Photo Pro Center

Макросъемка на природе

Наконец наступило лето. Долгожданная пора для многих фотографов. Именно летом есть раздолье для макрофотографов (как любителей, так и профессионалов). По моему мнению, именно июнь является месяцем, в котором появляется наибольшее биоразнообразие насекомых и пауков. Далее численность видов начинает не спеша спадать. Значит, самое время взять в руки камеру и выйти на улицу! Здесь мы с вами немного поговорим о макросъемке на природе, затронем важные нюансы и особенности, и постараемся подготовиться для съемки почти любых моделей.
Поскольку я чаще всего снимаю техникой стекинга, ее мы тоже затронем. Но лишь слегка.

Этот материал больше для тех людей, кто хочет окунуться в макромир, но пока не готов серьезно этим заниматься. Для начала посмотрите погоду. И лучше это делать заранее. Например, на завтра. Ведь нет ничего приятней съемки в утренние часы. Поэтому лучше быть собранным с вечера. Утром большинство насекомых еще просыпаются и греются на солнышке. Можно ближе к ним подкрадываться. Если вы снимаете с подхода (подошли, сделали одиночный кадр с рук и ушли), то вам практически ничего не должно помешать. Только сильный дождь будет помехой. И сами промокнете, и техника промокнет, и насекомые спрячутся. В это время суток свет самый красивый. И снимать в нем истинное удовольствие. Если у вас довольно светосильный объектив, можно не использовать вспышку.

Соберите технику и проверьте карту памяти и аккумулятор. Технику можно использовать разнообразную. Если у вас есть обычный 50 мм объектив, купив к нему комплект из макроколец, можно получить макрообъектив с неплохим увеличением. Качество, правда, будет немного хромать, так как макрокольца вырезают центральную часть кадра. И если у вашего объектива небольшая разрешающая способность (нет большой детализации), то картинка в макро станет еще более мыльной, чем просто фото на этот объектив. Камера подойдет любая.

Особой разницы тут нет. В макро больше решает свет. Если вы умеете пользоваться внешней вспышкой, можно попробовать использовать ее. Только придется заморочиться с рассеивателем. Купить его за довольно большие деньги у профессионалов, либо смастерить самому. Этот вариант больше подходит для людей, кто прошел стадию новичка и хочет улучшить качество фото. Также можно использовать штатив. В
этом случае, возможно, будет проще фокусироваться, так как штатив уберет тряску рук. Можно использовать его как монопод, держа камеру в
руках, а сам штатив поставив вертикально, но со сложенными ногами. Скорость работы будет выше, чем, если вы будете раскладывать штатив
до конца. Также можно использовать макрорельсы. Но это больше подходит для съемки со стекингом.

Почему я советую утро? Тишина вокруг, не светит палящее солнце, в тени можно найти некоторые виды насекомых, на которых не светит
солнце, и они еще не прогрелись. Иногда можно снимать сидящих насекомых на ветке, беря ветку в руку. Еще утром хорошо снимать стек.
Легче будет без вспышки, ведь насекомое не будет каждый раз дергаться от света. Но придется огораживаться даже от мельчайшего дуновения
ветра. Без вспышки очень велик шанс смаза. Все потому, что в макро нужно больше света, чем в обычной съемке. Значит, придется увеличивать
выдержку. Ведь открыв диафрагму широко, у нас не получится поместить модель в ГРИП. А поднятие ISO прощают далеко не все матрицы.

В этом плане помогает вспышка. Но все же она не так красива, как утреннее рассветное солнце. Кто может сидеть спокойно утром? Бабочки.
Им нужно некоторое время, чтобы осушить крылья от росы и прогреть их для полета. Стрекозы.
Некоторые осы и пчелки (фото 1), которые ночуют на веточках.

Если вы любите поспать подольше, вам может так не повезти. Ибо вся живность уже давно активно бегает и летает. Никто не подпускает фотографа близко к себе. Жаркое солнце усложняет процесс охоты за кадром. Но выход есть и тут. Для съемки красивого кадра категорически
не советую снимать в лоб при ярком солнечном свете. Тогда тени получаются жесткими, много пересветов, портящих картинку. Постарайтесь
поискать моделей в тени деревьев (фото 2).

Если модели довольно неподвижны и питаются на цветке, не обращая внимание на вас, можно попытаться загородить их своей тенью (фото 3).

Ярким солнечным днем можно использовать и вспышку. Насекомые не будут ее бояться из-за того, что солнечный свет намного ярче. Снимать
со стекингом сложнее. Так как мало неподвижных насекомых, кто готов сидеть необходимое время. Да, еще, днем тяжело встретить безветренную погоду. Снимать со стекингом днем легче всего ночных бабочек (фото 4). Часто они сидят на стенах или заборах и спят там. Им не
мешает вспышка, а ветер не шатает стены. Зато каких расцветок они бывают (фото 5)!


