Городской пейзаж
Всем привет! Меня зовут Артём Мирный, я фотограф. В качестве вступления к статье предлагаю поразмышлять над тем, что нас объединяет. В каждой стране, в каждом городе, есть те фотографы (художники), которые своим творчеством воспевают красоты своего края и мира в целом. Вникая в искусство фотографии и просматривая профили талантливейших российских и зарубежных фотографов, удивляешься тому, сколько же носителей красоты вокруг нас.
Музыкальная, художественная красота и другие ее виды — как магнит, разбрасываемый по всему миру, что в конечном счете является звеном для объединения народов и служит вдохновением для людей. Все, сами того не ведая, становятся добрее. Возгорается тот элемент естества, который ждал этого момента, просто никогда не было подходящей искры для пробуждения. Мы должны стремиться развивать в себе восприятие красоты через искусство (музыку, живопись, фотографию и проч.), всматриваться глубже в игру красок и светотени, вслушиваться в звуки, проявляя интерес как к самому творчеству, так и к авторам произведений. Через талант автора — посредника — и вдохновение, которое передает его труд, мы сможем быть ближе к Великому замыслу Творца. Важно следовать своему пути и не быть поверхностными. В нашем мире никто никому не конкурент, всем хватит места.
О ГОРОДСКОМ ПЕЙЗАЖЕ
Я хотел бы причислить себя к фотолюбителям, т.к. только тот, кто истинно любит свое дело, способен совершенствоваться в нем и достигать намеченных целей. Мое приоритетное направление — городской пейзаж. Все мы любим открывать для себя что-то новое, бывать в тех местах, которые манят своей привлекательностью или являются так называемым местом силы. Турист-фотограф (не путать с travel-фотографами, это особенные люди) продумывает доступ к тем местам съемки, фотографии которых он хочет привезти. А попутно он погружается в удивительный мир архитектуры, где каждая улица и переулок несут в себе что-то таинственное, что нужно разгадать. Площади являются местом исторических событий, где мысленно соприкасаешься с различными историческими процессами, погружаясь в атмосферу города, который, впрочем, не спешит раскрыться полностью, всегда будет некая недосказанность.
МОЙ ОПЫТ
Осознанно фотографировать я начал в 2013 году, когда впервые установил Lightroom и Photoshop, а также переключился на формат RAW. Учился я самостоятельно, пытаясь вникнуть в мир фотографии с помощью мастер-классов на YouTube. Первым моим учителем был французский фотограф Serge Ramelli. Именно он научил меня приемам обращения с Lightroom и примитивным манипуляциям в Photoshop. Со временем я открываю для себя новые имена: Scott Kelby, Trey Ratcliff… Пытаюсь подражать, но меня не покидают мысли о собственном почерке, именно о своем философском отношении к фотографическому процессу, о роли меня в фотографии и фотографии во мне. Прислушиваясь к интуиции, я понимал, что зов дается один раз и этим шансом нужно воспользоваться, пытаясь раскрыть в себе творческий потенциал, который вносит в любое дело особую духовную радость.
В творчестве человек приучается быть ответственным, осознание ответственности преображает всю жизнь. Время шло. Я просматривал фотосайты и профили мастеров фотографии, все казалось чудом. Но чем больше изучал теорию и в это же время практиковался, тем отчетливее понимал, что нет чудес, есть лишь та или иная степень знания. В скором времени я познакомился с именами выдающихся travel-фотографов, чаще это были французские мастера (Julien Grondin, Antonio Gaudencio, Juan Pablo de Miguel, Jimmy McIntyre и др.), чьи уроки позволили подняться выше — на качественно новый уровень. В процессе развития четко осознаешь, что лучшей фотографией будет та, которую ты еще не сделал. Сегодня свои фотографии я бы разделил на две категории: сделанные выверено (сложные и продуманные) и туристические зарисовки. Абсолютной истиной будет то, что только собственный опыт способен продвинуть нас на нашем фотографическом пути.
