Съемка с проектором. часть 2
Здравствуйте, друзья! Сегодня я продолжу свое повествование о съемке с проектором. На очереди использование вспомогательных источников света. Способов и путей использования проектора, как одного из источников, достаточно много, но обо всем по порядку.
Пожалуй, есть смысл разделить все вспомогательные источники на постоянные и импульсные и рассмотреть их отдельно. Начнем с первых.
Первое, что приходит в голову — это использовать и проектор, и обычный источник света для освещения модели. Один из вариантов реализации такой идеи — диагональная схема освещения, которая позволяет разделить участки, освещенные проектором, и равномерно освещенные вторым источником. Если при этом за проектором оставить роль моделирующего света, это позволит визуально не перегрузить снимок и дополнительно сыграть на контрасте ритмических и однородных объектов (фото 1).
При подобной съемке возникает два технических вопроса: как сохранить контраст изображения, выдаваемого проектором, и что делать с несовпадающим балансом белого различных источников. И если с первым вопросом все достаточно просто, и проблема решается установкой на источник сотового рефлектора, ограничивающего размеры его светового пучка, то с балансом белого все не столь однозначно.
Первый выход из сложившейся ситуации лежит на поверхности: перевод изображения в монохром. В случае с графичными изображениями это не только решит проблему, но и добавит снимку колорита.
Подход номер два предполагает использование сложившейся разницы цветовой температуры источников в свою пользу. После нехитрой цветокоррекции мы можем получить, например, следующее фото (фото 2): синий и желтый цвета в одном кадре часто выглядят эффектно.
Третий подход предлагает сменить цветовую температуру одного из источников. Как вариант — использование цветного светофильтра (синего) на постоянном источнике света или использование постоянного источника с переменной температурой (например, светодиодный видеосвет). Практика, однако, показывает, что использование синего фильтра на галогеновом осветителе может привести к сильному падению светового потока, поэтому в этом случае следует быть аккуратным.
Следующее, что можно сделать, используя проектор и еще пару источников постоянного света — это попробовать обмануть зрителя. Так, не выходя из студии, можно оказаться на берегу Сены (фото 3),
на театральной сцене (фото 4)
или в африканской саванне (фото 5).
Для создания такого эффекта необходимо, чтобы проектор светил только на фон, а модель освещалась отдельным источником, возможно, не одним.
Существует еще несколько хитростей, которые позволяют обманывать более качественно. Во‑первых, ракурс. Ракурс съемки модели должен совпадать с ракурсом съемки заднего фона. Во всяком случае, разница не должна бросаться в глаза. Второе — свет. Опять же, свет на модели должен
совпадать с имеющимся на фоновой фотографии. Наиболее интересный случай, когда на фоновом изображении есть источник света. Тогда полезно будет сымитировать его работу по модели, как сделано на приведенных кадрах.
Третье — глубина резкости. Снимая на открытой диафрагме, фотограф размывает фон и тем самым не только избавляет его от ненужных деталей и пикселизации, но и добавляет фотографии недостающий объем, что положительно сказывается на восприятии иллюзии. Дополнительный объем может привнести использование при съемке переднего плана, но на эту тему мы поговорим в другой раз.
При создании подобных иллюзий возникает еще один вариант решения проблемы с цветовой температурой — цветокоррекция фонового изображения. Если добавить фоновой фотографии необходимый оттенок (при использовании галогеновых приборов — оранжевый), цветовые температуры можно сравнять. Но нужно ли это? Более холодный оттенок фона, который обеспечивается проектором, добавляет снимку глубины. Выбор в этом вопросе следует оставить за фотографом.
Обратим сове внимание в сторону импульсных источников. Технические особенности съемки со смешанным светом следует обсуждать отдельно: уж очень обширна эта тема. Мы рассмотрим лишь те возможности, что нам даются при таком сочетании средств. Во‑первых, можно опять же создать нужный нам фон. Принципы сочетания модели и фона совпадают с таковыми при съемке с постоянным светом. Стоит заметить, что цветовая температура импульсного источника значительно ближе к температуре проектора, поэтому проблема их сочетания стоит не так остро.
Второе применение подобной связки позволяет получить сюрреалистичный результат (фото 6), который достигается использованием длительной выдержки и наличием движения в кадре. Для достижения подобного эффекта часть картинки «замораживается» световым импульсом, а изображение с проектора, являющееся, по сути, постоянным источником света, формирует эффектные шлейфы вокруг модели. Вид этих шлейфов зависит от выводимого изображения и характера движения камеры. Результат такого вида съемки часто бывает непредсказуемым, но это только добавляет ему прелести.
Напоследок пожелаю осилившим этот текст до конца больше экспериментировать и, возможно, найти еще пару-тройку неописанных в данной статье способов применения такого многогранного инструмента, как проектор.
Пожалуй, есть смысл разделить все вспомогательные источники на постоянные и импульсные и рассмотреть их отдельно. Начнем с первых.