Вообще, вспышка решает вопрос с плохим светом. Ведь не везде, где сидит ваша модель, хороший свет. Бывает, что тень слишком темная.
И при съемке со вспышкой я соблюдаю следующие правила. Для начала сделайте фото без вспышки, чтобы определить насколько ярким
будет фон. Диафрагму лучше немного прикрыть, а ISO поставить минимальное. Я не советую конкретные настройки, потому что они подбираются опытным путем. На насекомое не должен падать прямой солнечный свет, так как он ярче вспышки и может засветить кадр, либо
проявится шевеленка от тряски рук, которую мы пытаемся скрыть импульсом вспышки. После настройки яркости фона, включите вспышку и
настройте ее мощность. Советую использовать хотя бы примитивный рассеиватель. Тогда свет будет достаточно мягким, а импульс будет доставать до насекомого. Ибо часто вспышка без рассеивателя не может осветить сцену ввиду того, что сам объектив мешает свету. С опытом,
при разных увеличениях, вы поймете примерно, какие настройки должны быть.

В моей практике используется съемка вечером. Это довольно хорошее время, чтобы поймать насекомое в красивых закатных лучах. Например,
я снимаю насекомых, которые ложатся спать, прикрепляясь своими челюстями к веточкам и травинкам (фото 6). Они уже не пытаются сорваться и улететь, но могут быть довольно активными. Это, скорее всего, может быть из-за вспышки, которую я использую. Правда, чтобы получить нужный цвет, придется огораживать модель от света с неба. Ведь он дает холодные оттенки. Яркие примеры на фотографиях этих ос (фото 7,8,9).



На них я прибрал насыщенность голубого цвета. Только в отличие от съемки утром, вечером у вас будет меньше времени на съемки. Ведь с каждой минутой становится только темнее.

Некоторые макрофотографы практикуют съемку насекомых ночью. В темноте многие просто спят. И можно довольно легко сделать пару кадров. Еще можно приманить интересных моделей ночью на свет фонаря. У меня на даче даже жуки плавунцы на стену взбирались (живут они в воде). Я включаю фонарь, а через полчаса иду смотреть, кто мне попался. Некоторые ночные бабочки поражают воображение своей красотой.
Отдельно затрону съемку пауков. Вообще, они делятся на два больших семейства. Первое — это пауки охотники. К ним относятся бокоходы
(фото 10), пауки волки (фото 11) и другие, быстро перемещающиеся виды. Второе — это пауки-тенетники. Они плетут паутину и висят на ней днями и ночами в ожидании добычи. Как пример, всем известный крестовик (фото 12). Охотников снимать тяжело, но вполне возможно. Сложнее всего со скакунчиками (фото 13).




Поскольку я снимаю все фото по возможности стекингом, то сделать большое количество кадров таких подвижных пауков почти нереально. С другой стороны, тенетников можно снимать сколько хотите. Из минусов только паутина, которая при минимальном ветре будет колыхаться, что помешает фокусировке.

Довольно легко тренироваться в макро, снимая крестовиков. Они сидят на месте и никуда не убегают. А вот божьи коровки – довольно сложные модели (фото 14).

Они постоянно активные. Лучшее время для их съемки это утро. Еще легкие модели улитки, ночные бабочки, некоторые жуки. Никто конечно же не отменяет съемку цветов (фото 15), листьев и грибов.

Теперь немного о стекинге. Эта техника похожа на то, что вы пытаетесь собрать целую палку колбасы из ее ломтиков (такое вот аппетитное сравнение). Только это относится к области ГРИП. Для съемки вам понадобится камера, штатив, макрорельсы, спусковой тросик, вспышка (по
желанию). Вот таким комплектом пользуюсь я. Часто для борьбы с ветром использую вот такие прищепки (фото 16).

Если зажать ими веточку или цветок достаточно близко к модели, то ее будет меньше трясти. Иногда на природе нет возможности подобраться со штативом. Тогда я снимаю стекинг с рук. Приходится опираться о какой-нибудь надежный предмет и аккуратно двигать камеру вперед, делая снимки.
Думаю, вы узнали что-то новое для себя. Самое главное в фото — это всегда практиковаться и искать новые способы достичь лучших результатов. Желаю вам шикарных фотографий в этом году и в любом жанре! А если вы решите связать свою жизнь с маленьким миром замечательных животных, даю вам слово, он не перестанет удивлять вас никогда.

Текст и фото: Андрей Шаповалов





Комментарии

Похожие новости