Photo Pro Center

Снимаем камерный портрет

Приветствую читателей журнала PhotoCASA! Меня зовут Анатолий Карпов, я фотограф-портретист. Благодаря предложению редакции написать статью у меня появилась уникальная возможность поделиться некоторыми своими идеями и лайфхаками, которые могут быть полезны моим коллегам, так же, как и я, увлекающимся портретной фотографией или планирующим заняться этим жанром.

Фотография для меня — это не хобби, а дело, которому я посвящаю все свое время. Это и работа, которая кормит, и отдушина, позволяющая абстрагироваться от каких-то бытовых нюансов, и вдохновение, помогающее реализовать в жизни те фантазии, которыми обычно полны мысли художника. В данный момент у меня два основных направления деятельности: это клиентская классическая портретная фотография и обучение фотографии и ретуши.

К классическому портрету я пришел не сразу, сначала пробовал себя и в уличной фотографии, и в фэшн-съемке, но вскоре почувствовал,
что камерный портрет — это именно то, что дает возможность раскрыть характер, показать красоту, помочь клиенту перевоплотиться в другом образе, «примерить» на себя новую жизнь и эпоху.

Если говорить о коммерческих съемках, то в большинстве случаев заказчик приходит с пониманием, что ему очень нравится стиль, но он не может конкретизировать, как именно он видит себя в кадре. Тогда мы начинаем общаться. Иногда что-то приходится активно советовать, зачастую от чего-то отговаривать, поскольку я понимаю, что клиенту данный образ не подойдет, но компромисс всегда находится. Хотя при желании во время фотосессии мы можем снять и в том образе, который очень хотел клиент, а мне показался сомнительным. Затем вместе смотрим удачные кадры, из которых нужно выбрать от 6 до 12 для художественной обработки, и вот тогда, как правило, клиент понимает, что мои советы были не напрасны.

Порой слышу вопрос от своих коллег, почему я предлагаю пакеты по 6 или максимум 12 фотографий. Ответ очевиден: в камерном портрете при правильно спланированном съемочном процессе на 1–2 образа для одного человека при съемке в течение двух часов красивых неповторяющихся кадров в принципе больше и не получится. Да, красивых может быть намного больше (если модель раскрепощена, то за 2 часа съемки на выходе можно получить до 250 хороших качественных кадров). Но чтобы каждый кадр был неповторим, выглядел, как картина, которая имеет индивидуальную ценность, нужно тщательно и продуманно выбирать. Кроме того, обработка одной фотографии — это долгий и кропотливый процесс, который может занимать у меня от 8 до 15 часов. Каждый снимок в результате представляет собой произведение искусства, а это всегда штучный товар. Ускоряться в этом процессе — означает уходить в масс-маркет. Он имеет место быть, но я предпочитаю работать в другой нише. Абсолютно не критикую тех, кто делает быстро и качественно, но нужно понимать — это совершенно иной продукт для другой категории клиентов.

Периодически вижу рекламу коллег или их рассказы о быстрой ретуши, когда за 15 минут можно создать шедевр. Ну, что сказать… Это, наверное, дело вкуса и критичного отношения к своей работе. Я иногда сижу с фотографией сутки, и она мне кажется уже идеальной. Потом смотрю на нее на следующий день, вижу свои ошибки и радуюсь, что никому не успел ее показать, никуда не выставил, не поторопился. И
начинаю переделывать. Портрет — это ведь фактически живопись, ну или светопись, как вам больше нравится. Иногда, чтобы добиться нужного эффекта, я стираю тени и света и рисую их заново, и тогда портрет оживает. В результате получается та самая «деликатная» ретушь, которая незаметна заказчику, людям, которые лично знакомы с клиентом. Человек смотрит на фотографию и узнает на ней себя: да, именно
таким я вижу себя в зеркале! Нет, фотограф не изменил меня до неузнаваемости, не сделал моложе на 10 лет, я не выгляжу на фотографии нелепо, а выгляжу так, как я себя ощущаю. Другой момент, что художники-классики всегда немножко льстили своим заказчикам, убирали дефекты кожи и явную асимметрию, выбирали наиболее удачные ракурсы, светотеневой рисунок, сочетание цветов. В этом плане фотограф — тот же художник, просто у него другие инструменты.

