Photo Pro Center

Нестандартные приемы при съемке пейзажа

Многие фотографы, снимающие пейзаж, часто сталкиваются с вопросом: «Как же сделать фотографии более интересными и эффектными?»
Некоторые ударяются в изучение приемов обработки в Photoshop и берут дорогостоящие уроки у коллег по цеху. И я согласен с ними: обработка кадров в редакторе позволяет добиться хороших результатов. Но без хорошего исходника, в котором есть свет, цвет, особенная
композиция и атмосфера, никакая программа не поможет. Нельзя вытащить из кадра то, чего в нем нет.

Некоторые начинают уходить с головой в поиск идеальных объективов и фотокамер, тратя большие деньги на их покупку. С этим я могу согласиться только отчасти. Да, детализация и широкий динамический диапазон очень важны, но не они делают наши кадры шедеврами. Это
лишь дополнительные функции, которые предлагает производитель, чтобы фотографы могли улучшить свои работы.

В этой статье я хочу поделиться приемами съемки, которые точно помогут сделать ваши кадры интереснее. И заметьте, они не требуют больших вложений! В своих фотографиях я всегда стараюсь показать уникальность момента и места, в котором снимаю. Для этого мне приходится
тщательно работать с композицией и часто снимать в сложных погодных условиях. Я считаю, что именно эти два фактора позволяют сделать фотографию интересной для зрителя. Композиция позволяет завладеть его вниманием и погрузить в кадр, а погода — поставить его на место фотографа.

Таким образом, зритель, разглядывая снимок, начинает эмоционально переживать то же, что и фотограф в момент съемки. Добиться этого
эффекта сложно. Многие, в том числе и я, постоянно совершенствуются, постигая все новые и новые технические и композиционные приемы
съемки пейзажного фото.

Во время съемки пейзажа я постоянно встречаюсь с различными ситуациями, которые требуют нестандартных решений. В большинстве случаев это зависит от погодных условий в момент съемки, а также от расположения объектов, которые я хотел бы запечатлеть в кадре.

Композиция в пейзажной фотографии


Итак, начнем с композиции: хочу рассказать вам о техниках съемки, которые помогают расширить привычные границы кадра.
Почти всегда в моих фотографиях нижнюю часть занимают объекты, являющиеся логичным «началом» снимка, — так называемый передний
план. Это нужно для того, чтобы фотография смотрелась гармоничнее, и не было пустого пространства снизу. Обычно такими объектами
служат цветы, камни, волны, разбивающиеся о прибрежные скалы, и многое другое. Вы можете придумать гораздо больше объектов. Представьте: вы стоите на берегу небольшого озера, где растет трава и из воды выглядывают камни, а на заднем фоне видна отдельно стоящая вершина. Бывает сложно вписать все эти объекты в один кадр, даже используя сверхширокоугольные объективы. В данном случае я не говорю об объективах фишай, потому что мне не нравится эффект дисторсии.

Если вы хотите снять такой кадр, хорошим решением будет использовать вертикальное панорамирование или, как его еще называют, вертораму. Необходимо поставить камеру в горизонтальное положение и двигать относительно вертикальной оси сверху вниз или наоборот, делая при этом кадр за кадром. Нужно быть внимательным и перекрывать предыдущий кадр не менее чем на 30%. А в случаях, если передний план находится очень близко к вам, я советую делать перекрытие в 40–50%, чтобы исключить несостыковки кадров при склейке.

А теперь представьте, что перед нами открывается широкий вид на долину, а фокусного расстояния, чтобы охватить все одним кадром, не хватает. В этом случае на помощь приходит горизонтальное панорамирование, которое позволяет сделать «разворот» долины на 180°. Наверное, многие видели длинные и узкие кадры-«колбаски», в которых помещается вид на 180–360°. Смотрится не всегда красиво, и такой
кадр сложно воспринимать зрителю из-за его чрезмерной наполненности и искажения перспективы. Поэтому я не советую злоупотреблять
панорамированием в угоду того, чтобы сделать кадр необычным. Это может сыграть злую шутку. Когда я делаю горизонтальную панораму, то ставлю камеру вертикально и двигаю в горизонтальной плоскости, делая кадр за кадром, не забывая про перекрытие в 30%. Почему вертикально? В этом случае ваш конечный снимок не будет похож на ту самую «колбаску», а будет выглядеть как обычное фото. Но не стоит полностью исключать съемку вытянутых панорам из своего арсенала, иногда к определенным сценам как нельзя лучше подходит именно
этот прием. Например, как на кадре ниже.

