Сканография – искусство создавать художественные изображения при помощи сканера
Сканография – искусство создавать художественные изображения при помощи сканера. Терминология, в силу молодости направления, еще плохо сформировалась, и можно встретить слова «сканнография», «сканография», «сканограмма» и т.п. Я позволю себе не придерживаться четко какого-либо из вариантов. Кроме того, сложно вообще однозначно ответить на вопрос, что представляет собой сканография – впрочем, как и всегда, когда дело касается чего-то нового и необычного. Для меня этот молодой вид искусства находится где-то между живописью и фотографией, ближе к последней, разумеется. Теоретически сканограммой можно назвать любое изображение, полученное при помощи сканера, включая, например, все те копии, которые делаются студентами или офисными работниками в связи с отсутствием ксерокса… Эти изображения можно сравнить с хроникерскими фотографиями, которые делаются, например, на месте преступления. Их цель – не красота или смысл, а непосредственное запечатление расположения предметов, будь то улики или буквы в документе. Совсем другая ситуация в сканографии, создающейся ради Красоты.
Интересно, что вряд ли можно создать сканографию, соответствующую документальной фотографии – то есть чему-то, объективно отражающему реальность, но при этом заключающему в себе художественный образ. Как только творец, в роли которого может оказаться каждый из нас, приступает к созданию именно сканограммы как художественного объекта, начинается магия, и ни о какой объективной реальности не может быть и речи. Сканография не может запечатлеть ничего обыденного, это всегда – высказывание, игра. Можно сказать – торжество модернизма. Есть нечто гипнотическое в процессе создания скана: появляется замысел, потом ты находишь предметы, зачастую – раскапываешь в собственных шкафах игрушки из детства или просто что-то милое, но давно забытое; тщательно отбираешь; раскладываешь на сканере, делаешь прогон за прогоном, передвигаешь, следишь не только за эстетикой, но и за сохранением смысловой нагрузки изображения… И волей-неволей создаешь что-то особенное, необычное, недоразгаданное. Даже если ты сканируешь просто свое собственное лицо, изображение все равное получается далеким от обычной фотографии, несколько сюрреалистичным, причудливым.
Сканография интересна тем, что художнику дается довольно ограниченное пространство для творчества: площадь чуть больше формата А4 и несколько сантиметров глубины. Но чем меньше места, тем больше плотность идей, тем выразительнее результат! На сканере совсем иначе смотрятся привычные вещи, сканер дает другую перспективу. Он может служить и увеличительным стеклом, и кривым зеркалом, и листом для своего рода «аппликаций». А самое интересное – он весьма специфически передает динамику, дробя движущийся предмет на полоски. При помощи этого можно создавать не только интересные абстракции, но и делать акценты на каких-то деталях. Например, я использовала такую возможность сканера в своей работе «Последнее», где мизинец руки, сжимающей хлеб, мелко дрожит.
«Последнее»
А в автопортрете «Шум» на статичном лице двигались веки, ноздри и рот, благодаря чему появился эффект «жалюзи», демонстрирующий суетность, нечеткость, «шум» окружающего. Именно этот эффект в работе стал смыслообразующим стержнем и дал сканограмме название.
«Шум»
Кроме того, движущийся при сканировании объект может интересно удлиняться, приобретая причудливые изгибы. Благодаря этому работа приобретает сновидческий, потусторонний флер, как, например, в моих сканографиях «Трудный путь воспоминаний» и «Ино».
«Трудный путь воспоминаний»
«Ино»
Помню, когда я увидела чужие сканографии в первый раз, то подумала: это магия, это чудесно, невозможно, чтобы вот эта пластмасска, которая уже десять лет каждый день стоит у меня под рукой и почти не используется, была способна на ТАКОЕ. Сканограммы показались мне немного призрачными, немного абстрактными, но по-настоящему восхитительными таинственными Картинами, над которыми хотелось размышлять. И я тут же решила попробовать сама, у меня просто загорелись руки… И первая же попытка оказалась маленькой победой, довольно интересной композицией. Удержаться от последующих работ было невозможно, и поначалу я, как и многие, делала основным объектом изображения себя и те предметы, которые на стекле сканера виделись иначе, чем в жизни. Но через какое-то время мне захотелось большего, и я открыла для себя новые возможности сканера. Во-первых, с его помощью в произведение можно наравне включать не только объемные предметы, но и распечатанные картинки и «фактурные» бумажки с текстом. Во-вторых, можно играть со светом, сыпучими и даже текучими текстурами и, как я уже говорила, движением. В-третьих, все вышеперечисленное дает возможность создавать как «портретные» сканы (пусть даже это портрет цветка, а не человека), так и коллажи со множеством деталей, больше похожие на сюрреалистичные картины. Этим я воспользовалась в серии «Литературные сканограммы» по ключевым мотивам различных произведений.
