Как фотографировать в дождь и туман. Лайфхаки по съемке в непогоду

Осенью особенно сильно хочется создать по-настоящему атмосферные снимки. Яркие кадры рассветов, закатов и опавшей листвы в парках быстро приедаются. Фотографу гораздо интереснее работать в необычных условиях, когда сама природа пытается помешать съемке.
Именно тогда в ход идет все мастерство и профессиональная хитрость. Поэтому любая, даже самая дождливая и туманная погода становится помощником. Амбассадор Nikon Даниил Коржонов раскрывает секреты создания художественного кадра во время дождя и тумана.

Амбассадор Nikon Даниил Коржонов, снято на Nikon D810
Объектив: AF-S Nikkor 24-70 mm f/2.8G ED


ЛАЙФХАК №1: МЕСТО ВСТРЕЧИ
Для съемок туманов и дождей существуют определенные сезоны. Например, в Тоскане это апрель–май и сентябрь–октябрь. Если вы хотите застать красивый густой туман, понаблюдайте за природой региона. Главное для фотографа — хорошо знать локацию запланированных съемок и ее особенности. Туман чаще всего можно застать у водоемов. Заранее осмотрите место и прикиньте, какие ракурсы будут максимально удачными. Составьте маршрут наиболее красивых видов, найдите интересное дерево или лодку, а затем приходите на съемку рано утром и ждите. Подобная фоторазведка позволит сделать кадры, которые запомнятся зрителю волшебной атмосферой.

Амбассадор Nikon Даниил Коржонов, снято на Nikon D800
Объектив: AF-S Nikkor 24-70 mm f/2.8G ED


Фотограф никогда не сидит без дела. Даже в самую дождливую погоду нужно брать камеру и делать снимки, потому что, как правило, все
самое красивое случается неожиданно. Ищите и подлавливайте драматичные моменты смены погоды: радугу в поле, одиноких прохожих с зонтом на улице, скачущих по лужам детей и отражающиеся в воде фонари. Дождь — идеальное условие для городской и даже портретной
съемки. Причалы тоже отлично подойдут — мокрые деревянные полы отражают свет, создавая особенное настроение не только дневного,
но и ночного снимка. Не забудьте запечатлеть реки или озера. Только обязательно посмотрите прогноз погоды: ветер может помешать сделать хорошие фотографии.

ЛАЙФХАК №2: НАДЕЖНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Надежная камера — лучший компаньон фотографа во время любой, даже самой экстремальной съемки. Я помню, как летал на Бали с фотоаппаратом Nikon Z7 снимать водопады. Тогда на него буквально лились потоки воды, но это никак не повлияло ни на его работу в целом, ни на качество съемки. Камера отлично проявила себя в путешествии и по влажным балийским лесам, и по заснеженным горам Урала.
Основная опасность, с которой можно столкнуться при съемке в дождь или туман, — это запотевание линзы изнутри. Такое может происходить, если объектив неродной или дешевый, тогда внутрь постоянно будет проникать влага.
Избавиться от нее очень сложно: чтобы пятна высохли, нужно держать объектив на солнце или в сухом помещении. Именно поэтому необходимо выбирать качественные объективы. Например, AF Nikkor 14 mm f/2.8D ED и AF-S Nikkor 70-200 mm f/2.8E FL ED VR для зеркальных камер или Nikkor Z 24-70 mm f/2.8 S для беззеркальных отлично защищены от попадания влаги и пыли.

Амбассадор Nikon Даниил Коржонов, снято на Nikon D810
Объектив: AF Nikkor 14 mm f/2.8D ED


В зависимости от типа съемки вам может понадобиться внешняя вспышка или фонарики. Их можно использовать для создания контрового света или эффекта светокисти. Такие приемы добавят портретным и городским фотографиям яркости и нарядности.
Вам также понадобится штатив, чтобы снизить количество шумов, и фильтры, которые вы используете во время стандартных съемок.

ЛАЙФХАК №3: ЗАЩИТА ДЛЯ КАМЕРЫ
Какая бы надежная ни была камера, испытывать судьбу все же не стоит. Будет обидно, если в поездке фотоаппарат сломается, и вы останетесь
без возможности работать. Зачастую главная и основная защита — это зонт. Когда я впервые был в Японии в сезон дождей, местные фотографы научили меня интересному приему. Во время ливней они устанавливали раскрытый зонт на крепеж на левой стороне штатива — таким образом, и вся техника, и сам фотограф были полностью защищены от непогоды.
Второй вариант защиты — недорогие пластиковые дождевики для камер, которые можно купить в любом интернет-магазине. Они очень легкие и удобные. Если дождь застал вас врасплох, в крайнем случае можете воспользоваться обычным полиэтиленовым пакетом или даже шапочкой для душа. На какое-то время такое простое решение поможет защитить ваш фотоаппарат.
Конечно, не стоит забывать и о себе. В долгих путешествиях надевайте практичную мембранную одежду, которая защитит от дождя и холода.

