Реклама: ООО «СФИНКС», ИНН: 7801222400

Советы фотографу-портретисту

Друзья, всем привет! В этой статье я расскажу вам про одну из техник съемки моего проекта ENIGMA. Постараюсь максимально полно раскрыть все нюансы и разложить все по полочкам. Проект я снимал на протяжении полутора лет. Его кульминацией стала моя персональная двухнедельная выставка, которую посетили большое количество гостей. Работы из этой серии фотографий заняли призовые места в жанре портрет в таких международных премиях, как: Art Limited Awards 2018 — первое место, IPA 2019 — третье место, BIFA 2019 — две бронзы.
Название выставки возникло совсем не просто так. Я вдохновился творчеством группы Enigma и все это время слушал только их треки. Был
момент, когда я переключился на другую группу, что отразилось на работах: они поменялись, и это меня даже испугало. При том, что я ничего
не менял, та же схема освещения, те же приемы ретуши, фотографии стали совсем другими. После этого я вообще изолировался от всех посторонних песен и слушал только Enigma. В конечном счете картинка стала возвращаться, но она все равно немного отличалась. Рассказываю
это я к тому, что музыка играет очень важную роль в съемках.

1. ПЕРВЫЙ СОВЕТ: ГДЕ ИСКАТЬ ВДОХНОВЕНИЕ?
Любая моя съемка начинается и зависит от моего внутреннего настроя, обычно это начинается с музыки. Сам по себе формируется плейлист с какими-либо исполнителями. Где я их ищу? Как ни странно, все находит меня само. Любой фильм и саундтреки из него, даже чей-то гудок на мобильнике, радио, когда едешь в такси (у меня всегда наготове Shazam, чтобы успеть найти исполнителя, и т.д.).

Сформированный плейлист может состоять всего из одного трека, не обязательно искать много. Если замечаете, что трек стоит на повторе, и вы уже второй день только его и слушаете, — это то самое, ваш плейлист настроения на съемку готов.
Помимо музыки, важна насмотренность — благодаря этому складываются картинки и рождаются интересные идеи. Есть много хороших ресурсов в интернете, где можно найти вдохновение. Я отдельно собираю папки с образами и каждую подписываю. Есть отдельные папки, где мне нравится взгляд модели или настроение кадра, папки со студийными работами или съемки с естественным освещением и пр.

В итоге формируется тот самый референс, который поможет вам прийти к цели и понять, чего вы хотите. Только не относитесь к этому, как к сухому математическому расчету, — это дело творческое, а я лишь делюсь с вами своими шагами.

2. ВЫБОР МОДЕЛЕЙ, МОДЕЛЬНЫЙ РЕЛИЗ
Если вы хотите, чтобы идея реализовалась, а ожидание и реальность совпали, ни в коем случае не снимайте вашу задумку на первой попавшейся модели. Я часто вижу, как на фотографии модель не соответствует образу. Порой фотографы берут некий текстурный фон и ставят
туда любую девушку. Девушка смотрит пустым взглядом или просто улыбается, при этом авторы пытаются выехать за счет больших форм и
фигуры модели. Как по мне — это нелепо. Почему так происходит? Потому что многие просто копируют и даже не задумываются, как это выглядит. По факту: фон есть? Есть! Модель? Есть! Фигура? Есть! Экшн обработки? Есть! А потом смотрят и не понимают, почему не получилось.
Либо радуются тому, что есть все пункты, и не волнуются о результате, считая, что остальные все равно будут смотреть на фигуру и надутые
губы.

Я ищу моделей очень долго. При этом весь проект ENIGMA я снимал, находясь в Ташкенте. Сейчас я часто бываю в Москве, также cобираюсь
прилетать в Питер, где с поисками моделей гораздо легче. Хочу отметить, что 90% персонажей ENIGMA — не модели и никогда ими не
были. Они не умели позировать, а многие даже впервые участвовали в фотосессии. А тем 10%, которые являлись моделями, я запрещал использовать их заученные позы и взгляд, поэтому им было гораздо сложнее работать со мной, чем непрофессионалам.

Я часто объявляю о том, что снимаю TFP, и сразу прописываю все условия. Самое первое, что я делаю — запрашиваю селфи, сделанные при
дневном освещении без какой-либо коррекции и фильтров, замазывающих кожу и корректирующих лицо. На этом этапе круг кандидатов сужается: ожидание и реальность часто не совпадают. Порой модели высылают фото с прошедших профессиональных фотосессий, но я все равно запрашиваю селфи, ведь предыдущий фотограф мог отретушировать их так, что в жизни они совсем другие, поэтому при встрече может ждать не очень приятный сюрприз.

