Реклама: ООО «СФИНКС», ИНН: 7801222400

ND фильтры. Что это и зачем они нужны

Всем привет! На связи Антон Шваин – пейзажный фотограф. Что такое ND-фильтр aka, нейтрально-серый фильтр? Названий несколько – результат один.
По сути, это физический ограничитель количества света, который поступает на матрицу фотоаппарата. Зачем нам вообще ограничивать свет и удлинять выдержку? На этот вопрос каждый должен ответить себе сам, иначе покупка фильтров вряд ли оправдает себя. А если вам, как и мне,
нравится этот магический эффект размытия всего движущегося, но вы так и не решили, какой ND-фильтр вам необходим, то вы по адресу.

Существует несколько видов ND-фильтров.


Круглые ND-фильтры. Накручиваются на объектив. Одни из самых распространенных фильтров. К преимуществам отнесем их ассортимент, доступность, цену и, пожалуй, главный плюс такого фильтра – возможность комбинировать, то есть накручивать один фильтр на другой и тем самым кратно увеличивать уровень плотности (комбинирование может спровоцировать дополнительное виньетирование и появление паразитных бликов, аккуратнее). Недостатком можно считать то, что под разные диаметры передних линз объективов придется иметь разные фильтры или переходники, а также невозможность установить такие фильтры на объективы с выпуклой передней линзой.

Квадратные ND-фильтры. Устанавливаются на объектив через систему крепления, что позволяет решить проблему невозможности установки круглых фильтров на объективы с выпуклыми линзами. Комбинировать такие фильтры возможно, но только при условии, что это предусмотрено креплением. Как и в случае с круглыми фильтрами, при комбинировании дополнительный слой фильтров в определенных условиях может привести к неожиданным бликам. Будьте аккуратны, данный тип фильтров довольно нежный, его легко сломать, а это невозможно забыть.

Drop-in и clip-in фильтры. Отличное решение для тех, кто имеет несколько объективов с передними линзами разных диаметров и форм,
так как эти фильтры устанавливаются не на объектив, а между объективом и самой камерой.
Что? Да. В случае с drop-in сам фильтр вставляется в переходник, что делает процесс установки очень простым. Не все так просто с системой
clip-in – такой тип фильтров устанавливается прямо перед матрицей и в первое время будет очень страшно, это позволит ощутить себя сапером как минимум. Ладно, шучу, не все так страшно, для установки и снятия существуют специальные присоски. Единый фильтр под любые объективы того стоит, поверьте.

Стоит сказать, что фильтры, которые перечислены выше, далеко не все из существующих. Например, еще есть магнитные ND-фильтры
– одни из самых простых в установке, а также фильтры, которые крепятся к задней части объектива. Принцип этих фильтров очень схож с
вышеперечисленными. Еще есть градиентные фильтры. Или градуированные. До сих пор не могу понять, как правильно они называются, но
суть их в том, что затемнена только часть фильтра с плавным переходом к прозрачному – это удобно для того, чтобы уместить яркое небо и
темную землю в один кадр. Кстати, я ими не пользуюсь, хоть и имею подобные. Данный эффект для меня проще контролировать на этапе
постобработки. Благо, современные матрицы могут уместить довольно много информации в один снимок. Ну всё, сказал.

Я бы не рекомендовал экономить при выборе фильтра. Невелика вероятность, что вам повезет и самый дешевый вариант с «АлиЭкспресс»
даст результат без искажения цвета и неожиданного «тонирования» картинки, и хорошо, если такой результат не отобьёт все желание
продолжать снимать в этом жанре. Этим и хороши проверенные производители – они могут гарантировать сохранность исходного цвета и
отсутствие артефактов на наших фотографиях.

Внимательно изучите таблицы плотности фильтров. От этого напрямую зависит какого эффекта можно добиться с определенным фильтром
и насколько можно будет удлинить выдержку относительно исходной ситуации вокруг. Не думаю, что на рассвете выйдет размыть воду
до эффекта, похожего на «асфальт», если у вас ND8. Для подобного сюжета отлично подойдет ND1000. Надеюсь, вы поняли логику.

PS: Не используйте ND-фильтры для съемки звездных треков - для подобных съемок существуют более разумные подходы.
Всем – свет!
Текст и фото: Антон Шваин
Любишь фотографию? Присоединяйся к журналу PhotoCASA в социальных сетях:
Вконтакте, Telegram, Живой Журнал, YouTube



Комментарии

Похожие новости