Реклама: ООО «СФИНКС», ИНН: 7801222400

Обработка пейзажа

Здравствуйте, дорогие читатели журнала PhotoCASA. Меня зовут Сафар Бахышев, мне 27 лет. Все свое время я посвящаю пейзажной фотографии, и вот уже на протяжении почти четырех лет путешествую по разным уголкам нашей планеты.
В основном я работаю за границей, снимая в США, Европе, но также не забываю посещать красивейшие места нашей страны. В этом году я открыл для себя и своих зрителей несколько новых мест и показал старые с интересных ракурсов. Отправился в поход в заповедник «Кузнецкий Алатау», три дня просидел в палатке под снегопадом на озере Крепком в Алтае, снимал туманные рассветы в урочище Ештыкель и самостоятельно провел фотопоход в природный парк «Ергаки».
При съемке я руководствуюсь следующими принципами: люблю фотографировать в новых — «незаснятых» — местах; даже в самом популярном месте я всегда пытаюсь найти новые ракурсы; стараюсь всегда выждать красивый свет или погодные условия, которые создают атмосферу и настроение на снимке. Именно эти принципы помогают мне делать интересные и порой необычные кадры.

В своей работе не мало времени я уделяю обработке снимков, которые привожу из путешествий. Ведь мало сфотографировать красивый
пейзаж, его еще нужно красиво преподнести зрителю. Я считаю, что обработка такая же неотъемлемая часть фотографии, как и сама съемка.
Весь процесс — от конвертации файла до подготовки фотографии к публикации в сети Интернет — я бы хотел показать на примере работы, снятой в Алтае в сентябре этого года.

Расскажу вкратце о месте и параметрах съемки: эта фотография сделана в Курайской степи в сентябре этого года. Снята на камеру Nikon D500 и объектив Nikon 70—200 mm f/4. Параметры съемки: ISO 50, фокусное расстояние 70 мм, диафрагма f/10, выдержка 1/10 с.
Сразу же хотелось бы перейти к обработке. И начну я с конвертации снимка в программе Adobe DNG Converter. К сожалению, мой Lightroom не поддерживает файлы с этой камеры и поэтому, перед тем как импортировать RAW-файл, мне приходится его конвертировать.

Обработка пейзажа

После процесса преобразования я получаю файл с расширением .DNG, который могу открыть в Lightroom. Так выглядит наш файлисходник. Именно то, с чего все начинается. Обратите внимание, что на фотографии нет ни пересветов, ни проваленных теней.
Обработка пейзажа

Импортировав файл, первым делом я проверяю фотографию на наличие пересветов, для чего зажимаю треугольник в правом верхнем углу в окошке гистограммы, который сразу покажет цветом, где находятся пересвеченные области. В данном случае пересветов на фотографии нет.
Обработка пейзажа

Затем при помощи инструмента Spot Removal я убираю пыль с неба. Делаю максимальным значение Visualize Spots и просматриваю каждый участок неба, чтобы ничего не пропустить.
Обработка пейзажа

Вот так выглядит пыль на матрице нашего фотоаппарата. Настраивая размер кисти, аккуратно убираем каждую пылинку. И помните, что при обычном просмотре частицы пыли могут быть незаметны, поэтому я рекомендую всегда использовать Visualize Spots.
После этого, убедившись, что снимок «чистый» и без пересветов, я приступаю к первичной обработке фотографии в Lightroom.

Один из главных инструментов фотографа — это, безусловно, цвет. За него отвечают бегунки температуры и оттенка. При помощи них я задаю общее настроение фотографии: будет ли она дарить теплые ощущения или обдавать холодком по спине. В данном случае я подвинул бегунок температуры в более холодный тон на значение 6524 и значение оттенка поставил +6. Чтобы сделать фотографию мягче, нужно немного уменьшить контраст, т. е. сделать переход между светами и тенями более плавным. Таким образом, я вытягиваю тени и приглушаю света.
Обработка пейзажа

Меню «Раздельное тонирование» никогда не трогаю по причине того, что более гибко получается делать эти же вещи в Photoshop. Резкость в Lightroom я тоже не увеличиваю. После этих простых, но необходимых шагов перехожу к работе непосредственно в Photoshop. Тут-то и начинается волшебство превращения нашего исходника в красивый и эффектный снимок.

Начиная работать со снимком, я стараюсь представить, что же хочу получить на выходе. Иногда это удается сделать сразу, а иногда нужно внести некоторые изменения, чтобы в голове сложился образ конечной фотографии. Начинаю я всегда с эффекта Ортона, который назван в честь своего создателя. Для меня это отправная точка в редактировании снимка и придании ему лоска. Делаю я это разными способами, но для данного снимка использовал простую копию изображения (Ctrl-Shift-Alt-E) с наложением блюра по Гауссу со значением 30. Затем, делаю прозрачность слоя около 17%.
Обработка пейзажа
Обработка пейзажа

