Photo Pro Center

Объектив Carl Zeiss Distagon T* 3,5/18. Широкий угол тяжёлого металла.

Объектив Carl Zeiss Distagon T* 3,5/18. Широкий угол тяжёлого металла.
Когда объектив Carl Zeiss Distagon T* 3,5/18 оказался в моих руках, я испытал целую гамму чувств. Но обо всём по порядку.
Во-первых, объектив изготовлен из стекла и металла. причём, суда по весу, и того и другого в нём много — вес данного дискретника около полукилограмма, и при этом он содержит внутри себя целых 13 линз. Даже бленда металлическая, чётко ставящаяся в предназначенный для неё байонет. Есть, правда, и пластиковые детали — это передняя и задняя крышки объектива. Внешний вид должен неминуемо вызвать своего рода ностальгию — как минимум, у фотографов среднего и старшего возраста, — по временам, когда камеры были большими и тяжёлыми, снаряжались фотоплёнкой и управлялись вручную. Кроме ностальгии с не меньшей неумолимостью возникает чувство удовлетворения от обладания
тщательно изготовленным прецизионным устройством — все подвижные части ходят плавно, без малейших люфтов и шатаний.
Кстати, о ручном управлении: объектив неавтофокусный, хотя и предназначается для современнейших цифровых зеркалок Nikon — в том варианте, который был предоставлен нам на испытания.
Испытали его мы на двух 12-мегапиксельных камерах: неполнокадровом D5000 и вполне полнокадровом D700. Оправа объектива — металлическая
с широким рубчатым фокусировочным кольцом и более узким и тоже рубчатым кольцом диафрагмирования. Кольцо диафрагмирования, как на старых
никоновских объективах, ставится на минимальную диафрагму и стопорится в этом положении специальным фиксатором — потому что в современных
условиях она управляется с камеры. На гладкой части фокусировочного кольца выгравирована чёткая метражка — причём метрическая шкала — белая, хорошо заметная, а шкала в футах и дюймах — красная, хуже заметная.
Впрочем, и проку в ней русскому фотографу нету никакого. На неподвижной части оправы нанесена индексная черта и шкала глубины резко изображаемого пространства. Здесь важно иметь в виду, что шкала сия касается полного кадра, при котором объектив в полной мере
демонстрирует свою великолепную широкоугольность и связанную с ней огромную ГРИП — при f/8 и установке бесконечности на левый штрих шкалы
(если смотреть сверху) ближняя граница глубины резкости составляет около одного метра.
Объектив Carl Zeiss Distagon T* 3,5/18. Широкий угол тяжёлого металла.

Испытывать новый объектив помогают Иван и Юлия. Nikon D5000, f/5,6, 1/1000 c, 200 ISO, RAW-файл. Внизу фрагмент.

Объектив Carl Zeiss Distagon T* 3,5/18. Широкий угол тяжёлого металла.

При установке объектива на неполнокадровую камеру эффективное фокусное расстояние увеличивается в 1,5 раза (раз уж мы говорим о камерах Nikon), составляя, таким образом, 27 мм. Эффективная глубина резкости при этом также несколько «съёживается», и для достижения максимальной резкости объектив желательно диафргамировать сильнее.
На фокусировке и резкости хочется остановиться подробнее. Во-первых, при фокусировке отлично работает фокусировочный индикатор дисплея видоискателя: как только в активной фокусировочной зоне достигается максимальная резкость, на дисплее загорается зелёная точка.
Но — во-вторых, штатный фокусировочный экран современных цифровых зеркалок хуже пригоден для тщательной ручной фокусировки, нежели
старорежимные экраны с различными клиньями Додена и прочими микропирамидами. При желании добиться максимально точной фокусировки желательно установить самую узкоточечную фокусировочную зону, после чего воленс-ноленс придётся довериться индикатору камеры — впрочем, в скольколибо значительных погрешностях он замечен не был.
Объектив Carl Zeiss Distagon T* 3,5/18. Широкий угол тяжёлого металла.