«Под крестами» (по стихотворению А. Ахматовой «Показать бы тебе, насмешнице»)
Пионерами сканографии можно назвать Дэррила Каррена, который выставил свои сканы в феврале 1997 года в Texas Woman’s University, и Гарольда Файнштейна с сериями «Сто ракушек» и «Сто цветов». В 2008 году в Washington and Lee University (Лексингтон, штат Вирджиния) была открыта выставка под названием «Сканер как камера». Сегодня существует довольно обширный иноязычный ресурс http://scannography.org, на котором собрано немало информации о сканограммах.
В России наиболее деятельными художниками от сканографии можно назвать Светлану Пожарскую, Бориса Котляра, а Николай Багдасарян разрабатывает направление «движение в сканографии», по кадрам собирая из сканов целые клипы. Борис Котляр же участвовал в выставках, проходящих в Галерее «Самолет» (Москва), DarkRoom Gallery (США), в Центре современной культуры «Факел» (Санкт-Петербург), в выставке «Арт-сессия» (Калининград), и своими силами готовит еще одну выставку в родном Петербурге. Кроме того, вконтакте художник является администратором одной из самых интересных групп, посвященных сканографии: http://vk.com/scannography. Еще в Петербурге вскоре откроется выставка, где будет представлено несколько работ автора этой статьи, Анжелы Богатыревой, а также мои сканографии в ближайшем будущем увидят свет в Воронеже.
Предлагаю и вам присоединиться к миру сканографии: будьте нашими зрителями, а, значит, и сотворцами, будьте сами художниками, ведь иметь дома сканер – окно в чудесный мир искусства – может позволить себе почти каждый. Сканография способна стать для вас способом сказать что-то всему миру или превратиться в приятное препровождение для всей семьи, где и самые маленькие смогут внести свою лепту, приобщаясь к прекрасному.
Интересно, что вряд ли можно создать сканографию, соответствующую документальной фотографии – то есть чему-то, объективно отражающему реальность, но при этом заключающему в себе художественный образ. Как только творец, в роли которого может оказаться каждый из нас, приступает к созданию именно сканограммы как художественного объекта, начинается магия, и ни о какой объективной реальности не может быть и речи. Сканография не может запечатлеть ничего обыденного, это всегда – высказывание, игра. Можно сказать – торжество модернизма. Есть нечто гипнотическое в процессе создания скана: появляется замысел, потом ты находишь предметы, зачастую – раскапываешь в собственных шкафах игрушки из детства или просто что-то милое, но давно забытое; тщательно отбираешь; раскладываешь на сканере, делаешь прогон за прогоном, передвигаешь, следишь не только за эстетикой, но и за сохранением смысловой нагрузки изображения… И волей-неволей создаешь что-то особенное, необычное, недоразгаданное. Даже если ты сканируешь просто свое собственное лицо, изображение все равное получается далеким от обычной фотографии, несколько сюрреалистичным, причудливым.
Сканография интересна тем, что художнику дается довольно ограниченное пространство для творчества: площадь чуть больше формата А4 и несколько сантиметров глубины. Но чем меньше места, тем больше плотность идей, тем выразительнее результат! На сканере совсем иначе смотрятся привычные вещи, сканер дает другую перспективу. Он может служить и увеличительным стеклом, и кривым зеркалом, и листом для своего рода «аппликаций». А самое интересное – он весьма специфически передает динамику, дробя движущийся предмет на полоски. При помощи этого можно создавать не только интересные абстракции, но и делать акценты на каких-то деталях. Например, я использовала такую возможность сканера в своей работе «Последнее», где мизинец руки, сжимающей хлеб, мелко дрожит.