Можно долго читать теорию, пересмотреть все мастер-классы, бесконечно восхищаться чьими-то работами и при этом не сделать и шага в том же направлении. Только лишь потому, что их опыт — это годы упорного труда, а вы стоите у начальной ступени и выстраиваете множество дилемм: «Уже все ракурсы отсняты или нет?», «Достигну ли когда-то такого же уровня или нет?». Просто сделайте первый шаг! Но ступайте твердо и нацеливайтесь на серьезный творческий процесс, на открывающийся для вас мир красоты, где вы обязательно найдете свое место. Должен отметить, что помимо просмотра профилей различных фотографов я занимаюсь изучением полотен живописи, написанных такими мастерами своего дела, как: Николай Рерих, Никас Сафронов, Евгений Лушпин и др.
О ФОТОТЕХНИКЕ
Я пользуюсь продукцией компании Nikon: камера Nikon D750, а объективы 18–35 mm f/3.5– 4.5G и 70–200 mm f/4. Я сторонник того, чтобы камера, объектив, штатив, фильтры и т.п. по уровню были топовыми. Чем модель дороже и инновационнее, тем лучше. При этом я уверен, что на сегодняшний день бренд не имеет значения. Все передовые компании выпускают очень качественный продукт. Но это не значит, что весь этот дорогой набор, будет гарантировать шедевральный результат! Всем этим набором нужно грамотно управлять, то есть нужно, чтобы он попал в умелые руки. В съемке городских пейзажей очень важен хороший устойчивый штатив. Для путешествий желательно использовать карбоновый, который заметно легче алюминиевого и при длительных прогулках не будет сильно обременять. Мой штатив — алюминиевый Manfrotto 190 GO. Вам стопроцентно понадобится широкоугольный объектив. Я бы посоветовал рассмотреть варианты от 14 до 17 мм. 18 мм узковат во многих сценах, учитывая плотность застройки городской среды. Не всегда интересные достопримечательности вписываются в планировку города и уж тем более в 18 мм. Желательно иметь объектив, который перекроет средние фокусные расстояния, например 24– 70 мм. Или можно рассмотреть фикс на 50 мм как дополнение к широкоугольному. Длиннофокусный объектив вам обязательно пригодится! Для большинства городских сцен, вам будет достаточно 70–200 мм. В своей съемке я пользуюсь ND-фильтрами, предназначенными для уменьшения количества света, попадающего на матрицу. В моем арсенале есть ND64 и ND1000. Все зависит от снимаемой сцены и творческого замысла. Подбор фильтров осуществляется индивидуально. Могу лишь посоветовать пользоваться таблицей плотности ND-фильтров, где наглядно можно увидеть, какой фильтр подошел бы вам для ваших сюжетов.
ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ
Сложно ли снимать городские пейзажи? Сложно. Т.к. мы говорим о серьезных фотографиях, то вполне очевидно, что любой маршрут и точки съемок тщательно планируются. Благо на сегодняшний день есть Интернет, который позволяет изучить местность через виртуальные карты вплоть до того, что можно передвигаться по улицам и осматривать интересующие нас здания. Также в помощь соцсети, фотосайты, туристические сайты, где горожане или просто путешественники делятся своими фотографиями. Все это помогает изучить местность и, так сказать, теоретически пристреляться по композиционным моментам. Но часто и этого бывает недостаточно, ведь необходимо быть уверенным, что в данном городе и в нужной нам точке съемки не будет никаких массовых мероприятий, что здания, ради которых мы туда едем, не будут закрыты на реставрацию. Но и это еще не все. Всегда ли солнечный свет освещает фасад достопримечательности? Нет. Всегда ли включается подсветка зданий? Нет. А как же погодные условия, передвигающиеся массы людей, хаотично расставленные машины, джунгли из проводов, закрывающие интересные элементы строений?
