Реклама: ООО «СФИНКС», ИНН: 7801222400

Как снимать на пленку

Приветствую читателей журнала! Меня зовут Игорь Кондуков. В этой статье я расскажу про свой опыт пленочной фотографии, а также о некоторых особенностях съемки, проявки и сканирования.

Мое знакомство с пленкой началось с 35 мм и Nikon F4. Камера замечательная, однако проявка и скан в местной фотолаборатории ни к чему хорошему не привели: фотографии выглядели слишком «высокохудожественно». Мне же хотелось получить то качество, которое закладывалось в пленку производителем, а не оператором фотолаборатории. Поэтому я взялся за самостоятельную проявку и сканирование. Купил планшетный сканер и по видеоурокам и советам опытных людей начал осваивать проявку.

Естественно, начал с черно-белой пленки, поскольку и химию для нее найти проще, и сам процесс вполне доступен для новичка. После нескольких испорченных пленок результат стал удовлетворительным. Далее пошли эксперименты с экспозицией и рецептами проявки, а вскоре и вовсе приобрел камеру среднего формата — Mamiya RZ67.

Выбрал именно ее, потому что заинтересовал формат 6х7, и она универсальна для портретов: подходит как для мужских, так и для женских. Еще она крайне удобна и приятна в использовании несмотря на то, что весит, как парочка профессиональных цифровых камер. Первые проявленные среднеформатные пленки получились с засветами, но все-таки резкими и контрастными — это позволило оценить качество среднего формата, и пленка 35 мм перестала быть так интересна. С этими засветами удалось справиться довольно быстро: оказалось, все дело в камере: всего-то светил задник, который можно заменить. В итоге одна из первых пленок, проявленных без технических косяков, дала именно тот ч/б, к которому я стремился! И понеслось…

Разновидностей пленок для среднего формата достаточно много. Все они отличаются и по цене, и по результату, и по требованиям к свету. Главное, прежде чем снимать на определенную пленку, нужно понять, что производитель в нее заложил. Одни задуманы для студийной работы, отлично справляются с искусственным светом и дают больше возможностей, например ILFORD Pan F Plus 50 и ILFORD Delta 100. Другие позволяют снимать в ограниченных условиях освещения, например ILFORD Delta 3200.
Конечно же, я успел попробовать не все варианты, но на текущий сезон закуплено большинство из тех, что были в свободном доступе. На данный момент я отметил для себя две пленки, чаще всего снимаю именно на них: ILFORD HP5 Plus 400 и Kodak 400 T-MAX.
ILFORD HP5 Plus 400 очень хорошо поддается push-обработке, то есть ею можно пользоваться с разным освещением. Например, мне очень понравился результат, если использовать до 1600 ISO: пленка контрастная и передает большое количество оттенков серого. Kodak 400 T-MAX — контрастная с приятным шумом (тоже остался доволен итогом). Советую и вам попробовать разные варианты, чтобы выбрать фаворитов на свой вкус.

СЪЕМКА
Что касается процесса съемки, то чаще всего я снимаю со штатива, поскольку камера тяжелая.
Сталкивался с огромным количеством упоминаний о том, что замер экспозиции с помощью цифровой камеры — плохая затея, не дает нужного результата, и необходимо использовать экспонометр. У меня экспонометра нет, я пользуюсь цифровой камерой и доволен результатом!
По свету я применяю достаточно простые схемы. В большинстве случаев это мягкий рассеянный или отраженный дневной свет (с помощью отражателя или отражающих объектов на улице). Иногда экспериментирую с искусственным освещением.

На катушке среднеформатной пленки формата 6х7 всего десять кадров, и все их хочется сделать интересными. Именно поэтому пленка дисциплинирует гораздо лучше, чем цифра. Неудачный цифровой кадр ты можешь просто удалить и переснять, а вот испорченный кусок пленки уже нет. Так что следует заранее продумать все детали, особенно по тонам, одежде, стилю и локации.
Я никогда не начинаю фотосессию сразу с пленки, сначала пробую на цифровую камеру. Это своего рода разогрев и для меня, и для модели, особенно если она не профессиональная. За это время можно найти интересные ракурсы, увидеть, что следует подчеркнуть в кадре, а также найти общий язык, поболтать, расслабиться и начать получать удовольствие от процесса.

ПРОЯВКА
Проявкой я занимаюсь дома, в обычной ванной. Использую химикаты ILFORD. Вообще, для каждой пленки предусмотрена химия от ее производителя, тем не менее я спокойно пользуюсь средствами ILFORD для проявки других пленок. Все рецепты нахожу в интернете: есть удобный сайт с формулами, где можно подобрать комбинацию «проявитель + пленка», и вы получите все инструкции с указанием времени, в том числе по push/pull-процессу.
Замечено, что химия ILFORD очень хорошо подходит для push-процесса ILFORD-пленок. А если проявлять по номинальному ISO пленки, можно воспользоваться и проявителем сторонней фирмы. В продаже есть множество дешевых проявителей, но я еще не пробовал их в работе.

СКАНИРОВАНИЕ
Я использую планшетный сканер Epson V550. Разрешения отсканированных фотографий хватает для публикаций в интернете и печати в формате A4, хотя, возможно, и в большем. Специально не пользуюсь настройками родной программы от сканера, а просто сканирую негатив как позитивную пленку. В итоге получаю негативное изображение и после этого в Lightroom (с помощью плагина Negative Lab Pro 2) перевожу этот негатив в позитив. В отличие от стандартного скана, этот метод позволяет получать куда лучшее качество: отличный контраст, экспозицию и тональность.

Впереди у меня еще знакомство с красным фонарем и ручной печатью. За помощью с этим я планирую обратиться к более опытным коллегам. Очень интересно, как будут смотреться фотографии, напечатанные таким образом!
Напоследок хочу добавить, что пленка отличается от цифры еще и тем, что вы не сможете в процессе съемки оценить результат, скорректировать и переснять. Поэтому, когда достаешь из бачка пленку, это особенно интересно. И если ты хорошо подготовился, качественно снял, проявил и получил желаемые фото, это приносит гораздо больше удовольствия, чем просто неожиданно удачный кадр!
Надеюсь, эти знания пойдут вам на пользу. Осваивайте техническую часть и помните, что пленка — это лишь инструмент, а не панацея. Хотя мне этот инструмент очень нравится! В любом случае, если вы хорошо владеете собственной техникой, то сможете все внимание направить на подготовку, творческий процесс и получение удовольствия от съемок. Ведь, как сказал один фотограф: фотография — это не то, что в камере, а то, что вокруг нее.

Текст и фото: Игорь Кондуков
Любишь фотографию? Присоединяйся к журналу PhotoCASA в социальных сетях:
Вконтакте, Telegram, Живой Журнал, YouTube



Комментарии

Похожие новости