Советы фотографу пейзажисту или полезное интервью с Даниилом Коржоновым

Даниил Коржонов — амбассадор Nikon, компании со столетней историей, и признанный мастер пейзажной фотографии. Большую часть времени Даниил проводит в путешествиях в поисках идеальных видов, его работы завоевывают призы на профессиональных конкурсах и привлекают внимание компаний мирового масштаба. Знаменитый пейзажист рассказывает о своей специальности, делится советами с новичками и раскрывает секреты своих шедевров.
Советы фотографу пейзажисту или полезное интервью  с Даниилом Коржоновым

КАК ДАВНО ВЫ СНИМАЕТЕ ПЕЙЗАЖ?
Путь от новичка до профессионала занял у меня девять лет, и в 2012 году я окончательно и бесповоротно погрузился в фотографию. Но, на самом деле, мое становление как фотографа началось еще в детстве, когда я пошел в художественную школу и научился воспринимать цвет и композицию по-своему. После я поступил в институт, где занимался физикой. Это тоже мне было интересно и еще больше приблизило меня к фотографии. Возможно, именно желание совместить искусство с чем-то техническим привело меня к моей нынешней профессии.

Я учился самостоятельно, и самый главный шаг в обучении для меня — найти собственный подход к своему делу. Со временем я начал воспринимать каждую «вылазку» и каждую поездку как отдельный проект, из которого нужно вернуться с серией фото для выставки или, допустим, статьи. И это вдохновляло меня на то, чтобы бесконечно практиковаться. Не менее важно для любого новичка — слышать критику профессионалов и следовать их советам.
Советы фотографу пейзажисту или полезное интервью  с Даниилом Коржоновым

КАК ГОТОВИТЬСЯ К СЪЕМКЕ? ЧТО ВЗЯТЬ С СОБОЙ?
Хорошая фотография начинается с тщательного планирования. Для начала нужно определиться с местом и изучить его «заочно»: просмотреть работы других фотографов, сделанные в этих локациях, прочитать их описания в статьях. После этого один день стоит посвятить разведке: приехать на место и оценить его, поискать удачные композиции, продумать и оптимизировать маршрут. Просчитайте, до какой точки вы будете ехать на машине, а откуда пойдете пешком. Все это кажется неважным и решаемым по ходу дела, однако на месте вы обнаружите, что у вас очень тяжелый рюкзак, пешком идти трудно и долго и вы не успеваете дойти до нужного места к закату.

Собирать рюкзак стоит так же внимательно. Верите с собой только необходимый минимум, потому что в любом случае на себе придется тащить не менее 10 кг. Помимо фотоаппарата и объективов нужны вспомогательные инструменты, которые облегчат вам работу высоко в горах или среди сугробов. Обязательно нужен тросик или пульт дистанционного управления: в некоторых ситуациях без них не справиться, и половина фотографий получатся смазанными. Обязательно с собой в рюкзак я кладу фонарик, бленду, много (очень много!) флешек и фильтры, а еще протирки для камеры, чистящие карандаши и грушу, чтобы продувать матрицу в случае необходимости.
Советы фотографу пейзажисту или полезное интервью  с Даниилом Коржоновым

Если съемка планируется в холодных условиях или рядом с водой, то необходимы примус, запасные теплые вещи и горячий чай в термосе.
Вообще, термос — это must have для фотографа-пейзажиста.

КАКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАМЕРЫ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫ ДЛЯ ПЕЙЗАЖНОЙ СЪЕМКИ?
Самое главное в камере — это, разумеется, разрешение и качество получаемых фотографий. Кроме этого важна «живучесть» техники, ее способность выносить тяжелые погодные условия: travel-фотограф часто работает в повышенной влажности, при сильном ветре, в холод и в жару. Хрупкая техника таких потрясений попросту не выдержит.

Что касается оптики, то здесь все требования определяются задачами, которые я перед собой ставлю. Например, для пейзажной съемки мне важно иметь средний зум (для полной матрицы это эквивалентно 24–70 мм). Также я всегда обращаю внимание на резьбу для фильтров, равномерную резкость по всей площади кадра и минимальное искажение изображения. Не стоит недооценивать и вес техники, ведь все это вам придется носить в своем рюкзаке.

РАССКАЖИТЕ О СВОЕЙ ТЕХНИКЕ.
Последние три года я снимал на Nikon D810, но недавно перешел на новинку D850. Размер и вес остались практически неизменными, но при этом многие функции действительно улучшились. Фокусировка стала быстрее и точнее, интерфейс — удобнее. С поворотным экраном значительно реже приходится лежать в песке, грязи, воде, а подсветка кнопок облегчает жизнь во время ночных съемок.
Мой основной объектив — NIKKOR 24–70 mm f/2.8, он сочетает все ключевые требования к оптике: минимальное искажение, равномерная резкость, наличие резьбы для фильтров. Второй объектив в моем рюкзаке — NIKKOR 14 mm f/2.8, который обладает линзой, как у фишая, но при это дает очень правильную геометрию.
А для съемки портретов, животных и дальних планов я использую NIKKOR 80–200 mm f/2.8.