Вот поэтому городской пейзаж — это сложное направление. Однажды Пабло Пикассо сказал: «Художник — это человек, который пишет то, что можно продать. А хороший художник — это человек, который продает то, что пишет». Цифровая живопись (фотография) — это вид искусства. А целью искусства мы можем назвать следующее: творить и создавать красоту. В каждом творческом порыве должны сосредоточиться разнообразные факторы, способные пробудить человеческий дух, вдохновить на подвиги, утончить восприятие, облагородить его нравственный облик и расширить сознание. Мы, как авторы, обязаны находиться в бесконечном поиске знаний, пребывать в гармоничном состоянии духа, напитывать себя музыкой, литературой, которые в последствии проявятся в наших цифровых полотнах. Так будем же хорошими фотохудожниками, способными творить для человечества.
ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ
Фотография, которая выглядит как открытка, отражает накопленные знания. Когда применяешь знания, то получаешь нечто, чего в реальности могло не быть, но это и неважно, главное — чтобы были эмоции от увиденного и снимок запомнился. Проявить искусство в обыденном — задача № 1. Часто условия съемки складываются так, что понимаешь: ничего не получится. Но важно изменить ход мышления и перейти от простого «не смогу» к волевому и могучему «превозмогу». В качестве практических советов скажу следующее: 1. Залогом успешного и интересного кадра, является свет! Фотография — «светопись», техника рисования светом. В данном случае нам помогает матушка-природа. 2. Когда можно получить интересные и впечатляющие кадры? Конечно же, на рассвете и закате. Именно на это время мы должны запланировать съемку ключевых объектов. Утром людей в десятки раз меньше, машин тоже, воздух чище и есть шанс получить выразительную картинку. Дневное время можно посвятить планированию вечерних кадров, осмотру точек съемки, а также культурному и духовному обогащению. Мы же не только фотографы, но и туристы. 3. Если с погодой нам не повезло и закат / рассвет не «включили», мы видим только грозовые облака с прояснениями, то это не должно нас останавливать. Можно поэкспериментировать с фильтрами нейтральной плотности (ND). Можно проявить настойчивость и до последнего ждать закатные просветы, которые на мгновение выразительно подчеркнут облака. А можем просто дождаться «синего часа», где любая облачность лишь эффектно подчеркнет небо.
В качестве примера и образца для подражания я бы рекомендовал просмотреть профиль талантливого британского фотографа Thomas Heaton. На его видеоканале продемонстрирован процесс создания фотографий при самых разнообразных погодных условиях. 4. Как быть с хаотично передвигающимися людьми? Во-первых, можно использовать ND фильтр, который позволит устранить людей благодаря удлинению выдержки. Но не факт, что на выходе вы не получите бесконечное множество силуэтов. Во-вторых, эффективно помогают дополнительные дубли, количество которых может быть бесконечным. У нас ведь пленка не заканчивается. 5. С фотомусором придется бороться с помощью Photoshop. В этом плане города делятся на два типа: предсказуемые и непредсказуемые. Если в Москве и Казани все предсказуемо, подсветка зданий 100% включится, все провода спрятаны под землю, все максимально ухоженно и располагает к съемке, то есть и абсолютная противоположность, где ждешь подсветку здания, а ее включают только в праздничные дни, где общее благоустройство территории не располагает к фотосъемке.
О СЪЕМКЕ И РЕТУШИ
Все городские кадры выполняются со штатива. Плюсов в его использовании много: возможность установить минимальное ISO, съемка с брекетингом и на длинных выдержках или многочисленные дубли. Учитывая, что городские виды мы снимаем в режимное время (рассвет / закат), то одной из главных задач станет захват полного диапазона света. В этом нам поможет съемка с брекетингом (кадры с разной экспозицией). Для сложных сцен я выставляю 5 кадров (–2EV,—1, 0, +1, +2EV), для простых 3 (–1EV, 0, +1EV). Процесс сведения этих кадров происходит с помощью яркостных масок в Photoshop. Всем, кто интересуется пейзажной съемкой, настоятельно рекомендую ознакомиться с этим методом. Он позволяет контролировать каждый пиксель нашего цифрового полотна. Я никогда не пользуюсь автоматизированными программами для создания HDR изображений. Хотя мы и создаем HDR-фотографию, но с помощью масок получается очень точный и более натуральный результат.
