Photo Pro Center

Вдохновение

Вдохновение «Выход ищут слова, оставляя на чистом листе след…»
М. Пушкина

Вдохновение… Люди любят давать название вещам, которые при этом не способны объяснить и описать словами. Нет, я не берусь здесь давать определение вдохновению, а лишь рассуждаю на эту тему.

Замечали ли вы, что многие авторы наиболее интересны на заре своей деятельности? Работы их хоть и просты по исполнению, порой даже наивны, но обладают каким-то особым очарованием. Мысли и сюжеты толкутся в голове такого автора, крича и стремясь быть реализованными сейчас же.
Рука художника твердеет, он уверенно становится мастером своего ремесла. Спустя некоторое время он выдыхается, но, что удивительно, продолжает «творить». Поскольку сказать ему более нечего, он начинает повторяться или попросту становится скучным. Произведения такого мастера привлекательны
внешне, но пусты внутри. Душевность — то слово, которое теперь сложно применить в описании этих работ. Став заложником хлынувшей популярности и растущего тщеславия, художник превращается в созидателя пустоты.

«Писать надо только тогда, когда не можешь не писать». Как вернуть пропавшее вдохновение? Существуют ли его источники, бьющие ключом из безжизненных недр? Нет. Вдохновение не прощает лени и мыслительной неподвижности. Человек тем отличается от животного и превосходит (якобы) его, что осознаёт своё существование. В ходе своей жизни человек чувствует и осмысливает всё, что его окружает. Сознание впитывает губкой в себя все эти образы. Тщательно и бережно.

Представьте сейчас себя на уроке химии в младших классах. Учитель всыпает в колбу сухую лимонную кислоту. Затем добавляет туда же обычную пищевую соду. Кислота плюс щёлочь. Учитель перемешивает эти порошки, но ничего заметного не происходит. После он вливает в колбу воду. И тут начинается бурление, шипение, восторг зрителей… Дети аплодируют, предвкушая повторение этого опыта на своей домашней кухне.

Так вот: вода в этом эксперименте — и есть вдохновение. Большинство фрагментов и осколков увиденного и услышанного лежит в человеческой памяти бесполезным (в плане творчества и созидания) грузом до тех пор, пока вдохновение не свяжет их и не преобразует в новый образ. Образ, достойный художественного исполнения своим мастером.
Но что может выступить аналогом воды в том химическом эксперименте в нашей жизни? Где искать то, что скрепит, скомбинирует и заставит взаимодействовать фрагменты нашей памяти? Этот, на первый взгляд сложный вопрос, может быть удовлетворён простейшим ответом. Но у каждого будет свой ответ. И в этом сложность.

Нет одинаковых людей. Нет людей с одинаковым восприятием мира (миров). Кого-то вдохновляет сухой шепот падающего листа, для другого человека — это лишь пустой звук, ускользающий от внимания. Запах июльской ночи, треск грома, топот проливного дождя по крыше, тлеющий уголь, крик ворона
в небе, стая волос вон той прохожей, кисть женской руки, капля воска на ладони, пар над чашкой чая, закатный луч на потолке, закладка в книге, звук собственных шагов, ожидание встречи, послевкусие любовного письма, тишина полнолуния, стон деревьев, утомлённая муза, спящая на плече…

У каждого своё вдохновение. И это прекрасно.
Пока человек восприимчив к красоте, что вокруг, он способен творить. Вдохновение не прощает равнодушия. Но достаточно ли для свершения акта созидания одного лишь любования красотой? Поиск. Жизнь художника — это поиск. Вдохновение не прощает смиренного существования. Бесспорно, «жизнь» без стремлений и душевных метаний привлекательна и сулит покой уставшему искателю, но… Путь ли это? Не движение ли это в пустоте?
Часто случается, что избалованные вдохновением люди пытаются стимулировать его не с помощью умственной деятельности, а психотропными препаратами и алкоголем. Безусловно, некоторая доза спиртного раскрепощает человека, блокируя процессы торможения в мозге. Процессы торможения, кстати, это то, что мешает вам из любопытства воткнуть себе вилку в глаз во время обеда, например. Да, во время наркотического или алкогольного опьянения человек чувствует эйфорию и видит и чувствует то, что не способен видеть в нормальном состоянии. Но это убьёт его гораздо раньше, чем он успеет сотворить что-либо стоящее. Вернее, такой человек создал бы гораздо больше ценных произведений, живя долго и здравствуя.
Слышали ли вы байку об одном эксцентричном физике, который решил поставить над собой эксперимент и, накурившись опия, открыл, что «банан велик, но кожура ещё больше»? Да, открытие в высшей степени гениально, но, по моему скромному мнению, оно не стоило риска быть убитым наркотиком.

Развитие интеллекта в ходе ежедневного труда над собой позволит чувствовать и мыслить на гораздо высшем уровне в естественном состоянии, без стимуляторов.
Не идите на поводу у критиков и комментаторов. Критика возможна и уместна лишь касательно технической стороны произведения. И то косвенно. Там, где начинается творчество, кончается справедливость критики. Поскольку все люди разные, то не существует ни одного объективного мнения. Даже
моё собственное мнение о себе — субъективно. Потому что завтрашний я, пережив и осознав нечто ранее недоступное, будет мыслить иначе, мнение его либо изменится, либо умножится, обогатившись новым знанием и опытом.

Критикуем ли мы красный цвет за то, что в нём недостаточно прохлады?
Не творите в угоду критикам. Вдохновение не прощает суесловия. Будьте наблюдательны, записывайте в блокнот не только готовые идеи, но и слова или фразы, которые кажутся вам интересными, но пока не способными вызвать бурный поток мыслей.
Скорее всего, через некоторое время, став немного другим, вы, перечитав свои старые записи, вдохновитесь на нечто грандиозное.
Вдох — вдохновение. Случайно ли созвучие? Все слова произносятся на выдохе.
Живите, чувствуйте, думайте.

Павел Апалькин
http://www.apalkin.com





Комментарии

Похожие новости