КАКУЮ ОПТИКУ ВЫ БЫ ПОСОВЕТОВАЛИ НОВИЧКУ? С УЧЕТОМ, ЧТО ОН МОЖЕТ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ВЗЯТЬ ТОЛЬКО 1 ОБЪЕКТИВ.
Если вы только что купили свою первую камеру, и она с кроп-матрицей, то я рекомендую брать к ней AF-S DX NIKKOR 18–300 mm f/3.5–5.6 G ED VR. С этим объективом новичку легко экспериментировать во всех жанрах, чтобы в итоге понять, что ему ближе. Если вы остановитесь на пейзажной съемке, то следующей линзой можно будет брать 10–24 mm.
Советы фотографу пейзажисту или полезное интервью  с Даниилом Коржоновым

СНИМАЕТЕ НА РАССВЕТАХ И ЗАКАТАХ ИЛИ В РАЗНОЕ ВРЕМЯ СУТОК?
В часы рассвета и заката действительно получаются более выразительные снимки. Днем редко удаются хорошие фотографии: свет жесткий, туманы рассеиваются и природа лишена того легкого состояния, которое делает картинку запоминающейся. Но дневное время не менее важно для фотографа. Это время для разведки и подготовки: если делать все в спешке, удачных кадров выйдет меньше.

Отличные фотографии получаются во время тумана: он создает тональную перспективу, делает цвета мягкими и бархатистыми, обеспечивает едва заметные переливы тонов. Остается только при обработке не потерять это разнообразие оттенков. А легкая фактура шума на снимках будет создавать чувство, что фотографии коснулась кисть живописца.

А ЧТО ДЕЛАТЬ С НОЧНОЙ СЪЕМКОЙ?
Мой главный секрет для ночной съемки — простые фонарики. Их можно применить для проработки отдельных деталей. Вообще, ночью главное — использовать условия себе на пользу. Например, луна дает сильную засветку. Но ее плюс в том, что она обеспечивает свой собственный холодный свет, поэтому в этом случае пейзаж освещен намного лучше безлунного (для которого, к слову, и необходимы фонарики).
Советы фотографу пейзажисту или полезное интервью  с Даниилом Коржоновым

Достаточно тяжело снимать северное сияние и Млечный Путь. Эти кадры требуют намного больше сил и концентрации, чем обычные ночные пейзажи: одновременно нужно держать в голове и контролировать много моментов. Съемка производится с длинными выдержками (счет идет в единицах секунд), но с определенных значений (15–20 секунд) сияние начинает расплываться, а звезды сдвигаются и превращаются в штрихи. Кроме того, надо грамотно осветить передний план.

ИСПОЛЬЗУЕТЕ ЛИ ФИЛЬТРЫ В РАБОТЕ?
Фильтры — хорошие помощники пейзажного фотографа. Для того чтобы красиво запечатлеть воду, пригодятся ND-фильтры. А там, где мне бы пришлось делать два кадра и потом их склеивать в редакторе, с градиентным фильтром я могу получить результат одним кадром. ND-стоп-фильтры, в свою очередь, помогают добиться эффекта льда или разлета облаков даже при съемке днем, а еще с ними можно получить выдержки по 1–5 мин.

С фильтрами красивый снимок, проэкспонированный в светах и тенях, получается сразу, им уже можно поделиться, например, в соцсетях. Кроме того, фильтры помогут тем, кто любит конкурсы, поскольку их использование чаще всего не регламентировано (в отличие от того же брекетинга).
Советы фотографу пейзажисту или полезное интервью  с Даниилом Коржоновым

МОЖНО ЛИ ДЕЛАТЬ КРУТЫЕ ПЕЙЗАЖИ С МИНИМАЛЬНОЙ ПОСТОБРАБОТКОЙ ИЛИ ДАЖЕ ВООБЩЕ БЕЗ НЕЕ?
Для минимальной постобработки как раз пригодятся фильтры. Но совсем без обработки качественный снимок получить невозможно.
Технологии развиваются стремительно, однако даже самая лучшая матрица не обладает динамическим диапазоном и не может «видеть», как человек. То, что наши глаза видят в относительно равной яркости, на матрице выглядит как пересветы или провалы в тенях. Поэтому картинка не получается такой, какой мы ее видим на самом деле. И фотограф, обрабатывающий снимок, не «приукрашивает», а, напротив, восстанавливает изображение: расставляет акценты, высветляет и затемняет там, где это необходимо.

На вопросы редакции журнала PhotoCASA отвечал
Даниил Коржонов, амбассадор Nikon