Очень важным и сложным моментом является композиционная составляющая. Не буду останавливаться на правилах золотого сечения и многих других, ведь все зависит от ситуации. В городской среде множество мешающих факторов, которые способны перечеркнуть все задумки. Фокусироваться желательно на элементах 1/3 снимаемой сцены или на главном объекте. Всегда интересны те кадры, где есть динамика. Будь то быстро движущиеся облака или дорожные развязки с интенсивным транспортным потоком. Если в таких случаях использовать ND-фильтр, то можно удлинить время экспонирования и получить замечательный эффект.
Говоря о сложных фотографиях, сразу подразумеваем комбинированные изображения, где сведены воедино множество кадров, снятых в разное время и являющихся составными элементами общего вида нашей картины. Есть одна замечательная фраза Ansel Adams, которая гласит: «Вы не снимаете фотографию, вы создаете ее». Так, на образце ниже мы можем наблюдать пример создания такой фотографии. Здание ЮВЖД, г. Воронеж. Небо снято в режимное (закатное) время с использованием ND-фильтра. Спустя 20–30 минут были сделаны кадры для трассеров (следы от фар автомобилей, которые появляются на фото, сделанных на длинных выдержках), а также кадры с включенной городской подсветкой. В итоге получается минимум 10 кадров, которые объединяются в один. В качестве дополнения были использованы художественные элементы и применена техника Dodge & Burn (осветление и зетемнение). Еще одним достаточно интересным приемом, который можно использовать в городской съемке, является пример сопоставления большого и малого, человека и здания либо серии фотографий, объединенных одним смыслом. Ниже представлены фотографии, которые способны подчеркнуть эту особенность. Серия фотографий под общим названием «Познать себя».
Свет Наш — позолочен,
И воздух чист, как на вершинах гор.
Кто следует пути и кто, как камень, прочен,
Услышит сокровенный разговор…
(А. Мирный)
Всем творческим людям, которые чувствуют в себе потенциал или уже находятся на стадии пробуждения своего таланта, и, конечно же, тем, кто уже закрепился на своем поприще и является учителем и вдохновителем, всем-всем желаю удачи!
Текст и фото: Артём Мирный
Музыкальная, художественная красота и другие ее виды — как магнит, разбрасываемый по всему миру, что в конечном счете является звеном для объединения народов и служит вдохновением для людей. Все, сами того не ведая, становятся добрее. Возгорается тот элемент естества, который ждал этого момента, просто никогда не было подходящей искры для пробуждения. Мы должны стремиться развивать в себе восприятие красоты через искусство (музыку, живопись, фотографию и проч.), всматриваться глубже в игру красок и светотени, вслушиваться в звуки, проявляя интерес как к самому творчеству, так и к авторам произведений. Через талант автора — посредника — и вдохновение, которое передает его труд, мы сможем быть ближе к Великому замыслу Творца. Важно следовать своему пути и не быть поверхностными. В нашем мире никто никому не конкурент, всем хватит места.
О ГОРОДСКОМ ПЕЙЗАЖЕ
Я хотел бы причислить себя к фотолюбителям, т.к. только тот, кто истинно любит свое дело, способен совершенствоваться в нем и достигать намеченных целей. Мое приоритетное направление — городской пейзаж. Все мы любим открывать для себя что-то новое, бывать в тех местах, которые манят своей привлекательностью или являются так называемым местом силы. Турист-фотограф (не путать с travel-фотографами, это особенные люди) продумывает доступ к тем местам съемки, фотографии которых он хочет привезти. А попутно он погружается в удивительный мир архитектуры, где каждая улица и переулок несут в себе что-то таинственное, что нужно разгадать. Площади являются местом исторических событий, где мысленно соприкасаешься с различными историческими процессами, погружаясь в атмосферу города, который, впрочем, не спешит раскрыться полностью, всегда будет некая недосказанность.
