Съемка на длинных выдержках
Наверняка многие начинающие фотографы, любящие пейзажную съемку, пробовали делать кадры на длинных выдержках, чтобы разгладить воду или «растянуть» фары проезжающих машин, придать движение облакам. К сожалению, не всегда такие эффекты можно сделать без специальных фото атрибутов.
В данном случае это Нейтральный светофильтр, либо просто ND (Neutral Density) и штатив, который будет вашим верным другом в создании «длинных» фотографий. ND фильтры прикручиваются на резьбу объектива, либо устанавливаются в специальные держатели, которые тоже крепятся к объективу — второй вариант дает больший простор для творчества, ибо можно экспериментировать с 50 %, 25 % фильтрами (градиентные нейтральные фильтры).
Конечно, среди «стандартных» кольцеобразных фильтров тоже имеются градиентные (частично затемненные), но лично для меня было очень неудобно пользоваться ими. Также существуют универсальные вариативные нейтральносерые фильтры. Они бывают только кольцеобразной формы и представляют собой два присоединенных друг к другу фильтра.
ND-фильтры бывают разной плотности (по количеству пропускаемого света). Плотность фильтра измеряется в шагах экспозиции (стопах). Один шаг экспозиции уменьшает объем света вдвое. На ободке фильтра его плотность указана в следующем виде: 0.3 EV или 1 stop или x2. Чем больше эта
цифра, тем темнее фильтр, и тем сильнее нужно компенсировать экспозицию, а именно, удлинять выдержку, повышать светочувствительность или открывать диафрагму, чтобы добиться правильных параметров.
Чаще всего изменяется именно выдержка: ее делают длинной, чтобы размыть движение в кадре. Обозначения на самих фильтрах обычно указывают, в какой мере нужно увеличить значение выдержки при использовании фильтра. Если, скажем, указанно значение х2 (2х), то значит выдержку нужно увеличить вдвое. А обозначение х4 (4х) означает увеличение выдержки в четыре раза. Это напрямую влияет на количество шагов экспозиции, необходимых для компенсации уменьшенного объема света.
Показатель фильтра «.3» указывает оптическую плотность фильтра, и при увеличении этого показателя на «.3», объем проникающего через фильтр света уменьшается на один шаг экспозиции. К примеру, на большинстве современных камер экспозицию можно уменьшить лишь на 2–3 стопа. Вариативные фильтры имеют затемнение от минус 2 до минус 7–8 стопов. Я же использую фильтр со значением минус 10 стопов.
Такие фильтры значительно блокируют свет и позволяют снимать на удлиненных выдержках даже в солнечный день, а если комбинировать подобные фильтры — можно получить очень интересные и красивые результаты. Но ближе к закату пользоваться фильтром становится проблематично. Для фокусировки приходится постоянно его откручивать, ибо в видоискатель ничего не видно и время экспонирования становится очень большим — 350, 400 секунд. Поэтому, для удобства и хорошего результата лучше подбирать определенный фильтр в зависимости от условий освещенности. С очень темными ND-шками удобно снимать в облачную погоду, рано утром или ближе к вечеру. Значения выдержек будут колебаться от 25 до 70 секунд, и будет удобно фокусироваться.
Так как не всегда есть возможность перемещаться с камерой и штативом, рекомендую запоминать красивые места и выжидать благоприятных погодных условий. Это не репортаж, пейзаж никуда не денется со своего места, поэтому старайтесь фотографировать его в «интересном свете».
В данном случае это Нейтральный светофильтр, либо просто ND (Neutral Density) и штатив, который будет вашим верным другом в создании «длинных» фотографий. ND фильтры прикручиваются на резьбу объектива, либо устанавливаются в специальные держатели, которые тоже крепятся к объективу — второй вариант дает больший простор для творчества, ибо можно экспериментировать с 50 %, 25 % фильтрами (градиентные нейтральные фильтры).
Конечно, среди «стандартных» кольцеобразных фильтров тоже имеются градиентные (частично затемненные), но лично для меня было очень неудобно пользоваться ими. Также существуют универсальные вариативные нейтральносерые фильтры. Они бывают только кольцеобразной формы и представляют собой два присоединенных друг к другу фильтра.
ND-фильтры бывают разной плотности (по количеству пропускаемого света). Плотность фильтра измеряется в шагах экспозиции (стопах). Один шаг экспозиции уменьшает объем света вдвое. На ободке фильтра его плотность указана в следующем виде: 0.3 EV или 1 stop или x2. Чем больше эта
цифра, тем темнее фильтр, и тем сильнее нужно компенсировать экспозицию, а именно, удлинять выдержку, повышать светочувствительность или открывать диафрагму, чтобы добиться правильных параметров.
Чаще всего изменяется именно выдержка: ее делают длинной, чтобы размыть движение в кадре. Обозначения на самих фильтрах обычно указывают, в какой мере нужно увеличить значение выдержки при использовании фильтра. Если, скажем, указанно значение х2 (2х), то значит выдержку нужно увеличить вдвое. А обозначение х4 (4х) означает увеличение выдержки в четыре раза. Это напрямую влияет на количество шагов экспозиции, необходимых для компенсации уменьшенного объема света.
Показатель фильтра «.3» указывает оптическую плотность фильтра, и при увеличении этого показателя на «.3», объем проникающего через фильтр света уменьшается на один шаг экспозиции. К примеру, на большинстве современных камер экспозицию можно уменьшить лишь на 2–3 стопа. Вариативные фильтры имеют затемнение от минус 2 до минус 7–8 стопов. Я же использую фильтр со значением минус 10 стопов.
Такие фильтры значительно блокируют свет и позволяют снимать на удлиненных выдержках даже в солнечный день, а если комбинировать подобные фильтры — можно получить очень интересные и красивые результаты. Но ближе к закату пользоваться фильтром становится проблематично. Для фокусировки приходится постоянно его откручивать, ибо в видоискатель ничего не видно и время экспонирования становится очень большим — 350, 400 секунд. Поэтому, для удобства и хорошего результата лучше подбирать определенный фильтр в зависимости от условий освещенности. С очень темными ND-шками удобно снимать в облачную погоду, рано утром или ближе к вечеру. Значения выдержек будут колебаться от 25 до 70 секунд, и будет удобно фокусироваться.
Так как не всегда есть возможность перемещаться с камерой и штативом, рекомендую запоминать красивые места и выжидать благоприятных погодных условий. Это не репортаж, пейзаж никуда не денется со своего места, поэтому старайтесь фотографировать его в «интересном свете».
Фотограф Rahman Lominadze
http://vk.com/madgoth
http://vk.com/madgoth
Любишь фотографию? Присоединяйся к журналу PhotoCASA в социальных сетях:
Вконтакте, Telegram, Живой Журнал, YouTube
Вконтакте, Telegram, Живой Журнал, YouTube
Комментарии