Photo Pro Center

Фотографируем натюрморты в неклассическом стиле

Следует сказать, что хороший натюрморт начинается с грамотной композиции и продуманной идеи, где есть некая история как бы застывшего кадра. Именно застывшего кадра. Так как натюрморт без истории - это просто красивая картинка и не более того. Такой натюрморт не будет содержать авторского почерка, а будет просто техническим. Причем у каждого хорошего автора есть свой стиль и свои почерк. Но чем тогда отличаются натюрморты в неклассическом стиле от натюрмортов в классическом? Если в двух словах, как правило, это арт- и концептуальный стиль в натюрморте.

В таких натюрмортах могут использоваться, к примеру, обычные гвозди, молотки, разбитые бутылки, и т. д. Что в классическом натюрморте, в принципе, недопустимо. Также в классическом натюрморте мы можем видеть цветы, посуду, где очень четкая стилистика принадлежит к какому-то времени или эпохе. Также в классическом натюрморте очень важен фон: довольно часто цифровые фотографы его рисуют или стилизуют под конкретный стиль эпохе.

Давайте рассмотрим мои натюрморты в неклассическом стиле. В этой работе я выбрал бутылки и флаконы от духов. Эта идея мне пришла в
голову при просмотре одного фильма. Я подумал, а почему бы не наложить на те же образы предметов человеческие персонажи. Не зря же говорят, жизнь - это театр, а люди в нем актеры. А почему бы не заменить бутылки и флаконы теми же актерами, не буквально конечно же! Ведь если мы присмотримся, то некоторые предметы и вовсе похожи на людей. Их образы, очертания, даже их характер чем - то похожи на
человеческий. А у некоторых проявляется даже харизма.

Рассмотрим этот натюрморт. Прежде всего, я начну с построения композиции. Композиция - это соподчинение второстепенных элементов
главному. Целостность и единство всех элементов композиций. Перечисленное ниже понятие образует гармонию в кадре, к которому, кстати,
стремится все живое на свете. Как мне говорил один преподаватель в художественно-промышленном институте, композиция - это точка-линия, пятно. И все это вроде бы как бы понятно в плоть до того момента, пока мы не возьмем белый лист или фотокамеру. Надеюсь вам знакомо это чувство.

Но я немного отвлекся от самого натюрморта.
Суть в том, что тут те же правила и те же законы в фотографии, они мало чем отличаются от академической живописи или академического рисунка. Тут я использовал те же приемы и принципы, чему меня учили в МХПИ. А именно то, что в хорошей работе должен быть композиционный центр. Кстати, не путайте его с геометрическим центром. Но тут есть еще и смысловой центр, и это не одно и тоже. Это абсолютно разные вещи. Эти два центра могу быть совмещены, а могут быть раздельными. А также смыслового центра может и не быть. А знаете, чем отличается смысловой центр от композиционного? Если в двух словах, смысловой центр содержит в себе как бы скрытую идею, скрытый смысл или креативную идею. Даже само слово говорит само за себя, смысловой центр - от слова СМЫСЛ. А вот композиционный центр, его еще называют визуальным центром – это тот центр, к чему стремится наш глаз, это визуально главный элемент композиций, но смысла в нем может и не быть вовсе. Это может быть красивая машина на дорогое или дерево на фоне травы. Но скажите, где там скрытый смысл или креативная идея? А вот если на этом же дереве будут, к примеру, расти лампочки вместо листиков? Заметили, как изменился композиционный центр на смысловой?

Это очень грубый и даже непродуманный пример. В реальности, чтобы образовался смысловой центр, ох, как надо мозги включить и конкретно постараться. В качестве композиционного центра я выбрал флакон от духов, на котором надет искусственный маленький цветочек. А также я оставил на флаконе крышку, чтобы он отличался от других флаконов и бутылок. Это еще не все, в композиции все как в королевстве. Короля играет свита. К главному элементу композиции я еще добавил два флакона, ту самую свиту. Тем самым как бы создал композиционную группу, которую я еще больше подчеркнул, и отделил черным картоном от цветного фона. Остальные бутылки и флаконы лишь уравновешивают композиционный центр, а также направляют к нему взгляд. Флаконы, наполненные водой в виде ступенек, не случайны, это все было задумано.

