Photo Pro Center

Большой спорт для маленьких

Здравствуйте, многочисленные читатели PhotoCASA. Меня зовут Татьяна Малышева, и фотография — моя работа уже более 10 лет.
Я снимаю в разных жанрах, но самое главное — это люди в кадре. Сегодня я расскажу вам о моем проекте «Большой спорт для маленьких» — фотосериях о детях 4–10 лет, которые уже всерьез занимаются каким-либо видом спорта.
Моя цель — вовлечь зрителя. В фотографию, в красоту спорта, в эмоции. Для меня важен тот кадр, который заставляет задуматься, засмеяться, заплакать и еще много «за…». Чтобы это получилось, я делаю фотокино, продуманное, документальное с элементами художественности. А главное — правдивое.
Большой спорт для маленьких

Одна серия — один рассказ об одном виде спорта с одним главным героем. Со всеми основами композиции: завязка, кульминация, развязка. Но при этом это документальная фотография, а значит, визуальный ряд должен быть хронологическим (каждый последующий кадр — вытекать из другого), разноплановым — с чередованием от крупного к общему, разбавленным деталями-отбивками, с разными ракурсами и художественными приемами. Сложнее не придумаешь, но если разложить по полочкам, то все выходит вполне доступно фотографу, знающему технику съемки и свою аппаратуру.
Большой спорт для маленьких

С чего я начинаю новую серию? Ну, кроме выбора вида спорта необходимо договориться с тренером, чтобы не только разрешил фотосъемку, но и позволил делать это на расстоянии вытянутой руки от спортсменов. Это часто не безопасно, например, в боевых искусствах или на льду, да и физически не так просто. Обычно общение происходит через родителей юного спортсмена — героя, который красной нитью свяжет всю серию. Я доношу до них, что хорошо стою на коньках, умею увернуться от ударов, не мешаю процессу и что мне необходимо быть как можно ближе, чтобы зритель почувствовал
происходящее, будто там был.
Большой спорт для маленьких

После я готовлюсь к съемке — беру тот набор объективов, который может понадобиться — в зависимости от размера помещения, количества света и непосредственно вида спорта. Процесс длится не больше часа, нужно быть во всеоружии. Можно для оценки ситуации посмотреть место съемки заранее. Я люблю 35–40 мм, для меня это комфортное фокусное расстояние для контактной фотосъемки, но иногда необходимо расширить диапазон. Сейчас я снимаю на беззеркальную камеру Sony a7 II с мануальными линзами. Это позволяет мне контролировать освещение, работать с любой точки через монитор, предугадывать зону фокуса и наводиться на нее.
Большой спорт для маленьких

Кроме того, у меня всегда есть план съемки, о котором я сказала выше (разноплановость, разноракурсность, хронологичность), но предсказать различные ситуации невозможно. Я опираюсь на то, что в любой тренировке есть разминка, основная часть и завершение в виде оценок или напутствия, а значит, завязка, кульминация и развязка.
Большой спорт для маленьких

При этом оцениваю происходящее постоянно, т. к. у меня нет суперсилы, кроме интуиции. Телепортироваться я не умею, так что оказаться там, где нужно, должна заранее. Я обязательно чередую планы хронологически — один за другим: крупный, средний, общий, деталь. Менять местами можно, во времени — нет, иначе потом не получится фотофильм. Никогда не пользуюсь серийной съемкой, если только не нужно снять бегущего, например. Поэтому я делаю определенное и довольно ограниченное количество кадров, оценивая в момент съемки, достаточно или нужно еще. Здесь кроме объективной оценки опять же включается интуиция. Конечно, я иногда ошибаюсь, двигаясь дальше, но чаще оказываюсь права.
Большой спорт для маленьких

Помнить, кто я и зачем здесь, очень важно. Не выпадать из процесса, оставаться с нужной стороны камеры и ни в коему случае не мешать тренировке. Сказать сделать еще несколько джебов или повторить флип может только тренер, моя задача — быть незаметной и при этом запечатлевать все. Я одеваюсь на съемку в черно-серое и мысленно представляю себя в шапке-невидимка. Это, конечно, шутка. Не про одежду.
Еще я помню, что я фотограф, а не хирург, и поэтому обязательно слежу за тем, чтобы люди в кадре остались целыми. Кисти рук, стопы, макушка головы — все это пригодится юным спортсменам не только в жизни, но и на фотографии. Мое мнение — нельзя визуально удлинить нос или снять моргнувшие глаза и оправдывать это пойманным моментом.

Чтобы показать характер главного героя, я фотографирую его мимику в момент перерывов, тяжелых упражнений, общения с ребятами. Отмечаю детали: например, брелок в виде мишки на рюкзаке расскажет о возрасте, зажмуренные во время удара глаза — о страхе, а пот, стекающий по лицу,— об упорстве.
Акцентирование внимания на главном герое (кадра и всей серии) с помощью художественных приемов очень важно в данном жанре. Я не упираюсь в один метод, а чередую их: расфокус, обрамление, выделение цветом, светом и многое другое. Да, это репортаж, но художественность никто не отменял. Я же не привираю, я использую только то, что имею и не вмешиваюсь в процесс. Например, фокус на кончике стопы во время растяжки поможет увидеть размах ног спортсмена, а прием масштабирования или контровой свет — выделить его из всей группы. Я использую любую возможность разнообразить фоторяд: отражение в зеркале приумножает эффект, увеличивает помещение. Соотношение размера юных спортсменов с тренером, коньками, грушей показывает их силу духа и смелость. Длинная выдержка, ритмы создают движение в кадре. «Фантомы» спортсменов вокруг тренера, чередующиеся линии, столбы, дети, качающие пресс, придают динамику.
Большой спорт для маленьких

Детали — это не только хорошая отбивка, но и прекрасная возможность придать атмосферу всей серии. Капли тающего льда на лезвии конька, бутылка с водой, носки с эмблемой Супермена, детские игрушки среди спортивных снарядов.
Работа над серией заканчивается только после того, как она выложена на сайт. Я люблю черно-белые фотографии, на мой взгляд, цвет отвлекает — за редким исключением, как например, в кикбоксинге. Так на катке яркие рекламные вывески померкли в монохроме и перестали перетягивать одеяло.
Несмотря на приверженность стилю, на каждой съемке я экспериментирую — с ракурсами, приемами, добавляю что-то новое и старое делаю по-другому. Репортаж — это творчество, такое же, как и постановочная фотография: режиссировать, не режиссируя, рисовать светом, показывать зрителю, куда смотреть, выделять незаметное — это как пользоваться волшебной палочкой. А фоторассказ о детях в спорте вдохновляет сам по себе, и никогда одна серия не будет похожа на другую. Мне кажется, этот проект нескончаемый.
Большой спорт для маленьких

Текст и фото: Татьяна Малышева