Фотосъемка с проектором
Здравствуйте, друзья! Сегодня я начинаю свое повествование о съемке с проектором.
На первый взгляд, проектор — весьма специфический инструмент, который может пригодиться лишь в редких случаях.
Однако его возможности значительно шире, и цель данной статьи — поведать несколько секретов подобного рода съемок, знание которых позволит поднять фотографии читателя в подобной технике на новый уровень.
ТЕХНИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
Во‑первых, сам проектор целесообразно располагать выше модели. Это позволит организовать правильный световой рисунок на модели и не бояться, что в кадр попадет тень фотографа.
Во‑вторых, для того, чтобы проектор работал, необходим компьютер, с которого будет выводиться изображение. Место компьютера — прямо под проектором, тогда человек, управляющий проецируемым изображением, будет видеть его максимально полно.
В‑третьих, удобнее открывать изображение в графическом редакторе, что позволит масштабировать и изменять его. Немаловажно разрешение проектора. В случае недостаточного разрешения при съемке крупного плана возможно проявление пикселей (фото 1). Однако это поправимо, причем тремя разными способами: можно или чуть расфокусировать луч проектора, или приблизить к нему модель, что приведет к уменьшению размеров пикселей, или обработать изображение методом частотного разложения с заменой текстуры пикселей на что-то, напоминающее текстуру кожи.
Наконец, проектор стоит, модель на своем месте, специально обученный человек готов работать с выводимым изображением. Остается настроить камеру:
1. Управление экспозицией — в ручном режиме, поскольку мощность лампы проектора постоянна, и непредсказуемых скачков освещенности сцены не предвидится.
2. Выдержка — не короче 1/60 с, так как картинка проектора мерцает, и более короткая выдержка это обнаружит на фото.
3. Баланс белого устанавливается опытным путем либо оставляется на потом, когда фотографии будут загружены в RAW-конвертор. Единственное НО: баланс белого не должен быть автоматическим, так как это может привести к непредсказуемым результатам.
ТВОРЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Первое, о чем следует помнить: свет проектора ложится на модель по тем же правилам, что и свет от любого другого источника жесткого освещения. Соответственно, картинка очень сильно зависит от его направления. Поэтому первое его применение — это имитация направленного прожектора с маской гобо. Оптическая схема проектора такова, что тень модели при этом будет резкой, и это можно использовать в качестве художественного приема.
Самое интересное начинается тогда, когда рисунок проецируется непосредственно на модель. Простейший случай использования данного приема — добавить в уже существующий пучок света небольшую деталь, которая ляжет на лицо и существенно преобразит картинку (фото 2).
При наложении картинки на объект существует три правила, которые принципиально влияют на результат.
ПРАВИЛ О ПЕРВОЕ
Чем дальше фотограф находится от линии «модель-проектор», тем меньше картинка, которую он видит, похожа на проецируемое изображение. И наоборот, при съемке от проектора картинка максимально близка к тому, что выводится на экран.
Рассмотрим работу этого правила на простейшем изображении, состоящем из вертикальных черно-белых полос. Действительно, при съемке от проектора полоски идеально ложатся на всю сцену, практически не меняя своей формы (фото 3). Если съемка производится сбоку, то проецируемые линии ложатся по форме лица модели.
Наиболее эффектно этот прием смотрится в случае, когда и фон, освещаемый проектором, имеет сложную форму, проявляемую ритмическим рисунком.
ПРАВИЛ О ВТОРОЕ
Темная одежда модели поглощает изображение с проектора, светлая же, напротив, передает его практически без искажений. Так, на фото (фото 4) проецируемые на черные брюки полосы исчезают, что позволяет создать на изображении дополнительный контраст между ритмическими и однородными объектами. Однородны также отбрасываемые тени, которые появляются в кадре при отдалении фотографа от линии «модель-проектор».
ПРАВИЛ О ТРЕТЬЕ
Проецируемые на модель светлые участки изображения работают как обычный свет. При наличии же рисунка данный рисунок взаимодействует с формой самой модели. Следуя этому правилу, необходимо следить, чтобы рисунок не попадал на те участки модели, которые фотограф хотел бы оставить неизменными. Обычно это лицо, глаза и другие детали, выбор которых зависит от типа и целей съемки.
Для того, чтобы нежелательного нагромождения деталей не произошло, можно либо просто перемещать проецируемое изображение в соответствии с задумкой и положением модели (фото 5), либо посредством кистей и штампов редактировать изображение на проекторе так, чтобы на нужный участок модели ложился однородный участок картинки (фото 6).
На этом, пожалуй, закончим. Следующая статья будет посвящена использованию вспомогательных источников света при съемке с проектором.
Все снимки сделаны в студии фотошколы «Снимай!»
Модели: Марина Ворожищева, Евгения Громова, Кирилл Комаров.
Текст и фото: Алексей Доронкин
На первый взгляд, проектор — весьма специфический инструмент, который может пригодиться лишь в редких случаях.