Они как раз задают ритм и движение от второстепенных элементов, флаконов, к главному элементу в кадре. И чем больше воды в флаконе, тем важнее элемент в композиции по значимости. Поэтому главный элемент композиции наполнен почти до верха. А самые незначительные флаконы почти пустые. Это создает эффект вроде лестницы, по которой мы как бы мысленно поднимаемся от самого низа до верха. Где
на самом верху как раз находится король, или королева, не столь важно, который или которая как бы окружены верной свитой. Создается та
самая пирамида.

Также в этом натюрморте присутствуют направляющие линии. Они тоже не случайны. Присмотритесь к белому и черному стеклу, а именно на их торцы. Они как раз ведут к главному элементу. Вам не кажется, что они напоминают линии? Также направляющие линии являются и черным картоном.

Теперь про цвет, он тоже не случаен. Давайте рассмотрим фон. Мы видим четыре круга, причем каждые две пары создают цветовую гармонию и противоположны друг другу по цветовому кругу. Красный – зеленый, синий – желтый. Комплементарные цвета, и их тут две пары. А теперь мысленно проведите линии от красного до зеленого и от синего к желтому. Видите, образуются еще направляющие линии и их пересечение находится рядом с главным элементом композиции, флаконом, почти что на колпачке. И еще, если мы присмотримся к движению линий, сверху вниз, слева направо, то мы увидим, что у нас образуются еще две пирамиды, или треугольники.

Эти четыре цвета у нас могут вызывать ассоциации с временами года. Красный цвет – лето, желтый – осень, синий – зима, а зеленый – весна. А белый и черный цвета можно сопоставить как день и ночь. Где белое - день, а черное - ночь. А теперь самое интересное. Присмотритесь к главному элементу - флакону с крышкой. Он вам ничего не напоминает? Эта некая пластика в визуальном образе: крышка похожая на женскую шляпу, цветочек чем - то похож на шарфик.

И уже флакон превращается в леди, за которой стоят два верных слуги, а вокруг них свита, уже меньшая по значимости. Эта леди может быть
самая настоящая злодейка, которая стильно одета и возглавляет какую – то крупную банду. А вся эта группа уже целый клан, который не спит
ни днем, ни ночью, а работает круглый год, если привязать к ней четыре цвета, которые ассоциируются с временами года. Хотя это лишь фантазия, а возможно, кто знает, кто знает. Я знаю лишь одно: включайте фантазию и воображение. А идеи сами придут!

Теперь о постановке света. Тут все очень просто, я даже сначала и не хотел описывать. Так как в принципе схем света нет, а вот принципы и правила есть. Да и каждый предмет требует своего подхода и своей постановки света. Каждые предметы имеют свою форму и свои свойства.
Запомните одно правило: жестким сетом мы подчеркиваем рельеф у тех поверхностей предметов, которые плохо отражают свет. А мягким
светом мы подчеркиваем глянец, то, что отражает почти все вокруг. Как правило, на глянцевых поверхностях мы показываем бликом из
чего, собственно, сделан предмет. Причем бликам мы придаем определенную форму, тем самым подчеркивая форму предмета. И еще, сами
блики не должны быть на вылет, то есть полностью белыми. Как правило, блики у нас в виде градиентов – это еще сильнее усиливает объем
и визуальное восприятие. Хотя в принципе, на том же стекле мы можем изображать жесткие блики. А вот на рельефных материалах мы выделяем глубину и фактуру материала за счет жесткости света.

В этом натюрморте видно, что почти все элементы глянцевые, и лишь один цветочек -фактурный. Эти предметы отражают все вокруг. А на
темном фоне они бы могли стать зеркальными, поэтому бить по ним прямым жестким светом (горшками с сотами) не стоит. Из-за жесткого
света у нас образуются мелкие и точеные блики, которые буду абсолютно белыми и на вылет.

Кстати, иногда это допускается в натюрмортах, да и не только, и не всегда выбитые блики – это плохо, но не в моем случае и не в моей задумке. Как говорится, всегда есть и исключение из правил. Также на стекле может вообще не быть блика, это тоже допускается. Как пример, когда снимают стекло на просвет с одним источником света. Однако, там все равно присутствует объем, а за счет поляризационного фильтра он еще и контролируется.