МОЙ ОПЫТ
Осознанно фотографировать я начал в 2013 году, когда впервые установил Lightroom и Photoshop, а также переключился на формат RAW. Учился я самостоятельно, пытаясь вникнуть в мир фотографии с помощью мастер-классов на YouTube. Первым моим учителем был французский фотограф Serge Ramelli. Именно он научил меня приемам обращения с Lightroom и примитивным манипуляциям в Photoshop. Со временем я открываю для себя новые имена: Scott Kelby, Trey Ratcliff… Пытаюсь подражать, но меня не покидают мысли о собственном почерке, именно о своем философском отношении к фотографическому процессу, о роли меня в фотографии и фотографии во мне. Прислушиваясь к интуиции, я понимал, что зов дается один раз и этим шансом нужно воспользоваться, пытаясь раскрыть в себе творческий потенциал, который вносит в любое дело особую духовную радость.
В творчестве человек приучается быть ответственным, осознание ответственности преображает всю жизнь. Время шло. Я просматривал фотосайты и профили мастеров фотографии, все казалось чудом. Но чем больше изучал теорию и в это же время практиковался, тем отчетливее понимал, что нет чудес, есть лишь та или иная степень знания. В скором времени я познакомился с именами выдающихся travel-фотографов, чаще это были французские мастера (Julien Grondin, Antonio Gaudencio, Juan Pablo de Miguel, Jimmy McIntyre и др.), чьи уроки позволили подняться выше — на качественно новый уровень. В процессе развития четко осознаешь, что лучшей фотографией будет та, которую ты еще не сделал. Сегодня свои фотографии я бы разделил на две категории: сделанные выверено (сложные и продуманные) и туристические зарисовки. Абсолютной истиной будет то, что только собственный опыт способен продвинуть нас на нашем фотографическом пути.
Можно долго читать теорию, пересмотреть все мастер-классы, бесконечно восхищаться чьими-то работами и при этом не сделать и шага в том же направлении. Только лишь потому, что их опыт — это годы упорного труда, а вы стоите у начальной ступени и выстраиваете множество дилемм: «Уже все ракурсы отсняты или нет?», «Достигну ли когда-то такого же уровня или нет?». Просто сделайте первый шаг! Но ступайте твердо и нацеливайтесь на серьезный творческий процесс, на открывающийся для вас мир красоты, где вы обязательно найдете свое место. Должен отметить, что помимо просмотра профилей различных фотографов я занимаюсь изучением полотен живописи, написанных такими мастерами своего дела, как: Николай Рерих, Никас Сафронов, Евгений Лушпин и др.
О ФОТОТЕХНИКЕ
Я пользуюсь продукцией компании Nikon: камера Nikon D750, а объективы 18–35 mm f/3.5– 4.5G и 70–200 mm f/4. Я сторонник того, чтобы камера, объектив, штатив, фильтры и т.п. по уровню были топовыми. Чем модель дороже и инновационнее, тем лучше. При этом я уверен, что на сегодняшний день бренд не имеет значения. Все передовые компании выпускают очень качественный продукт. Но это не значит, что весь этот дорогой набор, будет гарантировать шедевральный результат! Всем этим набором нужно грамотно управлять, то есть нужно, чтобы он попал в умелые руки. В съемке городских пейзажей очень важен хороший устойчивый штатив. Для путешествий желательно использовать карбоновый, который заметно легче алюминиевого и при длительных прогулках не будет сильно обременять. Мой штатив — алюминиевый Manfrotto 190 GO. Вам стопроцентно понадобится широкоугольный объектив. Я бы посоветовал рассмотреть варианты от 14 до 17 мм. 18 мм узковат во многих сценах, учитывая плотность застройки городской среды. Не всегда интересные достопримечательности вписываются в планировку города и уж тем более в 18 мм. Желательно иметь объектив, который перекроет средние фокусные расстояния, например 24– 70 мм. Или можно рассмотреть фикс на 50 мм как дополнение к широкоугольному. Длиннофокусный объектив вам обязательно пригодится! Для большинства городских сцен, вам будет достаточно 70–200 мм. В своей съемке я пользуюсь ND-фильтрами, предназначенными для уменьшения количества света, попадающего на матрицу. В моем арсенале есть ND64 и ND1000. Все зависит от снимаемой сцены и творческого замысла. Подбор фильтров осуществляется индивидуально. Могу лишь посоветовать пользоваться таблицей плотности ND-фильтров, где наглядно можно увидеть, какой фильтр подошел бы вам для ваших сюжетов.
ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ
Сложно ли снимать городские пейзажи? Сложно. Т.к. мы говорим о серьезных фотографиях, то вполне очевидно, что любой маршрут и точки съемок тщательно планируются. Благо на сегодняшний день есть Интернет, который позволяет изучить местность через виртуальные карты вплоть до того, что можно передвигаться по улицам и осматривать интересующие нас здания. Также в помощь соцсети, фотосайты, туристические сайты, где горожане или просто путешественники делятся своими фотографиями. Все это помогает изучить местность и, так сказать, теоретически пристреляться по композиционным моментам. Но часто и этого бывает недостаточно, ведь необходимо быть уверенным, что в данном городе и в нужной нам точке съемки не будет никаких массовых мероприятий, что здания, ради которых мы туда едем, не будут закрыты на реставрацию. Но и это еще не все. Всегда ли солнечный свет освещает фасад достопримечательности? Нет. Всегда ли включается подсветка зданий? Нет. А как же погодные условия, передвигающиеся массы людей, хаотично расставленные машины, джунгли из проводов, закрывающие интересные элементы строений?
Вот поэтому городской пейзаж — это сложное направление. Однажды Пабло Пикассо сказал: «Художник — это человек, который пишет то, что можно продать. А хороший художник — это человек, который продает то, что пишет». Цифровая живопись (фотография) — это вид искусства. А целью искусства мы можем назвать следующее: творить и создавать красоту. В каждом творческом порыве должны сосредоточиться разнообразные факторы, способные пробудить человеческий дух, вдохновить на подвиги, утончить восприятие, облагородить его нравственный облик и расширить сознание. Мы, как авторы, обязаны находиться в бесконечном поиске знаний, пребывать в гармоничном состоянии духа, напитывать себя музыкой, литературой, которые в последствии проявятся в наших цифровых полотнах. Так будем же хорошими фотохудожниками, способными творить для человечества.
ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ
Фотография, которая выглядит как открытка, отражает накопленные знания. Когда применяешь знания, то получаешь нечто, чего в реальности могло не быть, но это и неважно, главное — чтобы были эмоции от увиденного и снимок запомнился. Проявить искусство в обыденном — задача № 1. Часто условия съемки складываются так, что понимаешь: ничего не получится. Но важно изменить ход мышления и перейти от простого «не смогу» к волевому и могучему «превозмогу». В качестве практических советов скажу следующее: 1. Залогом успешного и интересного кадра, является свет! Фотография — «светопись», техника рисования светом. В данном случае нам помогает матушка-природа. 2. Когда можно получить интересные и впечатляющие кадры? Конечно же, на рассвете и закате. Именно на это время мы должны запланировать съемку ключевых объектов. Утром людей в десятки раз меньше, машин тоже, воздух чище и есть шанс получить выразительную картинку. Дневное время можно посвятить планированию вечерних кадров, осмотру точек съемки, а также культурному и духовному обогащению. Мы же не только фотографы, но и туристы. 3. Если с погодой нам не повезло и закат / рассвет не «включили», мы видим только грозовые облака с прояснениями, то это не должно нас останавливать. Можно поэкспериментировать с фильтрами нейтральной плотности (ND). Можно проявить настойчивость и до последнего ждать закатные просветы, которые на мгновение выразительно подчеркнут облака. А можем просто дождаться «синего часа», где любая облачность лишь эффектно подчеркнет небо.
