя процесс. Я
часто задаю вопросы, которые удивляют малышей или смешат. Такой непосредственный и полный изумления детский взгляд или задорный искренний смех — что может вдохновить больше? Иногда мы вместе поем, иногда считаем, порой чихаем, кричим, играем. На банальное «а-а-а-апчхи» маленькие герои то и дело разражаются звонким смехом.
Но часто бывает и так, что ребеночку надо адаптироваться к происходящему. Малыши порой бывают смущены и зажаты. Некоторые просто побаиваются тетки с фотоаппаратом. Я всегда стараюсь найти подход и уж тем более не пыхать мощным световым оборудованием в первые минуты, если мы работаем, например, в студии. Иногда я даже не беру в руки камеру, пока не договорюсь с малышом, или, наоборот, знакомлю маленького исследователя со своим
оборудованием. Все индивидуально. Мы можем и мяч погонять, и порисовать, и поиграть в машинки — куклы — поезда — мишки, чтобы ребеночек
освоился. А состояние ребенка — это зеркальное отражение состояния родителей.
Если малыш доволен происходящим, то и родители пребывают в благодушном расслабленном настроении. Надо только чуть более пристально следить за папами в кадре, ибо они меньше расположены к съемке, чем мамочки, которые в большинстве случаев являются инициаторами фотосессии. Если в фотосъемке участвуют старшие поколения (бабушки и дедушки), то нужно мягко и ненавязчиво помочь им с позированием. Однако если в фотосессии принимают участие совсем маленькие герои, то их нужно снимать максимально быстро, придерживаясь детского режима, пока ребеночек сыт и не
утомлен.
Самое главное: фотограф должен понимать, что он пишет «Историю Семьи», которая имеет огромное значение для этих людей и для их будущих поколений. Поэтому к делу надо отнестись вдохновенно и ответственно.
Теперь я расскажу немного о своих творческих съемках, в частности о том, где я беру идеи, что меня вдохновляет, как нахожу места для съемки, моделей и как работаю с ними.
Изначально я не очень представляла, кого и где снимать, какой смысл я могу вложить в каждый конкретный снимок. Эта была просто внутренняя потребность делать что-то для себя, свое. Естественно, я обратилась к творчеству других фотохудожников. Ох, какой заряд красоты и энергии я получила! На первых порах получалось только копировать. И то, копией это можно назвать условно, ведь у меня была своя модель, одетая в другую одежду, отличалось и место съемки. И по ходу съемки сценарий тоже менялся. После нескольких подобных опытов вдохновение, вооруженное парочкой идей,
стало периодически посещать и мою скромную обитель. А потом и вовсе я поняла, что черпать идеи можно повсеместно, любое «местечко за углом» можно неординарно обыграть. Я даже устраиваю подобные тренировки для своего воображения: еду куда-нибудь, глазею по сторонам и по хочу придумываю разные сюжеты, истории; представляю, какой образ и в каком месте мне бы хотелось видеть. Особенно примечательные виды и места я, можно сказать, коллекционирую: фотографирую, запоминаю, чтобы впоследствии развернуть там свою фотоисторию. Я постоянно стимулирую и провоцирую свою фантазию и воображение.
Вдохновляют и прочитанные книги, и просмотренные фильмы, и реальность, и мечты, и сны, и чувства, и переживания. Вдохновляет природа, волшебные пейзажи: вот еду вдоль заснеженного поля, посреди поля — одинокое дерево. Оно прекрасно и само по себе, но мое воображение уже дополняет этот минималистический пейзаж хрупкой фигуркой девушки в темном плаще. Эта картина подернута туманной дымкой, я смотрю на нее издали. Девушка и дерево читаются в виде силуэтов. Только черное и белое. Одиночество и умиротворение.
Или в густых зарослях сухостоя, озаренного закатным солнцем, я уже вижу печальную рыжеволосую нимфу с прозрачной персиковой, как будто светящейся изнутри кожей. Она такая же хрупкая и трепетная, как и эти грустные растения. Только дунь, только тронь — облетит, сломается. Извольте любоваться на расстоянии.
И так постоянно: множество идей мне дарит архитектура (ее стиль, цвет и геометрия), произведения искусства, народное творчество, природные явления. Я уже не говорю о том, что скоро смогу выпустить путеводитель по подмосковной «заброшке». По-моему, там содержится какой-то неестественный концентрат вдохновения. Правда, ведь, коллеги?
Сильнейшим образом вдохновляют люди: странные, яркие, задумчивые и необузданные, глубокие и эмоциональные. Очень часто я ставлю целью показать именно космос, заключенный внутри человека. Я стараюсь открыть зрителю красоту, хрупкость, нежность, воздушность, загадочность героини, которые не обрамлены надутыми губками, вычурной позой, тонной косметики, идеальной укладкой, дорогим нарядом и шпилькой, пригодной для скалолазания. Напротив. Я вижу эту красоту в простоте, естественности и некоторой таинственности. И при этом для усиления эффекта я стараюсь, чтобы
образ девушки так или иначе перекликался с тем, что ее окружает. Комбинации возможны любые: цветовое единство или контраст, геометрия, сюжет. Стиль выполнения некоторых моих работ в определенном роде схож с дореволюционными открытками.
Я ищу моделей с нетипичной внешностью, необычных, пропорциональных и непропорциональных, странных, ассиметричных, инопланетных!
Мне не важен цвет глаз/волос/кожи. Мне абсолютно не важен опыт. Лучше даже, если его нет. Очень люблю снимать хрупких девушек: прозрачных или полупрозрачных посланниц других планет.
В работе я прошу девушек быть собой, насколько это возможно. Ничего сложного и сверхъестественного. Зачастую моя просьба заключается в том, чтобы модель попробовала просто расслабиться. Люблю, когда взгляд направлен не в камеру, люблю, когда героиня закрывает глаза. Но все это зависит, разумеется, от сюжета и задачи. Иногда для понимания я прошу своих моделей подумать о бытовых вещах: «Представь, что едешь в машине», «Сидишь,
задумавшись, на диване», «Облокотилась на стол на кухне» и т. п.
Порой, видя, что модель ко мне еще не привыкла, стесняется, чересчур скована, я не тороплюсь приступить к работе. Мы можем просто гулять, пить кофе, обсуждать вещи, которые не имеют никакого отношения к фотографии. Я всегда стараюсь почувствовать глубину человека, понять его хоть немного. Мне кажется, это очень важно.
Подготовка к съемке тоже всегда происходит по-разному. Иногда мы старательно готовимся, тщательно подбираем одежду, прорабатываем детали, собираем, лепим, шьем, мастерим реквизит и аксессуары. До претворения идеи в жизнь проходит очень длительное время. Бывает, что все готовится в течение 2–3 дней, а бывают и экспромты. Однажды, например, гуляла с ребенком и увидела такую невероятную девушку! Не постеснялась, предложила.
Девочка не постеснялась взаимно, согласилась, и мы быстренько пробежались по ближайшим улицам, несколько адаптировав наряд.
Так что вдохновение повсюду! Будьте открыты и внимательны — и оно раскроет вам свои волшебные грани.
Желаю нам всем, чтобы работа была в первую очередь для души.
Ищите себя. Не бойтесь экспериментировать. Будьте откровенны с собой и с окружающими, и Вселенная ответит взаимностью.
Текст и фото: Анна Липатова
Любишь фотографию? Присоединяйся к журналу PhotoCASA в социальных сетях:
Вконтакте, Telegram, Живой Журнал, YouTube
Вконтакте, Telegram, Живой Журнал, YouTube
Комментарии