Нужен ли модельный релиз? Да, подписывайте его всегда! Скачайте шаблон и адаптируйте его под себя. В последнее время я сначала отправляю релиз и после согласия модели обговариваю все остальные детали съемки. В день съемок модель приходит с подписанным модельным релизом, и только после этого я начинаю работу.

3. НЕМНОГО О ФОНЕ
Меня часто спрашивают, какой фон лучше использовать. Здесь есть несколько вариантов. Можно купить его в интернет-магазине: на Amazon или AliExpress. В поиске так и напишите: “photography backdrops”. Плюс такого варианта: вам не нужно ничего придумывать, у вас есть готовый фон. Но бывает и минус: он может оказаться ужасного качества, как печать, так и сам материал. Обычно производители берут какой-нибудь клипарт и печатают его, на сайте при покупке фон смотрится хорошо, а на деле — беда.
Также есть фоны ручной работы, которые изготавливают на заказ, но они стоят дорого. Несколько магазинов, специализирующихся на продаже таких фонов, предлагали мне скидку 50% за то, чтобы я отмечал их во всех публикациях. Но я не согласился. Можно скачать клипарты и просто накладывать их. За это не нужно платить, но и тут есть свои минусы. Фон на ваших фотографиях не будет эксклюзивным, он будет таким же, как и у всех, кто скачал эти клипарты или использует плагин с клипартами. Здесь очень важно ваше умение ретушировать: зачастую я вижу, как неаккуратная ретушь портит весь результат. Я сейчас про аккуратность наложения, а точнее, затирания этого клипарта, который постоянно залезает на волосы или другие участки тела. А еще никто не отменял глубину резкости: странно смотрится, когда фон резкий, а модель снята на открытой диафрагме и выглядит размытой.

Какие фоны использую я? У меня их несколько: некоторые я купил, а какие-то нарисовал сам. Технику мазка можно узнать у любого художника или посмотреть на YouTube. На самом деле здесь нет ничего сложного. Это же здорово, когда вы можете сами сделать любой фон, хотя бы из гуаши или обычной детской краски!

4. ПРОЦЕСС СЪЕМКИ И ОБОРУДОВАНИЕ
Теперь давайте перейдем к процессу съемки и оборудованию, которое я использую. В зависимости от запланированного результата, я снимаю по-разному. К примеру, если я не хочу впоследствии тонировать фотографию и понимаю, какой мне нужен цвет в итоге, то использую цветовые фильтры. Если же хочу, чтобы была дымка в кадре, использую дым-машину либо «Фотошоп». Конечно, я за то, чтобы сразу снимать чисто, но бывает и такое, что в конечном варианте отлично смотрятся и другие цветовые комбинации. В этом случае лучше тонировать в «Фотошопе», так будет как минимум логичнее.

Итак, использовались:
• камера Canon 5D Mark III или 70D;
• оптика: Sigma 17-50 f/2.8 (crop), Canon 85 mm f/1.8, Сanon 135 mm f/2, Сanon 70-200 mm f/2.8,на котором чаще снимал на 70 мм;
• цветовые фильтры Photoindustria;
• дым-машина – китайская, самая недорогая;
• штатив Benro;
• вспышка NicePhoto или Godox AD600 с софтбоксом 80x120 (в основном снимал с этим софтбоксом, он дает очень мягкий свет).

Фотография без обработки

Первую задачу, которую я себе поставил, — это сделать работы похожими на картины, поэтому снимал с минимальным освещением, точнее, с одним источником света. Использовал световую схему по Рембрандту. Этот момент хочу объяснить подробнее. Многие говорят: «Ставим софтбокс слева или справа с наклоном в 45 градусов», и все на этом. То есть шаблонный ответ, без какого-либо уточнения. Однако здесь немало нюансов, которые нужно учитывать. Основной: тень от носа направлена к краю губы.

Блик в глазах! Глаза — зеркало души, но многие об этом забывают. Если вы хотите, чтобы взгляд был живой, то в такой схеме в глазах нужны
блики. В этом случае как раз важно положение источника, поэтому регулируем направление тени и высоту источника света для того, чтобы был блик. Конечно, если я хочу получить на снимке томный взгляд, то обхожусь без бликов. Всегда говорю всем своим студентам: научитесь ставить свет с бликами в глазах, и потом, в зависимости от вашей цели, вы будете решать, нужны они или нет.

На своих уроках по студийному освещению я очень наглядно показываю этот прием. Представьте себе циферблат часов. Ваша модель — это середина циферблата. Ваша позиция — это цифра 6 (18:00). И вы должны привыкнуть к тому, что даже при переходе на цифру 4 (16:00),
к примеру, вы все равно останетесь на цифре 6 (18:00). Циферблат все время вращается вместе с вами, как и ваша схема освещения! Это очень
важно в понимании постановки света и будет вам помогать и с естественным освещением тоже.