Конечно, качество исходника играет первостепенную роль: если он не дотягивает, то никакая ретушь не поможет сделать из посредственной
фотографии шедевр. Поэтому, когда ко мне приходят на индивидуальное обучение и просят в течение курса опустить часть по фотографии (так как по мнению ученика он уже фотограф от Бога) и увеличить часть по ретуши, я стараюсь все равно дать максимально объемную информацию именно по съемке, выстраиванию света, расстояниям до модели, фона, источников света, по углам наклона источников света и т.д.

Что касается съемочного процесса, я считаю, что именно красивый свет является залогом успеха. Я предпочитаю работать с импульсным светом, поскольку мне он кажется более интимным, волшебным и таинственным. Я часто хожу в картинные галереи, учусь у старых мастеров. Учиться можно бесконечно: построению композиции, позам, свету, цвету. Все, что мне импонирует в живописи, наиболее полно можно воплотить именно с импульсным светом. Мне безумно нравится техника Низкий ключ, ведь такой портрет кажется более драматичным, энергетически наполненным. Световые схемы могут быть совершенно разными: от одного источника света (как на картинах Караваджо, Рембрандта) до пяти. Поверьте, выбор световой схемы обязательно должен отвечать замыслу, главной идее. Не всегда чем сложнее выстроен свет, тем лучше результат. Помним о классиках, они-то знали толк в красивом свете. Создавая камерный портрет, уделите максимум внимания позам и деталям: взгляду, положению кистей рук, пальцам, складкам одежды, локонам. Старайтесь избегать манерности и натянутости в позах — это будет заметно и подсознательно оттолкнет зрителя. Нужно создать иллюзию естественности, расслабленности модели. Некоторым, особенно взрослым, крайне сложно раскрепоститься перед камерой. Мои лучшие кадры обычно получаются во второй половине съемочного процесса, когда модель
привыкла к обстановке, ко мне, к процессу и… немножко устала. И вот тогда начинается настоящая съемка: когда человек готов не просто смотреть в камеру, но и говорить взглядом.

Главное отличие камерной портретной съемки от фэшн состоит в процессе работы с моделью. В фэшн модель двигается, и фотограф тоже
двигается и ловит удачный ракурс, делая серию снимков. При камерном портрете модель статична, соответственно и фотографу нет необходимости бегать по студии, его задача — оценить позу модели и светотеневой рисунок на ней и скорректировать его до нужного результата.

Для этого иногда необходимо несколько раз поправить наклон головы, увести направление взгляда на миллиметры в сторону, чуть изменить изгиб шеи, слегка поправить пальцы, чтобы они выглядели изящно и естественно. В данном случае модель — она же натурщица.
Замирать в нужной позе совершенно без движения даже на несколько секунд –— это сложно. Потому что клиенту кажется, что он и не двигался, подумаешь, немножко голову наклонил…
Но когда я показываю на мониторе кадр и объясняю нюанс этого «немножко», тогда модель уже осознает, что любое, даже мимолетное ее движение может либо испортить кадр безвозвратно, либо сделать его шедевром. А это уже сопричастие, сотворчество. Это мотивирует и фотографа, и модель.

Обычно во время съемки я работаю с ассистентом, который стоит за мной и корректирует позы модели, может подойти и поправить положение рук, прическу либо складочки на платье. Работать вдвоем крайне удобно, ведь при съемке я концентрируюсь на одних моментах, например, на свето-теневом рисунке, бликах в глазах и т.д., а ассистент на других: в порядке ли прическа, не видны ли лишние нюансы в костюме модели, нет ли дисторсии на лице при улыбке, падает ли нужный блик на жемчужную сережку…

О камерном портрете и процессе его создания я могу говорить бесконечно. Это творчество и обучение одновременно. Коллегам, которые уже
снимают в этом жанре или только собираются в него погрузиться, я желаю неиссякаемого запаса идей для новых образов, удачных поисков
световых решений и хороших наставников!

Текст и фото: Анатолий Карпов





Комментарии

Похожие новости