Первое, что приходит в голову — это использовать и проектор, и обычный источник света для освещения модели. Один из вариантов реализации такой идеи — диагональная схема освещения, которая позволяет разделить участки, освещенные проектором, и равномерно освещенные вторым источником. Если при этом за проектором оставить роль моделирующего света, это позволит визуально не перегрузить снимок и дополнительно сыграть на контрасте ритмических и однородных объектов (фото 1).
При подобной съемке возникает два технических вопроса: как сохранить контраст изображения, выдаваемого проектором, и что делать с несовпадающим балансом белого различных источников. И если с первым вопросом все достаточно просто, и проблема решается установкой на источник сотового рефлектора, ограничивающего размеры его светового пучка, то с балансом белого все не столь однозначно.
Первый выход из сложившейся ситуации лежит на поверхности: перевод изображения в монохром. В случае с графичными изображениями это не только решит проблему, но и добавит снимку колорита.
Подход номер два предполагает использование сложившейся разницы цветовой температуры источников в свою пользу. После нехитрой цветокоррекции мы можем получить, например, следующее фото (фото 2): синий и желтый цвета в одном кадре часто выглядят эффектно.
Третий подход предлагает сменить цветовую температуру одного из источников. Как вариант — использование цветного светофильтра (синего) на постоянном источнике света или использование постоянного источника с переменной температурой (например, светодиодный видеосвет). Практика, однако, показывает, что использование синего фильтра на галогеновом осветителе может привести к сильному падению светового потока, поэтому в этом случае следует быть аккуратным.
Следующее, что можно сделать, используя проектор и еще пару источников постоянного света — это попробовать обмануть зрителя. Так, не выходя из студии, можно оказаться на берегу Сены (фото 3),
на театральной сцене (фото 4)
или в африканской саванне (фото 5).
Для создания такого эффекта необходимо, чтобы проектор светил только на фон, а модель освещалась отдельным источником, возможно, не одним.
Существует еще несколько хитростей, которые позволяют обманывать более качественно. Во‑первых, ракурс. Ракурс съемки модели должен совпадать с ракурсом съемки заднего фона. Во всяком случае, разница не должна бросаться в глаза. Второе — свет. Опять же, свет на модели должен
совпадать с имеющимся на фоновой фотографии. Наиболее интересный случай, когда на фоновом изображении есть источник света. Тогда полезно будет сымитировать его работу по модели, как сделано на приведенных кадрах.
Третье — глубина резкости. Снимая на открытой диафрагме, фотограф размывает фон и тем самым не только избавляет его от ненужных деталей и пикселизации, но и добавляет фотографии недостающий объем, что положительно сказывается на восприятии иллюзии. Дополнительный объем может привнести использование при съемке переднего плана, но на эту тему мы поговорим в другой раз.
При создании подобных иллюзий возникает еще один вариант решения проблемы с цветовой температурой — цветокоррекция фонового изображения. Если добавить фоновой фотографии необходимый оттенок (при использовании галогеновых приборов — оранжевый), цветовые температуры можно сравнять. Но нужно ли это? Более холодный оттенок фона, который обеспечивается проектором, добавляет снимку глубины. Выбор в этом вопросе следует оставить за фотографом.
Обратим сове внимание в сторону импульсных источников. Технические особенности съемки со смешанным светом следует обсуждать отдельно: уж очень обширна эта тема. Мы рассмотрим лишь те возможности, что нам даются при таком сочетании средств. Во‑первых, можно опять же создать нужный нам фон. Принципы сочетания модели и фона совпадают с таковыми при съемке с постоянным светом. Стоит заметить, что цветовая температура импульсного источника значительно ближе к температуре проектора, поэтому проблема их сочетания стоит не так остро.
Второе применение подобной связки позволяет получить сюрреалистичный результат (фото 6), который достигается использованием длительной выдержки и наличием движения в кадре. Для достижения подобного эффекта часть картинки «замораживается» световым импульсом, а изображение с проектора, являющееся, по сути, постоянным источником света, формирует эффектные шлейфы вокруг модели. Вид этих шлейфов зависит от выводимого изображения и характера движения камеры. Результат такого вида съемки часто бывает непредсказуемым, но это только добавляет ему прелести.
Напоследок пожелаю осилившим этот текст до конца больше экспериментировать и, возможно, найти еще пару-тройку неописанных в данной статье способов применения такого многогранного инструмента, как проектор.
Все снимки сделаны в студии фотошколы «Снимай!»
Модели: Марина Ворожищева, Кирилл Комаров
Текст и фото: Алексей Доронкин
Модели: Марина Ворожищева, Кирилл Комаров
Текст и фото: Алексей Доронкин
Любишь фотографию? Присоединяйся к журналу PhotoCASA в социальных сетях:
Вконтакте, Telegram, Живой Журнал, YouTube
Вконтакте, Telegram, Живой Журнал, YouTube
Комментарии