«Последнее»
А в автопортрете «Шум» на статичном лице двигались веки, ноздри и рот, благодаря чему появился эффект «жалюзи», демонстрирующий суетность, нечеткость, «шум» окружающего. Именно этот эффект в работе стал смыслообразующим стержнем и дал сканограмме название.
«Шум»
Кроме того, движущийся при сканировании объект может интересно удлиняться, приобретая причудливые изгибы. Благодаря этому работа приобретает сновидческий, потусторонний флер, как, например, в моих сканографиях «Трудный путь воспоминаний» и «Ино».
«Трудный путь воспоминаний»
«Ино»
Помню, когда я увидела чужие сканографии в первый раз, то подумала: это магия, это чудесно, невозможно, чтобы вот эта пластмасска, которая уже десять лет каждый день стоит у меня под рукой и почти не используется, была способна на ТАКОЕ. Сканограммы показались мне немного призрачными, немного абстрактными, но по-настоящему восхитительными таинственными Картинами, над которыми хотелось размышлять. И я тут же решила попробовать сама, у меня просто загорелись руки… И первая же попытка оказалась маленькой победой, довольно интересной композицией. Удержаться от последующих работ было невозможно, и поначалу я, как и многие, делала основным объектом изображения себя и те предметы, которые на стекле сканера виделись иначе, чем в жизни. Но через какое-то время мне захотелось большего, и я открыла для себя новые возможности сканера. Во-первых, с его помощью в произведение можно наравне включать не только объемные предметы, но и распечатанные картинки и «фактурные» бумажки с текстом. Во-вторых, можно играть со светом, сыпучими и даже текучими текстурами и, как я уже говорила, движением. В-третьих, все вышеперечисленное дает возможность создавать как «портретные» сканы (пусть даже это портрет цветка, а не человека), так и коллажи со множеством деталей, больше похожие на сюрреалистичные картины. Этим я воспользовалась в серии «Литературные сканограммы» по ключевым мотивам различных произведений.
«Под крестами» (по стихотворению А. Ахматовой «Показать бы тебе, насмешнице»)
Пионерами сканографии можно назвать Дэррила Каррена, который выставил свои сканы в феврале 1997 года в Texas Woman’s University, и Гарольда Файнштейна с сериями «Сто ракушек» и «Сто цветов». В 2008 году в Washington and Lee University (Лексингтон, штат Вирджиния) была открыта выставка под названием «Сканер как камера». Сегодня существует довольно обширный иноязычный ресурс http://scannography.org, на котором собрано немало информации о сканограммах.
В России наиболее деятельными художниками от сканографии можно назвать Светлану Пожарскую, Бориса Котляра, а Николай Багдасарян разрабатывает направление «движение в сканографии», по кадрам собирая из сканов целые клипы. Борис Котляр же участвовал в выставках, проходящих в Галерее «Самолет» (Москва), DarkRoom Gallery (США), в Центре современной культуры «Факел» (Санкт-Петербург), в выставке «Арт-сессия» (Калининград), и своими силами готовит еще одну выставку в родном Петербурге. Кроме того, вконтакте художник является администратором одной из самых интересных групп, посвященных сканографии: http://vk.com/scannography. Еще в Петербурге вскоре откроется выставка, где будет представлено несколько работ автора этой статьи, Анжелы Богатыревой, а также мои сканографии в ближайшем будущем увидят свет в Воронеже.
Предлагаю и вам присоединиться к миру сканографии: будьте нашими зрителями, а, значит, и сотворцами, будьте сами художниками, ведь иметь дома сканер – окно в чудесный мир искусства – может позволить себе почти каждый. Сканография способна стать для вас способом сказать что-то всему миру или превратиться в приятное препровождение для всей семьи, где и самые маленькие смогут внести свою лепту, приобщаясь к прекрасному.
Автор - Анжела Богатырева
http://vk.com/id13872821
http://vk.com/id13872821
Любишь фотографию? Присоединяйся к журналу PhotoCASA в социальных сетях:
Вконтакте, Telegram, Живой Журнал, YouTube
Вконтакте, Telegram, Живой Журнал, YouTube
Комментарии