После этого картинка немного преображается и становится чуть менее детализированной, переход между тенями и светами становится более плавным, и тем самым добавляется мягкость. Следующие шаги направлены на локальное изменение контраста в нашей фотографии. Их суть состоит в том, чтобы выделить необходимые нам по замыслу объекты и расставить акценты именно на них.
Для начала я бы хотел поработать с общим контрастом фотографии, потому что она получилась очень блеклой. Для этого я рисую вот такую кривую, а также маску для нее. В соответствии с этой кривой средние тона изображения станут чуть-чуть темнее, а яркие — светлее.
Я специально не стал добавлять контраста на задний план и небо, чтобы создать глубину на снимке. Благодаря этому фотография заметно оживилась.
Обработка пейзажа

Далее мне хочется выделить передний и средний планы, сделать их более выразительными, ведь именно в них находятся самые интересные объекты. А задний план я сделаю чуть темнее. Это добавит некоторого драматизма, создаст ощущение, что свет пробивался сквозь облака и светил больше на переднюю часть изображения.
Обработка пейзажа
Обработка пейзажа

На данном этапе мне не нравится желтый цвет, который стал излишне насыщенным после добавления контраста в передний план.
Поскольку я не люблю очень броские — ядовитые — цвета, мы убавим его насыщенность при помощи инструмента «Оттенок/Экспозиция». Нажимаем на значок с рукой, наводим на необходимый участок и двигаем мышь влево. Затем при помощи инструмента «Цветовой баланс» я добавил фиолетового и синего цветов в средних тонах, чтобы убрать желтый оттенок всего кадра.
Обработка пейзажа
Обработка пейзажа

Что касается цвета, то на моих последних фотографиях я стараюсь делать его сбалансированным, подгоняя все цвета под общий знаменатель. Так фотография воспринимается более целостно. Чтобы добиться этого, я использую несколько инструментов Photoshop: «Цветовой баланс», который позволяет менять оттенок в светлых, темных и средних тонах по отдельности; «Кривые», где можно работать с каналом цвета и менять контраст именно в цветовом канале; а также «Оттенок/Насыщенность», где мне удобней работать с каждым цветом по отдельности, просто двигая ползунки.
Все они работают по-разному, и я использую их в зависимости от того, какого результата хочу добиться.
Работая с эмоциональной составляющей снимка, нередко использую прием добавления света, а именно: свечение того или иного участка. Например, эту часть неба я сделал чуть-чуть более яркой, чтобы акцентировать внимание смотрящего на том, что свет шел именно отсюда, и добавить некую изюминку. Для этого я использую инструмент «Экспозиция».
Обработка пейзажа

После этого я еще немного добавил контраста на землю.
На данном этапе можно считать, что фотография готова: мне нравится контраст, цвет, композиция и настроение на снимке. И, наверное, уже можно приступить к подготовке кадра к публикации в сети Интернет. А для этого нам необходимо уменьшить размер снимка. Для размещения обычно я задаю размер 1920 на 1080 пикселей. При сжатии детализация снимка падает. Для поднятия резкости я пользуюсь плагином «Intelligent sharpen 2.0» от Павла
Косенко, который вы можете найти на его странице в ЖЖ. Там же вы найдете принцип действия этого плагина. Подробно на этом я останавливаться не буду.

Что ж, после этого можно считать, что работа с данной фотографией закончена. В заключение хотел бы рассказать о своих планах на следующий год, и дать несколько советов для тех, кто только начинает или ищет себя в пейзаже:
1. Пока вы не забудете то, что видели на фотографиях других фотографов, вы не сделаете «своих» кадров. Придя на место съемки (даже на уже знакомое), не ленитесь, идите и прогуляйтесь с камерой. Ищите новые ракурсы, красивые передние планы, интересные виды.
2. Изучайте новые техники съемки. Панорамирование, Focus Stacking и пр.— все это поможет сделать ваши фотографии особенными.
3. Ищите новые места. Мы живем в той стране, в которой фотографу есть где развернуться: Средняя полоса, Сибирь, Урал, Дальний Восток.
Все это отснято очень бегло и дает возможность заявить о себе интересными фотографиями.
4. Ждите чего-нибудь необычного на небе. Самые интересные снимки получаются во время перехода с хорошей погоды на плохую и наоборот.
5. Работайте с композицией. Удачная композиция — полдела, вторая половина — везение.
В следующем году я планирую посетить еще больше интересных мест как за рубежом, так и в России. Исландия, Фарерские острова, Норвегия, ЮАР, Германия, итальянская Тоскана, Казахстан. Интересны для меня и новые места в Алтае: озеро Дарашколь, Шавлинские озера.
Новый маршрут в природном парке «Ергаки», осенний «Кузнецкий Алатау», зимний «Таганай». В некоторые зарубежные поездки и фотопоходы по России я буду набирать группы. Информацию о них вы можете найти в моих соцсетях и на личном сайте, который в скором времени заработает =).
Спасибо за внимание и почаще смотрите на небо!

Текст и фото: Сафар Бахышев
Любишь фотографию? Присоединяйся к журналу PhotoCASA в социальных сетях:
Вконтакте, Telegram, Живой Журнал, YouTube