Реклама: ООО «СФИНКС», ИНН: 7801222400

Опыт фотосъемки пейзажа

Я не профессиональный фотограф, а любитель, который фотографирует понравившиеся сюжеты и не зарабатывает на своем хобби каких-то
серьезных денег. У меня есть семья и работа, которая никак не связана с фото. Эти жизненные обстоятельства существенно влияют на занятие
фотографией. За свою более чем пятнадцатилетнюю историю увлечения пейзажной фотографией я вывел для себя довольно простые правила получения интересных фото, которыми я хочу поделиться с читателями PhotoCASA.
Возможно, они будут интересны аудитории журнала.

Самые интересные фотографии я снимаю в непосредственной близости от дома


Будучи жителем средней полосы России, кажется, что довольно сложно найти эффектные состояния природы. Тем не менее самые интересные фотографии мне удается сделать в радиусе 200 км от моего родного дома. Причин этому несколько.

1. Относительно близкое расположение съемочных точек позволяет организовать поездку в наиболее выигрышное состояние погоды.
Благодаря высокой точности краткосрочных прогнозов погоды можно уловить редкие и скоротечные состояния природы. Таким образом, можно летом и осенью поймать туманное утро или вечерние туманные сумерки после дождя.
В связи с этим важно точно спрогнозировать интересное состояние природы. Для этого я использую сразу несколько ресурсов по прогнозу погоды – windy.com, gismeteo.ru, rp5.ru, yr.no.
Если сразу несколько прогнозных моделей обещают интересную погоду – значит, нужно собираться в путь. Иногда решение о поездке принимается за 3-5 часов по начала самой поездки.

Достоверность прогнозов погоды различных интернет - ресурсов разная и зависит в том числе от конкретной местности. Поэтому какой прогноз погоды более достоверный, придется определять опытным путем.

2. Когда я снимаю в относительной близости от дома, у меня появляется возможность досконально изучить свой родной край и сделать фотографии мест, которые до меня никто еще не фотографировал. Все тематические фоторесурсы пестрят фотографиями популярных мест, снятых разными авторами практически с одной точки. Имея некоторую насмотренность, через некоторое время испытываешь усталость от этого однотипного массива эффектных фотографий. Поиск чего-то нового, безусловно, трудоемок, однако в случае удачи он позволяет создать по-настоящему необычные фотографии.
Поиск новых съемочных локаций базируется на определенных принципах.
• В качестве композиционного центра в средней полосе России могут выступать водоемы и церкви. На водоемах представляют интерес старые мосты, мостки и причалы.
• Холмистая местность дарит фотографам многоплановость композиции, поэтому в подобных местах найти композицию проще, чем на плоских локациях.
Вооружившись этим, можно изучать спутниковые снимки окрестностей в поисках потенциальных съемочных точек. В качестве источника
информации могут выступать любительские снимки жителей того или иного района.

Следующим этапом является определение положения солнца и луны в съемочное время. Для этого можно воспользоваться сайтом app.
photoephemeris.com .

Описанное выше предложение для меня не отменяет потребность совершать фото-путешествия в далекие уголки нашей страны. Безусловно, далекие фото-путешествия полезны, поскольку помимо красивых кадров они дарят незабываемые эмоции.

Одно и тоже съемочное место нужно посещать многократно


Если впервые изученное место является интересным, необходимо на него возвращаться в разные времена года и в различные погодные
условия. Различные фотографические локации наиболее удачно раскрываются в различные времена года.
То, что выглядит летом едва заметной речушкой в нагромождении травы и кустарника, зимой может представляться эффектным изгибом
парящей на морозе незамерзающей реки в обрамлении деревьев в инее.

Необходимо стараться поймать редкие состояния погоды


Ландшафты средней полосы России изобилуют деталями в виде множества деревьев, кустов и высокой травы. Эти детали часто создают перегруженность в фотографии, когда сюжетно важные объекты теряются в этих второстепенных деталях. Избавиться от всего лишнего позволяют несколько приемов.

1. Зимой большой объем травы и невысоких кустов скрыт под толщей снега, деталей становится меньше, в результате чего фотография
очищается от многих отвлекающих деталей.
Особенно хорошо зимние сюжеты выглядят в морозы, когда деревья покрываются слоем инея, а реки с быстрым течением парят, увеличивая иней на деревьях. Низкая облачность также способствует образованию инея на ветках. В этом случае наиболее заиндевелые деревья будут находится на вершинах холмов.

2. Туман обладает замечательным свойством разделять планы за счет тональной перспективы и скрывать лишние детали. Поэтому в тумане даже простые сюжеты начинают выглядеть эффектно. Прогнозировать туман довольно непросто. Общим правилом появления утреннего
тумана является разница в температуре между днем и ночью более 10-15С. Часть сайтов по прогнозу погоды, такие как windy.com, yr.no, rp5.ru,
имеют в своем арсенале модели прогнозирования тумана. Однако важно помнить, что эти ресурсы прогнозируют возникновение сплошного тумана, который не всегда помогает фотографии. Когда туман слишком плотный, солнце не способно пробиться сквозь него и ландшафт
в таком состоянии по цветам напоминает пасмурную погоду, когда из-за тумана практически ничего не видно и нет света.

Туман над рекой и восходящее солнце сквозь крону деревьев стали причиной возникновения эффектных солнечных лучей на этом кадре.
Наиболее эффектен низовой туман, который стелется вдоль водоемов и низин. Обладая небольшой толщиной, он подвижен, и, находясь даже на одной точке в разные моменты времени, возможно запечатлеть совершенно разные фотографии. Обычно низовой туман появляется в прохладные вечерние сумерки после летнего теплого дождя.