Однако его возможности значительно шире, и цель данной статьи — поведать несколько секретов подобного рода съемок, знание которых позволит поднять фотографии читателя в подобной технике на новый уровень.
ТЕХНИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
Во‑первых, сам проектор целесообразно располагать выше модели. Это позволит организовать правильный световой рисунок на модели и не бояться, что в кадр попадет тень фотографа.
Во‑вторых, для того, чтобы проектор работал, необходим компьютер, с которого будет выводиться изображение. Место компьютера — прямо под проектором, тогда человек, управляющий проецируемым изображением, будет видеть его максимально полно.
В‑третьих, удобнее открывать изображение в графическом редакторе, что позволит масштабировать и изменять его. Немаловажно разрешение проектора. В случае недостаточного разрешения при съемке крупного плана возможно проявление пикселей (фото 1). Однако это поправимо, причем тремя разными способами: можно или чуть расфокусировать луч проектора, или приблизить к нему модель, что приведет к уменьшению размеров пикселей, или обработать изображение методом частотного разложения с заменой текстуры пикселей на что-то, напоминающее текстуру кожи.
Наконец, проектор стоит, модель на своем месте, специально обученный человек готов работать с выводимым изображением. Остается настроить камеру:
1. Управление экспозицией — в ручном режиме, поскольку мощность лампы проектора постоянна, и непредсказуемых скачков освещенности сцены не предвидится.
2. Выдержка — не короче 1/60 с, так как картинка проектора мерцает, и более короткая выдержка это обнаружит на фото.
3. Баланс белого устанавливается опытным путем либо оставляется на потом, когда фотографии будут загружены в RAW-конвертор. Единственное НО: баланс белого не должен быть автоматическим, так как это может привести к непредсказуемым результатам.
ТВОРЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Первое, о чем следует помнить: свет проектора ложится на модель по тем же правилам, что и свет от любого другого источника жесткого освещения. Соответственно, картинка очень сильно зависит от его направления. Поэтому первое его применение — это имитация направленного прожектора с маской гобо. Оптическая схема проектора такова, что тень модели при этом будет резкой, и это можно использовать в качестве художественного приема.
Самое интересное начинается тогда, когда рисунок проецируется непосредственно на модель. Простейший случай использования данного приема — добавить в уже существующий пучок света небольшую деталь, которая ляжет на лицо и существенно преобразит картинку (фото 2).
При наложении картинки на объект существует три правила, которые принципиально влияют на результат.
ПРАВИЛ О ПЕРВОЕ
Чем дальше фотограф находится от линии «модель-проектор», тем меньше картинка, которую он видит, похожа на проецируемое изображение. И наоборот, при съемке от проектора картинка максимально близка к тому, что выводится на экран.
Рассмотрим работу этого правила на простейшем изображении, состоящем из вертикальных черно-белых полос. Действительно, при съемке от проектора полоски идеально ложатся на всю сцену, практически не меняя своей формы (фото 3). Если съемка производится сбоку, то проецируемые линии ложатся по форме лица модели.
Наиболее эффектно этот прием смотрится в случае, когда и фон, освещаемый проектором, имеет сложную форму, проявляемую ритмическим рисунком.
ПРАВИЛ О ВТОРОЕ
Темная одежда модели поглощает изображение с проектора, светлая же, напротив, передает его практически без искажений. Так, на фото (фото 4) проецируемые на черные брюки полосы исчезают, что позволяет создать на изображении дополнительный контраст между ритмическими и однородными объектами. Однородны также отбрасываемые тени, которые появляются в кадре при отдалении фотографа от линии «модель-проектор».
ПРАВИЛ О ТРЕТЬЕ
Проецируемые на модель светлые участки изображения работают как обычный свет. При наличии же рисунка данный рисунок взаимодействует с формой самой модели. Следуя этому правилу, необходимо следить, чтобы рисунок не попадал на те участки модели, которые фотограф хотел бы оставить неизменными. Обычно это лицо, глаза и другие детали, выбор которых зависит от типа и целей съемки.
Для того, чтобы нежелательного нагромождения деталей не произошло, можно либо просто перемещать проецируемое изображение в соответствии с задумкой и положением модели (фото 5), либо посредством кистей и штампов редактировать изображение на проекторе так, чтобы на нужный участок модели ложился однородный участок картинки (фото 6).
На этом, пожалуй, закончим. Следующая статья будет посвящена использованию вспомогательных источников света при съемке с проектором.
Все снимки сделаны в студии фотошколы «Снимай!»
Модели: Марина Ворожищева, Евгения Громова, Кирилл Комаров.
Текст и фото: Алексей Доронкин
Любишь фотографию? Присоединяйся к журналу PhotoCASA в социальных сетях:
Вконтакте, Telegram, Живой Журнал, YouTube
Вконтакте, Telegram, Живой Журнал, YouTube
Комментарии