Итак, давайте ставить свет! Если вы стоите на цифре 6 (18:00), то должны понимать, что зона рисующего света для вас находится от 18:30 до
20:30, а в другую сторону — с 17:30 до 15:30. Цифры 3 (15:00) и 9 (21:00) в данной схеме я называю «светом в ухо», которого я избегал в данном проекте. Для этого я просил модель немного повернуть лицо (задумайтесь, ведь, повернув лицо, она передвинула схему освещения как
раз на полчаса). Вот и получается, что рабочая схема от 18:30 до 20:30, и в другую сторону — с 7:30 до 15:30.

Нужно еще понимать одну вещь касательно вашего света, точнее, софтбокса: чем дальше вы его ставите от модели, тем менее контрастная
картинка у вас получится. Поэтому я ставил софтбокс максимально близко к модели. Чтобы заполнить тени с другой стороны лица, я использую отражатель (либо серебряный, либо просто белый).

Если применяю световые фильтры, то креплю их внутри софтбокса скотчем прямо перед лампой. Конечно, можно взять маленький рефлектор
и прикрепить сразу на него, отразив источник через отражатель, но качество, а точнее, жесткость света в этом случае мне не подходит.

Поэтому я и использовал две разные вспышки, так как лампа в NicePhoto не выпирает, в отличие от Goodox. Видел в интернете уже порезанные фильтры под лампу Goodox, но для меня это не совсем удобно, так как нет разнообразия цвета. Резать специально под Goodox фильтры, которые есть у меня, не хотелось бы, ведь они не дешевые, а использовать их с другими вспышками я потом не смогу.

Как я использую дым-машину? Просто заполняю комнату дымом и жду, когда он станет мягким и равномерным. Теперь возвращаемся к самому моменту съемок. Весь процесс проходит под готовый плейлист, в данном случае это Enigma. Очень важно! Модель, уже заходя в студию, слышит музыку и привыкает к ней. Во время съемки я делаю звук немного громче, и сама собой возникает магия. Сортировка итоговых фотографий происходит под тот же плейлист — это очень важно, иначе вы потеряете эмоциональную связь и просто выберете совсем не те файлы. Саму ретушь можно делать под любой плейлист.

Давайте я покажу вам, как происходит этап ретуши снимков, которые я снимал без дым-машины. Вся основная работа будет в кривых.
Итак, открываем сырой RAW-снимок и конвертируем файл — я конвертирую файлы в ACR (Adobe Camera Raw). Открываем его в «Фотошопе», после чего удаляем мелкие дефекты кожи и прочие недостатки, затем начинаем тонировать. Я специально сделал скриншоты моих настроек на этот снимок. Имейте в виду: каждую фотографию я тонирую индивидуально. Эта настройка может не подойти к другим снимкам, но принцип очень похож.

Настройка кривых
Первое, что я делаю — наращиваю эффект дымки, а затем начинаю тонировать снимок в тех же кривых (настройки на скриншотах).


Далее я создаю еще одни кривые и регулирую яркость фотографии.

Создаю слой с цветовым балансом и регулирую ползунки.


После этого объединяю все слои в новый слой (cmd Option Shift E), открываю его в ACR (cmd Shift A) и немного тонирую в разбиение тонов.


Почти готово! Осталось нарастить шум. Есть несколько способов это сделать:
1) наложить клипарты с шумом и частицами, их очень много в сети;
2) нарастить шум самим. Будем наращивать сами! Я наращиваю шум в ACR, для меня это очень удобно, ведь я могу настроить этот процесс детально.

Открываем наш готовый тонированный файл в ACR, заходим во вкладку FX (эффекты) и регулируем зерно. Я всегда это делаю в два этапа, поэтому дублирую исходный тонированный файл. На первом я наращиваю общий шум на всю картинку, регулирую его величину, размер, неровность. На втором файле регулирую шум непосредственно на лице модели, так как в первом этапе может потеряться резкость на лице. После этого я через маску с очень мягкой кисточкой начинаю открывать слой, на котором прорабатывал лицо. В результате получается
общий шум и незаметно переходящий шум на лице, благодаря которому не теряется резкость. Не забывайте также регулировать непрозрачность слоя, если она там нужна.

Вот конечный результат!
На этом все. Надеюсь, вы получили полезную для себя информацию!

Добавляйтесь в друзья, буду рад!
Всем отличных снимков!

Текст и фото: Руслан Рахматов

Модели
Кристина Грицаева
Дарья Сергеева
Николь Пылева
Диана Полищук
Василина Ибрагимова
Дарья Кудовая
Полина Янцева / Ева Янцева
Диана Карпова
Регина Канеева
Мария Джалилова
Любишь фотографию? Присоединяйся к журналу PhotoCASA в социальных сетях:
Вконтакте, Telegram, Живой Журнал, YouTube



Комментарии

Похожие новости