В качестве примера и образца для подражания я бы рекомендовал просмотреть профиль талантливого британского фотографа Thomas Heaton. На его видеоканале продемонстрирован процесс создания фотографий при самых разнообразных погодных условиях. 4. Как быть с хаотично передвигающимися людьми? Во-первых, можно использовать ND фильтр, который позволит устранить людей благодаря удлинению выдержки. Но не факт, что на выходе вы не получите бесконечное множество силуэтов. Во-вторых, эффективно помогают дополнительные дубли, количество которых может быть бесконечным. У нас ведь пленка не заканчивается. 5. С фотомусором придется бороться с помощью Photoshop. В этом плане города делятся на два типа: предсказуемые и непредсказуемые. Если в Москве и Казани все предсказуемо, подсветка зданий 100% включится, все провода спрятаны под землю, все максимально ухоженно и располагает к съемке, то есть и абсолютная противоположность, где ждешь подсветку здания, а ее включают только в праздничные дни, где общее благоустройство территории не располагает к фотосъемке.
О СЪЕМКЕ И РЕТУШИ
Все городские кадры выполняются со штатива. Плюсов в его использовании много: возможность установить минимальное ISO, съемка с брекетингом и на длинных выдержках или многочисленные дубли. Учитывая, что городские виды мы снимаем в режимное время (рассвет / закат), то одной из главных задач станет захват полного диапазона света. В этом нам поможет съемка с брекетингом (кадры с разной экспозицией). Для сложных сцен я выставляю 5 кадров (–2EV,—1, 0, +1, +2EV), для простых 3 (–1EV, 0, +1EV). Процесс сведения этих кадров происходит с помощью яркостных масок в Photoshop. Всем, кто интересуется пейзажной съемкой, настоятельно рекомендую ознакомиться с этим методом. Он позволяет контролировать каждый пиксель нашего цифрового полотна. Я никогда не пользуюсь автоматизированными программами для создания HDR изображений. Хотя мы и создаем HDR-фотографию, но с помощью масок получается очень точный и более натуральный результат.
Очень важным и сложным моментом является композиционная составляющая. Не буду останавливаться на правилах золотого сечения и многих других, ведь все зависит от ситуации. В городской среде множество мешающих факторов, которые способны перечеркнуть все задумки. Фокусироваться желательно на элементах 1/3 снимаемой сцены или на главном объекте. Всегда интересны те кадры, где есть динамика. Будь то быстро движущиеся облака или дорожные развязки с интенсивным транспортным потоком. Если в таких случаях использовать ND-фильтр, то можно удлинить время экспонирования и получить замечательный эффект.
Говоря о сложных фотографиях, сразу подразумеваем комбинированные изображения, где сведены воедино множество кадров, снятых в разное время и являющихся составными элементами общего вида нашей картины. Есть одна замечательная фраза Ansel Adams, которая гласит: «Вы не снимаете фотографию, вы создаете ее». Так, на образце ниже мы можем наблюдать пример создания такой фотографии. Здание ЮВЖД, г. Воронеж. Небо снято в режимное (закатное) время с использованием ND-фильтра. Спустя 20–30 минут были сделаны кадры для трассеров (следы от фар автомобилей, которые появляются на фото, сделанных на длинных выдержках), а также кадры с включенной городской подсветкой. В итоге получается минимум 10 кадров, которые объединяются в один. В качестве дополнения были использованы художественные элементы и применена техника Dodge & Burn (осветление и зетемнение). Еще одним достаточно интересным приемом, который можно использовать в городской съемке, является пример сопоставления большого и малого, человека и здания либо серии фотографий, объединенных одним смыслом. Ниже представлены фотографии, которые способны подчеркнуть эту особенность. Серия фотографий под общим названием «Познать себя».
Свет Наш — позолочен,
И воздух чист, как на вершинах гор.
Кто следует пути и кто, как камень, прочен,
Услышит сокровенный разговор…
(А. Мирный)
Всем творческим людям, которые чувствуют в себе потенциал или уже находятся на стадии пробуждения своего таланта, и, конечно же, тем, кто уже закрепился на своем поприще и является учителем и вдохновителем, всем-всем желаю удачи!
Текст и фото: Артём Мирный
Любишь фотографию? Присоединяйся к журналу PhotoCASA в социальных сетях:
Вконтакте, Telegram, Живой Журнал, YouTube
Вконтакте, Telegram, Живой Журнал, YouTube
Комментарии