ЛАЙФХАК №4: ОСНОВНЫЕ НАСТРОЙКИ КАМЕРЫ
Сам дождь снять достаточно сложно. Изморось невозможно увидеть на фотографии, поэтому, если вы будете снимать в короткой выдержке (1/1000 или 1/2000 секунды), дождь будет выглядеть просто как едва заметные точки в кадре. Если для реализации вашей идеи все же необходимо запечатлеть четкие капли, лучше брать крупные планы. При ярком солнечном свете придется применять высокие значения ISO, например, 800 или выше. При тусклом освещении используйте вспышку, чтобы можно было «заморозить» капли дождя. Этот прием отлично подходит для портретной или репортажной съемки. Если снять человека в контровом свете, капли дождя вокруг будут смотреться как звезды или снежинки в небе.

Амбассадор Nikon Даниил Коржонов, снято на Nikon Z7
Объектив: AF-S Nikkor 70-200 mm f/2.8E FL ED VR


Во время проливного дождя можно создать эффект размытых наклонных линий, если настроить параметры выдержки от 1/10 до 1 секунды.
Здесь важно заранее потренироваться и поэкспериментировать с кадром. Так, сильный ливень превратится в непрерывные косые линии
дождя. При этом, если во время дождя небо значительно светлее экспозиции переднего плана, можно воспользоваться ND-фильтрами нейтральной плотности.

Момент после ливня также можно обыграть в фотографии, ведь отраженный от воды свет солнца, фар или фонарей городского освещения придает дополнительный объем и делает кадр более праздничным. В этот момент все светится и блестит, поэтому выглядит очень красиво и нарядно.

Амбассадор Nikon Даниил Коржонов, снято на Nikon Z7
Объектив: AF-S Nikkor 70-200 mm f/2.8E FL ED VR


При пейзажной съемке в туман нужно использовать минимальные значения ISO от 100 до 160, поскольку съемка осуществляется со штатива.
Диафрагму следует закрывать в зависимости от того, насколько близко находится передний план. Если на переднем плане какой-либо объект расположен очень близко, диафрагма должна быть закрыта до f/16, в редких случаях до f/18.

Амбассадор Nikon Даниил Коржонов,
снято на Nikon D800


Если вы снимаете дальние планы, выставляйте значения диафрагмы от f/6.3 до f/11. Если вы снимаете туман в горах, можно создать эффект настоящего облачного океана, когда туман скатывается с вершин, словно река. Для этого нужно использовать холодные и теплые ND-фильтры,
которые подчеркнут особую атмосферу.

ЛАЙФХАК №5: КОМПОЗИЦИЯ
Туман — вообще одно из самых любимых условий съемки для многих фотографов, потому что он создает эффект тональной перспективы в кадре, которая делает удаленные объекты значительно светлее. Это особенно ярко проявляется в лесу, впрочем, изморось тоже дает необычную дымку. Благодаря такому эффекту даже знакомые нам места могут выглядеть совершенно иначе.

Однако туман иногда бывает слишком плотным. Вы словно оказываетесь в густой пелене и ничего не видите. В таком случае я обычно стараюсь забраться на горку или холм — иногда это позволяет оказаться на самой границе тумана и открытого неба, тогда на фото можно запечатлеть океан облаков. Поймать такой кадр — счастье для фотографа. Когда я ездил в Китай, мне удалось сфотографировать океан облаков над горами Хуаншань и на реке Ли близ города Гуйлинь. Чтобы кадр получился максимально эффектным, попробуйте найти изолированные объекты на переднем плане (например, дерево, гору или человека) и используйте их в качестве фокус-точки.

Во время съемки тумана важно проявить терпение. Если сорваться раньше времени, можно упустить интересный момент, когда туман расходится, и сквозь него начинают проявляться лучи солнца. Это может случиться и через 2–3 часа после рассвета.

Амбассадор Nikon Даниил Коржонов,
снято на Nikon D810


ЛАЙФХАК №6: ОБРАБОТКА
Некоторым изображениям, снятым в дождь или туман, может не хватать контрастности, особенно в полутонах. Если вы пользуетесь Adobe
Camera Raw, Lightroom или Photoshop, это легко можно исправить, увеличив четкость (Clarity) ваших RAW-изображений.
Однако не стоит перебарщивать с обработкой, поскольку в такой съемке важно сохранить все самые нежные тона.
Если «пережарить» контраст и резкость, вся магия тумана разрушится. Чаще требуется, наоборот, смягчить какие-то детали на переднем
плане. Пары штрихов в Photoshop будет достаточно, чтобы подчеркнуть проявление цветов. Если вы хотите выделить туман на городской фотографии и создать эффект города в стиле 40-х или 50-х годов, можете сделать снимки черно-белыми.





Комментарии

Похожие новости