Photo Pro Center

Подготовка и планирование фотосъемки

Здравствуйте, уважаемые читатели журнала PhotoCASA!
Я хотела бы рассказать о своем взгляде на самую, как мне кажется, важную часть в съемке портрета — подготовку фотосессии. Хороший кадр создается не во время съемки, и не при последующей обработке, а до такого, как вы взяли камеру в руки.
В основе любой фотосессии лежит концепция, идея, некий скелет, на который мы «наращиваем» все остальное. Два года назад у меня после каждой съемки был кризис идей, сейчас я столкнулась с кризисом времени — не успеваю снять все задуманное. Нет, не было ни божественного озарения, ни доброй феи с волшебной палочкой: все было куда проще и банальнее.
Подготовка и планирование фотосъемки Подготовка и планирование фотосъемки

Первое, что мне пришлось признать: хоть мир идей и бесконечен, создать нечто оригинальное, ранее не снятое, не экранизированное, не написанное и не нарисованное, крайне сложно. Процесс мучительного генерирования уникальных идей тормозит развитие. Вместо того, чтобы начать что-то делать, сидишь и ломаешь голову: а не было ли это уже создано ранее, моя это идея или чужая, анонимно засевшая в подсознании? Это деструктивный путь, его лучше
сразу отвергнуть. Даже если вы снимите раннее кем-то созданную концепцию, вы все равно пропустите ее через себя, свой опыт, свои эмоции, свое мировоззрение, и конечный результат будет, в любом случае, далек от первоисточника с поправкой на то, что вы действительно не задались целью
создать точную копию.
Подготовка и планирование фотосъемки Подготовка и планирование фотосъемки

Где живут идеи? Вспомните себя в детстве, как вам был интересен мир вокруг, сколько открытий таилось за каждым углом и поворотом. Теперь начинайте смотреть на мир глазами ребенка. Альтернативный вариант — представит себя любознательным туристом, впервые посетившим то место, где вы живете. Оглядитесь вокруг: такие привычные вещи, как ваш двор, соседний парк, тупик в конце улицы, могут стать прекрасным местом для съемок. Какие мысли и чувства они вам навеивают? Кто здесь может пройти? Как будет выглядеть этот человек, какого он пола, возраста, во что он будет одет? Какие эмоции будет он испытывать, находясь в этом месте? Постепенно я начала замечать, насколько интересными для съемок могут быть места, знакомые мне с детства. Взгляд с годами замыливается, но если задаться целью, то горизонты привычного мира расширяются, мозг начинает работать по принципу видоискателя: сами места наталкивают на образы, которые там можно снять. Вдохновлять могут не только места, но и песни, фильмы, случайно
брошенная фраза вашего собеседника, любые предметы, попавшие в поле зрения. Воображение так же, как любые способности, можно развить. Это кропотливый, но увлекательный процесс.
Подготовка и планирование фотосъемки

Следующий важный принцип подготовки к съемке почти медицинский: не навреди. Ничто не может так испортить замечательный замысел, как непродуманность образа или его несоответствие концепции съемки. Простой пример: девушка, одетая в стильную современную одежду будет смотреться в стенах старинного здания лишней, куда гармоничнее она будет выглядеть на фоне вечернего города или за столиком уютного кафе. Если вам повезло найти доступное для съемки старинное здание, найдите для модели аутентичную одежду либо подходящую по эпохе, либо что-нибудь фантазийное, сейчас есть много прокатов, молодых талантливых дизайнеров, с которыми можно договориться об аренде их творений. Самый простой вариант — 3–5 м ткани, с драпировкой которой на модели справится без труда даже фотограф-мужчина. Точно так же модель в историческом костюме без признаков растерянности и испуга на лице, снятая в современном индустриальном пейзаже, будет смотреться, как герой костюмированного шествия в честь дня города. Обязательно обратите внимание на настроение, которое вы хотите передать на снимках: грустное, веселое, нейтральное — оно не должно противоречить месту, где проходит съемка, и образу модели.
Подготовка и планирование фотосъемки

Понимание роли модели в удачно проведенной съемке ко мне тоже пришло не сразу. Условно всех людей можно разделить на несколько категорий: первые могут передавать широкий спектр эмоций, но при этом будут не столь хороши в пластике движений; вторые будут очень пластичны, но выражение лица у них будет слабо меняться; третьи будут и эмоциональны, и пластичны одновременно; четвертые — зажаты и в мимике, и в пластике. Сейчас, когда широко распространены социальные сети, подготовка к съемке для фотографа значительно упрощается, большая часть переговоров ведется через переписку, у фотографа есть возможность посмотреть аккаунт модели, ее фотографии, и на основе этого сделать вывод о ее сильных и слабых сторонах при съемке. Такой беглый анализ одинаково хорошо работает как в отношении профессиональных моделей, так и в отношении обычных людей. Если я хочу создать красивые снимки, наполненные движением и грацией, то я буду искать модель-танцовщицу, если мне такую модель найти не удается, я отложу замысел до лучших времен, но не буду тратить свое время и время модели на тщетные попытки добиться от человека той динамики и пластики, на которую он не способен. Некоторые идеи я воплощаю буквально за пару дней, если мне удается сложить воедино все условия, но часть идей месяцами ждет своего осуществления.

Всегда лучше отснять другую идею, чем впопыхах испортить непродуманностью хороший замысел.
Порой для сложных образов необходимо привлечь к работе визажистов и стилистов. Когда я только начинала снимать портреты, первых моделей я красила сама по принципу «сама крашусь, значит, других получится накрасить». Но как только я пригласила на съемку визажиста и увидела, какие
чудеса способен творить профессионал, это раз и на всегда отбило у меня желание лезть в область, где у меня нет ни знаний, ни навыков, ни «технического оснащения». Найти своих мастеров, которые будут наравне с вами создавать задуманный образ — бесценно, я работала со многими
талантливыми людьми прежде, чем нашла тех, кто со мной «на одной волне».
Подготовка и планирование фотосъемки

Если вы снимаете сразу двух и более человек, очень важно, чтобы их одежда сочеталась по цвету, стилю, фактуре. Это создаст единство между ними, кадр будет более гармоничным.
Значительную роль в подготовке съемки играет свет. Он может сделать фотографию интересной и объемной, а может совершенно ее испортить. Когда-то для меня стало открытием понятие «режимного времени», я только начинала снимать и делала это в любое удобное для меня и модели время, с переменным успехом, соответственно. Сейчас, если мы говорим не о студийной съемке, где вы можете создать идеальное освещение для кадра, в солнечные дни я снимаю или на рассвете, или вечером, ближе к закату, в пасмурную погоду — в течении всего дня. Свет не только создает светотеневой рисунок, но передает настроение фотографии. Так, если вы снимаете ребенка, и это не трэшовая концепция, то света в кадре должно быть много, но если вы хотите создать ощущение печали или трагизма, большое количества света, напротив, будет вам мешать передать нужное настроение.

Все вышеперечисленное — маленькие кубики, которые совместно с композицией и колористикой кадра составляют удачный снимок. Когда в одной точке сходится замысел фотографа, работа модели, место съемки, соответствие образа, композиция, игра света, получается снимок, которому зритель верит, что бы на нем ни было изображено.
Загляните в себя, и вы найдете неиссякаемый источник вдохновения, вложите частичку себя в творчество, и ваши работы оживут. Аборигены диких племен боятся фотографироваться, считая, что фотография отнимет у них душу, а мне кажется, когда я еду со съемки счастливая и опустошенная,
что на снимки уходит душа фотографа.

Текст и фото: Светлана Зырянова