Реклама: ООО «СФИНКС», ИНН: 7801222400

Командная работа

В этой небольшой статье хотелось бы ответить на некоторые вопросы, с которыми часто сталкиваются начинающие фотографы при организации
съемок. Также затрону тему команды и взаимоотношений в ней в процессе работы.

Фешен-фотография — это коллаборация, или сотрудничество, между фотографом, моделью и креативной командой. В нашем вечно спешащем и ускоряющемся мире делать все самостоятельно, быстро и качественно становится невозможно, т. к. можно выбрать только два слова из этого уравнения (увы, таковы реалии). Выход есть всегда: работать в команде и делегировать часть работы. Результат качественной

съемки для меня — это командная работа. Кадры будут удачными настолько, насколько хорошо каждый член команды выполнит свою задачу. Если команда работает слаженно, как единый механизм, то съемка подготавливается и проходит хорошо. Если же одна шестеренка крутится в противоположную сторону и до съемки этот вопрос не решить, это может привести к общему разладу.
Командная работа

КТО СОСТОИТ В КОМАНДЕ, ГДЕ ОБИТАЮТ ЭТИ ЗВЕРИ И КАК ИХ ПОЙМАТЬ. Я хочу разобрать те случаи, когда фотограф выступает организатором съемки, т. к. если она организуется журналом или продакшеном, то это уже совсем другая история. Обычно при работе с журналами и продакшенами команда в себя включает: арт-директора, продюсера, фотографа, стилиста по одежде, визажиста, стилиста по волосам, декоратора, ассистента. В реалиях менее крупных съемок один человек может совмещать сразу несколько ролей. Например, визажист и стилист по волосам — один человек, а фотограф может быть и арт-директором, и продюсером, и декоратором, а в отдельных случаях и стилистом по одежде, и визажистом, но такой вариант я не буду рассматривать, т. к. такие попытки неизбежно ведут к потере либо качества работы, либо вашего времени.

Где же искать так необходимых людей в команду? Вариантов очень много: от знакомых и людей из вашего окружения до специализированных сайтов-сообществ, на некоторых из них я остановлюсь немного подробнее. В России, как это ни странно, люди, занятые в медиаиндустрии и желающие быть в тренде, очень быстро осваивают новые «модные» приложения, проводят там какое-то время, пока ажиотаж к данному приложению не спадет, и потом успешно его покидают. Это один из способов найти тех людей из индустрии, которые следят за модой, но это может быть палкой о двух концах. Возможно, вы потратите время, а нужных контактов так и не получите.

Также можно найти людей в команду с помощью сайтов и сообществ, где творческие люди уже разбиты по категориям, а иногда даже и по локациям (странам, городам). Таких платформ с каждым днем становится все больше. Вот некоторые из них: Behance, Model Mayhem, MeetMyBooker. Регистрируемся, заполняем анкету, выкладываем работы и ищем людей по нужным критериям. Если говорить о сообществах в социальных сетях (FB, VK), то там приблизительно такой же принцип действия, что и с сайтами, только, скорее всего, людей там будет поменьше и найти их будет не так просто. Еще
можно наблюдать за социальными страницами школ/курсов, они нередко публикуют достижения своих учеников. Если вам понравились работы, то смело ищите человека, это не должно составить труда при наличии имени, а в некоторых случаях даже и ссылки на него. Как вариант вы можете подсмотреть участников команды у конкурентов, хорошо в этом плане работает «Инстаграм». Люди выкладывают свои работы и часто подписывают участников команды — это хорошая возможность найти нужные контакты.

«Тусовка». Это уже более продвинутый уровень, по большей части действует, когда вы уже не раз работали в команде и просто находитесь в нужном для вас окружении.

КОМАНДНАЯ РАБОТА И ПОДГОТОВКА К СЪЕМКЕ. Как же потом взаимодействовать со всеми людьми, которых вы привлекли к съемке? Да, задача не из легких, но вполне выполнимая. Изначально нужно решить, кто и какую роль на себя берет. Как я уже писал ранее, фотограф играет главную роль — организатор. Обычно я начинаю с того, что излагаю команде идею съемки в паре-тройке предложений. Если данный концепт заинтересовал всех, то мы двигаемся дальше и я собираю мудборд съемки (коллаж для вдохновения), чтобы уже наглядно продемонстрировать свою идею. После этого эта «доска настроения» рассылается, остальные участники начинают его дополнять своими идеями, мыслями и веяниями моды. Это тот этап, когда нужно аккуратно отсеивать неподходящие идеи и элементы, чтобы оставаться в пределах оригинальной задумки и не превратить съемку в Чудовище Виктора Франкенштейна. Каждый из участников команды, отвечающий за вверенную ему роль/роли, не всегда может трезво оценить необходимость и актуальность возникшей идеи для общего концепта, да и все творческие люди могут переборщить с самоотдачей, начав преследовать только свои интересы, что встречается нередко. Вам придется дирижировать этим оркестром и самому в нем играть терпеливо и сдержанно. Да, такова роль креативного директора съемки.