Штатив – незаменимый инструмент пейзажного фотографа


Несмотря на развитие технологий оптической стабилизации в объективах и матричной стабилизации (IBIS) в камерах, качественная съемка в закатные и рассветные сумерки сложно реализуема без штатива. Кроме того, штатив значительно облегчает сборку итогового изображения при съемке панорам или съемки с фокус-стекингом. Я предпочитаю штативы без центральной штанги с возможностью установки камеры в верхнем положении штатива чуть выше моего роста. Отсутствие центральной колонны положительно влияет на жесткость штатива, уменьшает его вес и позволяет комфортно снимать практически от уровня земли. В качестве штативной головки я обычно использую шаровую головку. В случае съемки пейзажей с ночным небом я использую панорамную головку.
Съемка быстротекущей воды на длинных выдержках избавляет кадр от лишних деталей на воде и невозможна без надежного штатива

Зум-объективы являются наиболее удобным инструментом для пейзажного фотографа


Несмотря на то, что я имел опыт съемки объективами с постоянным фокусным расстоянием, они у меня не прижились. Наряду со своими достоинствами в виде более высокой светосилы и резкости, фикс-объективы имеют существенный недостаток – для того, чтобы весь сюжет попал в кадр, необходимо «зумировать ногами».

Однако в реальном ландшафте перемещение назад не всегда возможно – фотограф может упереться в дерево или в камень, который нельзя обойти. Кроме того, при «зумировании ногами» в кадр иногда начинают попадать лишние объекты, которые приходится вырезать уже на
этапе постобработки.
Далеко не секрет, что с изменением фокусных расстояний изменяются пропорции между объектами переднего, заднего и дальнего плана.
Широкоугольный объектив уменьшает объекты на дальнем плане, требуя сюжетно важный передний план. Телеобъектив, наоборот, сжимает
перспективу, уменьшая различия в размерах объектов переднего и дальнего плана.

Применяя зум-объектив, можно легко изменять угол зрения объектива, тем самым гибко меняя масштабы объектов на переднем и заднем плане. Фикс-объектив такой особенностью похвастаться не может.

Этот кадр легко можно было снять на широкоугольный объектив. Однако из-за особенностей передачи перспективы, объекты на дальнем плане в этом случае превратились бы в неразборчивые точки. Я не хотел терять на кадре деревенские дома на дальнем плане, поэтому снял этот кадр на телеобъектив в виде двухрядной панорамы. Телеобъектив уменьшил различия в масштабе объектов переднего и заднего плана, тем самым за счет склейки панорамы я получил нужный угол охвата сцены, а за счет съемки телеобъективом – нужный мне масштаб объектов переднего и заднего плана.
При выборе объектива для пейзажа общепринято обращать внимание прежде всего на равномерную резкость по всему полю на прикрытых диафрагмах. Никак не оспаривая важность резкости, могу лишь заметить, что не менее важным критерием является стойкость к появлению бликов при съемке против света и малое дыхание фокуса (focus breathing) при перефокусировке с ближнего на дальний план. Стойкость
к появлению «зайцев» поможет снимать сюжеты с солнцем и яркими источниками искусственного освещения. Отсутствие дыхания фокуса
позволит сшивать кадры с фокус-стекингом без появления артефактов. Большинство современных объективов для беззеркальных систем
всех ведущих производителей имеют отличные характеристики для пейзажа, благодаря развитию просветляющих покрытий и ориентации на
съемку видео.

Съемка в контровом свете при солнце, близкому к зениту, всегда является сложной задачей для объектива. Однако современная оптика неплохо справляется с этой задачей.

Необходимо постоянно совершенствоваться в постобработке фотографий


Автоматические алгоритмы постобработки фотографий, встроенные в современные фотоаппараты, крайне несовершенны и уступают даже
смартфонам. Кроме того, автоматически фотоаппарат не в состоянии самостоятельно разобраться, что является в фотографии сюжетно важным объектом, а что – второстепенным. Поэтому постобработка является неотъемлемой частью творческого процесса работы с фотографией. Возможности современных программ по обработке изображения очень велики и одного и того же результата можно добиться множеством путей, различающихся трудоемкостью.
Таким образом, нужно постоянно совершенствовать техники обработки изображения. В качестве источников знаний могут выступать:
• видеоблоги известных фотографов и ретушеров: иногда бывает полезно смотреть уроки обработки портретной и макрофотографии, поскольку часть приемов могут эффективно применяться и в пейзажной фотографии (например, техники dodge&burn и частотного разложения);
• покупка индивидуальных уроков у понравившихся фотографов-пейзажистов: большинство известных фотографов могут вас обучить техникам обработки по вашему запросу.

Следует также помнить, что программная обработка постоянно совершенствуется, что в том числе и влияет на оснащение фотографа. Вот
несколько примеров из собственной практики. Во избежание параллакса при съемке панорам многие фотографы используют различного рода панорамные головки (съемка многорядных панорам) и нодальные планки (для однорядных панорам). Прогресс в алгоритмах сборки панорам за последние 3-5 лет (прежде всего в Adobe PhotoShop/Lightroom, Kolor AutoPano Giga) значительно уменьшил потребность в этих аксессуарах. Таким образом, применяя обычный штатив с шаровой головкой, можно снимать многорядные панорамы с близко расположенными к камере объектами без параллакса на итоговой панораме.

Развитие алгоритмов сшивки кадров, снятых с фокус-стекингом, часто позволяет без артефактов сшить кадры даже с шевелящейся травой
на переднем плане. У меня был удачный опыт сшивки итогового кадра, снятого в технике фокус-стекинга из 4 кадров даже без использования штатива.
Текст и фото: Дмитрий Медянцев
Любишь фотографию? Присоединяйся к журналу PhotoCASA в социальных сетях:
Вконтакте, Telegram, Живой Журнал, YouTube



Комментарии

Похожие новости