Современные фотокамеры способны отлично снимать видео. Стоп-кадр видеосъёмки Ивана и Юлии, сделанной камерой D5000. Формат 720р, натуральная величина (при 300 dpi).

Из моих слов может показаться, что процесс фокусировки при использовании данного объектива существенно сложнее, нежели при использовании
«нормальных» автофокусных объективов. Это так… и в то же время не так. Потому что, в-третьих, как уже отмечено, глубина резкости данного широкоугольника весьма велика. А это значит, что во многих случаях проблема фокусировки таковой не является.
Судите сами: понятно, что преимущественное использование подобного объектива — всевозможные пейзажи и общие планы. Прекрасно: стоит чуть
отвернуть фокусировочное кольцо от «упора на бесконечность», как ближняя граница ГРИП составит примерно 3 м — а дальняя так и останется в бесконечности. И это при полностью открытой диафрагме!
И только если в вашем сюжете будет в наличии средний или крупный план — фокусировка будет действительно нужна. Правда, в силу всё той же
большой ГРИП, она часто может выполняться старым как (фотографический) мир способом «по метражке» — точность будет вполне довлетворительной.

Объектив Carl Zeiss Distagon T* 3,5/18. Широкий угол тяжёлого металла.

На полном кадре прелесть сверхширокого угла наиболее очевидна: расстояние до подножия объекта не превышает 20 метров. Nikon D700, f/5,0, 1/2000 c, 200 ISO, RAW-файл.


И только если вы решите, к примеру, сделать своим знакомым дружеские фотошаржи — сверхширокоугольные объективы весьма заметно искажают
привычную глазу перспективу, отчего для обычных портретов не используются — фокусировка нужна будет весьма точная: ведь камеру придётся приблизить к объекту едва ли не на минимальную дистанцию съёмки. Специфика конструкции объектива вызывает известное виньетирование — затемнение картинки по краям кадра. От него можно избавиться с помощью диафрагмирования — на f/8 от него практически не остаётся и следа
(при использовании камер с неполнокадровой матрицей такой проблемы не возникает в принципе). В заключение стоит отметить, что и картинку этот объектив также рисует, как говорится, на все деньги: резкую, сочную, без каких-либо следов хроматических аберраций. Что же до геометрических искажений — здесь, как и со всяким широкоугольником: чем горизонтальнее камера, тем меньше всякие завалы и расхождения.
Заключение: отличный неавтофокусный сверхширокоугольный объектив премиум-класса — то есть «не для всех».
Если вы считаете его ненужным, довольствуясь, к примеру, зумом вроде 16-35 — такой объектив вам, действительно, пока ни к чему. Он создан для
тех, кто понимает, зачем нужно лучшее — и может себе позволить потратить на это лучшее без малого 50 000 р.

Объектив Carl Zeiss Distagon T* 3,5/18. Широкий угол тяжёлого металла.
Михаил любезно согласился принять участие в демонстрации влияния широкого угла на портрет. Nikon D700, f/5,6, 1/320 c, 200 ISO, RAW-файл. Внизу фрагмент.
Объектив Carl Zeiss Distagon T* 3,5/18. Широкий угол тяжёлого металла.



Дизайн/качество 20/20
Функции 25/25
Качество изображения 30/30
Цена/качество 24/25
Итог 99/100

Объектив Carl Zeiss Distagon T* 3,5/18 ZF.2
Оптическая конструкция 13 линз в 11 группах
Фокусное расстояние 18 мм
Максимальная диафрагма f/3,5
Минимальная диафрагма 22, шаг 1/2 ступени
Угол зрения 99°
Минимальная дистанция фокусировки 0,3 м
Диаметр светофильтра 82 мм
диаметр 87 мм
длина 84 мм
Вес, г 470 (ZF, ZK) 510 (ZE)
Крепление объектива (байонет) Nikon F (ZF, ZF.2) Canon EF (ZE) Pentax K (ZK)
В комплекте Бленда-«тюльпан»

Владимир САМАРИН

Материал из журнала "ФотоTRAVEL"








Комментарии

Похожие новости