Photo Pro Center

Секреты съемки с форматной оптикой и свет в предметной фотографии

Как так получилось, что я пришел к использованию форматной оптики, да еще и на узком формате? Чем же меня родна оптика не устраивала? И какие преимущества это дает? А все очень просто! Ровно год назад я мог задавать такие же вопросы, пока не увидел работы Олега Вайднера. Были они настолько хороши, что я сразу задался целью попробовать сделать что-то подобное. И причина была даже не в мастерстве исполнения, а в уникальном рисунке.
Ни для кого не секрет, что Олег Вайднер — первоклассный предметный фотограф. Как оказалось, он снимает на форматную оптику, да еще и
на макромех, с функцией тилт-шифт. И мне его способ показался интересным.

Несомненными преимуществами этой техники съемки я считал две вещи:
• во-первых, в результате получается красивый пластичный рисунок, без искажений, так как берется изображение с центра объектива;

• во-вторых, есть возможность манипулировать фокусом и глубиной резкости, а также исправлять геометрические искажения. Таким образом автор освобождается от необходимости делать стекинг.

Мой первый комплект оборудования был следующим: макромех со среднеформатным объективом Индустар-100У 110 mm f/4 и сам объектив от среднеформатного фотоувеличителя.

Сложность состояла в том, что под камеру Nikon невозможно было подобрать макромех с функций тилтшифт (как оказалось, их давно не выпускают). Да и обычный макромех не так просто подобрать и установить на Nikon. Мне пришлось переделывать прибор под подвижки, и это было непросто. Здесь сказывается еще один недостаток любого макромеха: мех сделан из бумаги.

Я испытывал его на двух камерах: на пленочном Nikon F801 и на цифровой Nikon D300s. Индустар-100У имеет резьбу М39, поэтому с переходниками под мех не было проблем. Я снимал со студийным светом, и Индустар-100У дал неплохие результаты.
Первая серия пробных снимков — улитки.

На первом снимке в схеме участвуют три источника света: на заднем плане — фольга, на которую светит вспышка с горшком и сотами. Также
на горшок надет оранжевый светофильтр, что в результате создает эффект боке. Сбоку слева стоит вторая вспышка, с тубусом, которая светит на брызги воды. Третья вспышка — это маска Гобо, направленная по улиткам сбоку, чтобы слегка их подсветить, не задев при этом фон.
Ну и, конечно, черный флаг перед объективом в виде рамки. Второе фото улитки снято так же.

Следующий пример снят на черном фоне: черный флаг, за которым находится большой бокс. Сбоку я повесил светофильтры, чтобы окрасить грани улиток, а с другой стороны поместил стрипбокс, чтобы их осветить.

Мне понравилось работать с черным флагом и большим боксом. На следующем снимке — бокал, где я тоже применил этот флаг и большой бокс сзади, со светофильтрами по бокам. В результате грани бокала окрасились в разноцветные оттенки. А чтобы подсветить пробки, мне потребовалась маска Гобо сверху, с очень узким пучком, который не заденет грани бокала. Нельзя забывать про черную рамку перед объективом, чтобы избежать засветки.

Вот еще пара похожих примеров с использованием черного флага и большого софтбокса. Отмечу, что дополнительно использовал черное стекло, поскольку оно дает хорошее отражение.

Зеркало в данном случае нельзя использовать из-за двойного отражения.
В этой работе применять стекинг не пришлось: я всего лишь наклонил переднюю стенку объектива, вдаль по отношению к оси ножа.

А вот в этой работе использовалось одно черное стекло и три источника света: квадратный софтбокс сверху и два стрипбокса по бокам от собаки.

Чайник был снят очень просто. За предметом установлен молочный пластик на просвет, за ним горшок с сотами и оранжевым светофильтром, а сбоку два стрипбокса. Сверху они сходятся в клин, тем самым имитируя работу одного софтбокса, так как задумка была в том, чтобы сделать по чайнику блик в виде арки.

И напоследок еще один пример, снятый на Индустар-100У. В заключение хочу добавить, что это неплохой объектив, но все же лучше
использовать форматную оптику от карданных камер.


Текст и фото: Кирилл Сизов





Комментарии

Похожие новости