После того как съемка полностью обрисовалась и была согласована, стилист начинает искать и собирать необходимые вещи, продюсер или вы сами подбираете необходимую локацию (на крупных проектах этим занимается location scout), по необходимости ее декорируете либо привлекаете декоратора. Выбор модели происходит или в момент сбора мудборда, или уже после. Самое главное, чтобы человек подходил под задуманную съемку и смог воплотить ее. Выбор модели происходит или коллегиально, или же самостоятельно арт-директором/фотографом, но ни в коем случае не стоит брать модель,
потому что никого больше не было, и пытаться вписать ее в концепт. Обычно это не приводит к хорошему результату. На стадии подготовки и сборов не забудьте попросить собрать стилиста пару запасных образов, а визажиста/ стилиста по волосам — продумать запасной вариант макияжа и прически. Это может очень пригодиться во время съемки, т. к. бывает, что одежда/макияж/прическа и модель могут не очень хорошо сочетаться в конкретном образе.
Непосредственно перед самой съемкой всем участникам рассылается вызывной (Call Sheet). В этом файле нужно написать время съемки и прибытия
каждого участника с его номером телефона, e-mail’ом и проч. контактами, место съемки. Также в него стоит внести контакты ассистентов, букера модели, т. к. бывают ситуации, когда необходимо с ним связаться, и указать любые сведения, которые в экстренной ситуации помогут вам скоординироваться с нужными людьми, а не тратить ценное время на поиски в Интернете или на ожидание СМС с контактами.
Командная работа
Командная работа

БЮДЖЕТ. Пока съемка не началась, стоит поговорить о том, кто именно несет конкретные финансовые затраты. Тут опять же все зависит от того, кто организует съемку, но рассмотрим ситуацию, что это делаете вы. Обычно фотограф бронирует студию (ищет место съемки) и заботится об оборудовании — это самое очевидное и первостепенное. Также нужно подумать о том, кто и как будет добираться до места съемки, питье и еде, если съемка планируется долгая (больше 4 часов), это не обязательно должны быть полноценные блюда, хотя бы небольшие закуски.

У стилиста по вещам свои расходы, в том числе временные затраты. Он покупает вещи/ украшения в магазинах или шоу-румах, потом их возвращает или договаривается с дизайнерами и шоу-румами под гарантийное письмо. Он приобретает расходный материал (скотчи, колготки, трусы и т. д. — все асходуется поразному), иногда приходится покупать вещи, которые потом нельзя вернуть в магазин (всевозможные классные носки, декоративные элементы и проч.). Также стилист покупает какие-то дополнительные материалы, необходимые для завершения образа: например, для съемки по задумке нужны конфетти, или значки, или наклейки. Визажист/стилист по волосам покупает необходимую для образа косметику, парики, инструменты, элементы декора по части визажа и волос.
Командная работа
Командная работа

Каждый по возможности приносит необходимое для съемки. Как вариант, если вы снимаете такой командой уже не первый раз, то вполне можно разделить сопутствующие расходы. Остановлюсь отдельно на случаях, когда во время съемки происходит ситуация, вследствие которой оборудование/вещи/украшения повреждаются или приходят в полную негодность. Я рекомендую в таких случаях не оставлять это все на совести одного человека, а решить этот вопрос командно и понести затраты совместно. Для меня в таких ситуациях действует принцип «один за всех и все за одного».

ДЕНЬ Х. Все собрано, вещи отпарены, свет поставлен, модель готова, камера настроена… Но кто же решает, что нужный кадр получен? Я предпочитаю снимать в ноутбук/на экран, чтобы результат был виден всем участникам съемки. Это помогает быстро оценить результат и возможные недостатки в кадре. Один вариант — это коллегиальное решение, когда все участники высказываются по поводу вероятного удачного снимка, а если он всем нравится, то съемка переходит к следующему образу. Второй вариант — когда решение принимает арт-директор, в нашем случае очень часто в его роли выступает фотограф. И я считаю, что все-таки последнее слово за ним, но при этом нужно учитывать пожелания всех участников съемки. Если фотоматериал о вещах и образах, то весомое право голоса у стилиста. Если вы снимаете beauty-историю, то стоит прислушаться к мнению визажиста, т. к. он, скорее всего,
пересмотрел большое количество материала схожего направления. Не мешайте людям делать свое дело, но также не давайте им отлынивать и работать спустя рукава. Если стилист хочет поправить вещь в кадре, а стилист по волосам хочет вернуть на место выбившийся локон, считая, что так и должно быть по задумке, позвольте им это сделать. Потратив на минуту больше во время съемки, вы можете сэкономить часы при постобработке. В случае если члены команды не следят за вверенными им обязанностями, просите их делать это, если вы считаете, что нужно поправить мейкап или воротник пиджака на
модели.
Командная работа
Командная работа

Нередко бывает, что каждый в команде имеет свое видение и пытается максимально показать свою работу, начиная перетягивать одеяло на себя. Я, конечно, всегда придерживаюсь мнения, что истина рождается в споре, потому нужно постоянно экспериментировать, чтобы открывать для себя новые горизонты, и посмотреть на снимки с разных углов, но не стоит позволять людям превращать командную работу в театр одного актера, обычно это хорошо не заканчивается. Обговорите до начала съемки с визажистом, какими вы видите кадры: цветными или ч/б. Для таких специалистов важно, чтобы хотя бы один цветной портретный кадр из съемки они могли использовать в своем портфолио. У стилистов свои обязательства: как минимум, перед дизайнерами, у которых они брали вещи, не считая уже самой их работы по компоновке целостного образа. Фотографу все это нужно учитывать и вписывать в концепт съемки, не разрушая его, при этом выражать себя и то, как он видит данный концепт. Да, задача не всегда простая, но только проходя через трудности,
человек растет и развивается.

Текст и фото: Евгений Сорбо
Любишь фотографию? Присоединяйся к журналу PhotoCASA в социальных сетях:
Вконтакте, Telegram, Живой Журнал, YouTube