Реклама: ООО «СФИНКС», ИНН: 7801222400

Макросъемка

Здравствуйте, уважаемые читатели PhotoCASA! Меня зовут Анжелика Тараненкова, и я занимаюсь макросъемкой.
ПОЧЕМУ ИМЕННО МАКРОФОТОГРАФИЯ?

Пожалуй, этот вопрос я слышу чаще всего. Ответ на самом деле очень прост! Макрофотография дает возможность заглянуть в крохотный, плохо видимый невооруженным глазом мир. Почувствовать себя Алисой в Стране Чудес среди причудливых грибов и растений, святящихся гирлянд из воздушных боке, забавных и жутких насекомых. Успеть запечатлеть интересные моменты и поделиться именно своим видением мира с другими людьми!

ЛЮБИТЕЛЬСКАЯ ЭКИПИРОВКА

Поскольку сама я фотолюбитель, не использующий макрофотографию в своей профессиональной деятельности, то к вопросу техники и экипировки в целом отношусь любительски. Все мои работы сняты на старенькую Sony A580 и объектив Tamron SP AF 90 mm f/2.8 Di Macro 1:1 (272E).
При съемках в естественных условиях часто использую штатив. Для простого упора я иногда применяю дешевую маленькую треногу (такие обычно продаются с креплением для телефона) с гнущимися ножками. Также на ней можно закрепить телефон и использовать его как дополнительный свет. А гибкие ножки помогают установить нужное положение.
Макросъемка

В качестве освещения в макросъемке довольно часто используются парные вспышки или кольцевой свет. Но, как я говорила ранее, я любитель, поэтому стараюсь снимать при естественном освещении или с применением подручных средств, таких как фонарики или встроенная вспышка. Основная возникающая при этом проблема — слишком резкий свет, дающий в результате контрастные тени. Чтобы этого избежать, я использую подручные средства вроде листка белой / цветной бумаги (это может быть даже салфетка или кусочек подходящей ткани), закрепленного перед вспышкой либо установленного перед фонариком, или обычного пластикового / бумажного стаканчика, а также тарелки из этих же материалов (в этом случае в центре вырезается отверстие, через которое тарелка крепится на объектив перед вспышкой). Также для отражения и смягчения света часто приходится пользоваться отражателями. Иногда я заменяю их на лист фольги или фольгированный картон. Главная задача подобных усовершенствований — более мягкий свет в процессе съемки. Подключив фантазию, можно увидеть, как много подручных вещей могут быть использованы в качестве реквизита для творчества.
Макросъемка

Часто среди фотографов возникают споры: «Какое же макро лучше: естественное или постановочное?», «Что важнее: художественность или достоверность?». Я не энтомолог, поэтому в своих работах отдаю предпочтение художественности. При обработке обычно использую «Фотошоп» и
различные плагины. Также при добавлении фотографий в свой инстаграм-аккаунт я иногда использую некоторые дополнительные программы на телефоне, например Snapseed, Lens Distortions и т. д.

ФОТООХОТА С ЛЮБОВЬЮ

Конечно, фотоохота на природе в лесу и полях увлекательна, но не менее интересной она может быть и в городских парках, и на клумбах с цветами и даже в придорожной сухой траве, где любит селиться паук Аргиопа Брюнниха. Удивительных насекомышей можно встретить даже в своем дворе. На первый взгляд крохотный зеленый листик или сухая веточка может оказаться богомолом или замаскировавшейся гусеницей. А медленно ползущий комочек грязи или белого пуха — личинкой златоглазки в своем хитром камуфляже.
Макросъемка

Большинство насекомых скрываются на уровне ваших ног и часто из-за этого остаются незамеченными вовсе. Поэтому внимательность — главное оружие макрофотографа. Практически все мои работы сняты во дворе моего дома. Именно там я чаще всего знакомлюсь со своими шести- и восьминогими, крылатыми, пушистыми и усатыми моделями. Обычно природа сама вдохновляет на сюжет, подбрасывает идею. Мне остается только поймать нужный ракурс и успеть запечатлеть момент. Так произошло, когда я снимала капли воды на стебельках мха и окружающих его сухоцветах. Одну из капель я посадила в сухую чашечку от крохотного цветка. Пока я выбирала лучший ракурс, капельку заприметил жук долгоносик. Благодаря этому мне удалось заснять жука, пришедшего на импровизированный «водопой». На самом деле многие насекомые любят водяные или сладкие капли. Эта маленькая хитрость часто помогает при съемках.
Макросъемка


Из своего опыта наблюдения за различной живностью я сделала вывод, что среди насекомых одного и того же вида могут встречаться как пугливые, так доверчивые, контактные особи. Поэтому при съемке живых объектов я всегда придерживаюсь главного правила — не навредить живым существам. И если модель совсем не идет на контакт, излишне агрессивно сопротивляется вниманию, то лучше отпустить малыша восвояси и уделить внимание кому-то более любопытному.
Макросъемка

Я всегда любила насекомых. Мне нравится читать про них, узнавать названия и особенности их поведения. Иногда это помогает и в последующих съемках. Однажды при зимней уборке двора я нашла несколько оотек богомола на веточках. Помня о том, что время вылупления богомолов в нашем теплом регионе приходится приблизительно на май — июнь, я срезала эти веточки и переместила их в более удобное для наблюдения место. С одной из оотек мне повезло застать момент вылупления маленьких богомольчиков и сделать серию забавных снимков. Только что вылупившиеся малыши пугливые, но очень любопытные. Одно фото из серии под названием «Крохотный пророк» (Mantis religiosa: μάντις в переводе с греческого означает «про-
рок», «предсказатель», жрец, а religiosa с латыни — «религиозный», так как в этой позе насекомое похоже на молитвенно сложившего руки человека) поучаствовало в выставке National Geographic Россия «Дикая природа России 2016».
Макросъемка

Несмотря на то, что на юге, где я живу, всегда довольно тепло и нет суровой зимы, все же бывают дни, в которые на улице снимать совсем нечего. В это время я обычно организовываю «студийную» съемку на окошке. Для большего вдохновения я участвую в различных конкурсах и челенджах (в том же «Инстаграме» довольно часто некоторые фотографы из разных стран дают задания на различные тематики, в которых может поучаствовать любой
желающий). Так из подручных средств получились фото с физалисом в огненных боке, снежинка в контровом свете с разноцветными бокешками и ежевика в изморози.
Макросъемка


Текст и фото: Анжелика Тараненко (NekoByaka)
Любишь фотографию? Присоединяйся к журналу PhotoCASA в социальных сетях:
Вконтакте, Telegram, Живой Журнал, YouTube