Наряду с тем, что панорамирование позволяет вместить все в один кадр, есть еще один большой плюс использования этого приема. За счет того, что фотография состоит из 3–4, а то и большего количества кадров, увеличивается ее детализация, что в лучшую сторону повлияет на восприятие зрителями. Всегда интересно и приятно разглядывать снимок, на котором есть самые мельчайшие детали.

Фокус-стекинг в пейзажной фотографии


Для того чтобы лучше понять суть данного приема, нам нужно снова вспомнить пример с горным озером и цветами на переднем плане. Представьте, что в данный момент вы хотите сфотографировать цветы на переднем плане с видом на гору. Как же это сделать, если цветы находятся очень близко к передней линзе?
В данном случае, первое, что вы попробуете — это зажать диафрагму до максимального или близкого к нему значения. Но даже тогда не получится одновременно сфокусироваться и на цветах, и на горе. Давайте разберемся, что же делать.

Этот прием я использую, только если объекты на переднем плане находятся очень близко к передней линзе объектива, а сфокусироваться
одновременно на заднем и переднем планах невозможно, даже используя большие значения диафрагмы. Делать экспозиции нужно после каждого сдвига фокусировочного кольца. При отсутствии опыта я советую поставить камеру на штатив и воспользоваться спусковым тросиком или таймером спуска. Таким образом, шансы ошибиться при съемке с фокус-стекингом будут минимальными.
Перед тем как использовать эту технику, нужно точно убедиться, что объекты в кадре неподвижны или смещаются не сильно.

Фокальный стекинг в пейзажной фотосъемке

Существует еще одна техника, которую используют немногие. Я даже не знаю ни одного фотографа в России, который бы воспользовался ею
в пейзажной съемке. Поэтому данный прием для тех, кто снимает и не боится прослыть «фотошопером».
Суть данного метода состоит в том, чтобы снять сцену на разные фокусные расстояния с последующим объединением снимков в редакторе.
Зачем это нужно? Использование этого приема обусловлено тем, что во время съемки удаленные объекты получаются слишком маленькими при фокусных расстояниях, на которых снимается передний план. Если проще, то вы, скорее всего, сами не раз замечали, что при построении композиции кадра главный объект, который обычно находится на удалении, становится мелким по сравнению с передним планом. При условии, что вы собираетесь снимать все на широкоугольный объектив.

И что же вы делали в такой ситуации? Либо снимали как есть, полностью теряя смысл кадра, получив в результате фотографию с нарушенным балансом и пропорциями объектов, либо не снимали вообще, что еще обиднее. Не так ли?
Данных проблем можно избежать, и сейчас я вкратце расскажу, как. Сначала производится съемка всего кадра в том виде, в котором мы бы хотели это сделать изначально. Глядя на получившийся снимок, мы видим, что главный объект в кадре получается мелким и не выглядит приоритетным. Это происходит из-за того, что он находится на большом удалении от точки съемки. Следующий шаг. Нам нужно сделать второй
кадр, чтобы снять главный объект желаемого размера. Для этого немного приблизим сцену при помощи зума и, если нужно, чуть-чуть поднимем камеру, выстраивая композицию. Таким образом, на втором снимке главный объект получится «нормального» размера.

Одновременно с этим мы лишимся красивого и объемного переднего плана, как на первом кадре.
В итоге мы получим два снимка, с одного из которых нам нужно взять низ (передний и средний планы), а с другого — верх (наш главный объект), и объединить их в фоторедакторе при помощи масок, чтобы получилось цельное и сбалансированное изображение, которого мы
и добивались.
Описанные методы помогут достичь результата, о котором я говорил в начале статьи. Мои фото становятся интереснее и эффектнее еще на этапе фотосъемки, до применения Photoshop. Конечно же, кроме чисто технических приемов, я еще использую и художественные, которые помогают запечатлеть то, что снять одним кадром просто невозможно. Вероятно, я расскажу об этом в своей следующей статье.

Самое главное, на что я всегда обращаю внимание всех, с кем мне приходится снимать, — это понимание того, что вы снимаете и для чего. Поняв это, у вас уже не будет проблем с выбором способа съемки: вертикальной панорамой или одним кадром, зажимать диафрагму или использовать фокус-стекинг и прочее.

Текст и фото: Сафар Бахышев
Следите за новостями журнала PhotoCASA в социальных сетях:
Вконтакте, Дзен, Инстаграм, Живой Журнал, YouTube



Комментарии

Похожие новости