Но давайте рассмотрим мою схему света. По сути, тут два источника света, а если убрать блик на стекле, то один. А на самом деле у меня
их пять, хотя запланировано было шесть. Спросите, почему, а все дело в этих четырех цветных пятнах на фоне. Каждое пятно на фоне - это отдельная вспышка со светофильтром.

Только здесь светофильтры надеты на горшки с сотами, также соты надеты на накамерные вспышки. Соты нужны, чтобы уменьшить пучок света, сделать его более собранным. Если их снять, то вспышки буду светить по всей фростраме, а мне это не нужно. Мне нужны цветные
пятна, а не заливка по всей фростраме. Цветные фильтры я закреплял при помощи малярного скотча, потому что он не оставляет следов
в виде клея.

По поводу мощности вспышек, то тут я проводил измерения с помощью флеш-метра. Это наиболее точный метод, так как очень часто снимаю
на фотопленку. Если у вас нет флеш-метра, то смотри по гистограмме на вашей фотокамере. Только учтите, что она довольно неточная, так
как снимок идет с внутрикамерного jpg. Так же советую замерять мощность вспышек по одной: включили первую вспышку, сделали снимок, подобрали мощность. Отключите первую вспышку. Включили вторую вспышку, сделали снимок, подобрали мощность, отключите вторую и т. д. Как отрегулируйте пятую, включите все вспышки и уже отрегулируйте более точно, так как свет суммируется. И если вы тоже снимаете на пленку, то я вам не рекомендую использовать как экспонометр вашу цифровую зеркалку. Учтите, что у каждого вида фотопленки
динамический диапазон разный, у слайда он до 5 ступеней, а у черно-белой пленки он до 9 ступеней. А у цифровой зеркалки он каждый раз
растет от 9 и более ступеней. Понимаете, к чему я клоню.

Моя Никон Д 800 обошла по ДД черно-белую пленку. Но у черно-белой фотопленки есть один огромный плюс: из нее при печати можно вытягивать много информации, так как там просто нереально огромные резервы информации. Причем пересветить черно-белую
фотопленку полностью почти нереально. А вот вытянуть информацию из пересветов, в отличии от цифры, это запросто. Давайте рассмотрим второй источник света, а точнее пятый, он находится сбоку слева, он как раз формирует те самые блики на бутылках и флаконах. Он также слегка подсвечивает тени и тот самый цветок на флаконе. Кстати, цветок, в принципе, можно было подсветить маской «Гобо» с очень узким пучком, чтобы не задевать стекло, и тем самым подчеркнуть фактуру.

Вспышку с маской «Гобо» можно поставить с правого бока и направить на цветок. Второй источник света создает те самые блики на стекле. В качестве модификатора света я выбрал стрибокс, а за ним поставил фростраму. Можно, кстати, и не использовать фростраму, тогда блик буде более жестким.

Стрибокс стоит не прямо, а под углом к фростраме, и повернут в сторону камеры. Это нужно для того, чтобы на стекле образовался градиентный переход, тот самый градиентный блик.

Но я забыл рассказать про черный картон перед фрострамой, он как раз отделает от фона
с цветными пятнами те самые флаконы. Этот картон прикреплен к фотостойке и расположен примерно в 20 см от фрострамы. И кажется, все
просто, но если честно, то на этот натюрморт у меня ушло более четырех часов. Не считая обработку в фотошопе.

Кстати, если вы затрудняетесь в постановки света и не знаете, где его установить, запомните одно очень простое правило: угол падения
равен углу отражения. Просто киньте взглядом линию от камеры до предмета, а потом мысленно представьте, куда он отскочит. Вот там и будет ваш источник света.

По поводу воды в этих флаконах и бутылках, то я использовал отфильтрованную воду, а лучше использовать дистиллированную воду. Она наиболее чистая и прозрачная в отличие от обычной воды, и никогда не используйте воду из-под крана. Эта вода с примесями, а также в ней очень много растворенного кислорода. Я это к чему: когда вы наполните флаконы, то через какое-то время на стекле буду образовываться пузырьки. Иногда это нужно, но чаще нет.

А убирать в фотошопе мелкие пузырьки со стекла мало приятного. Наливал воду в флаконы с помощью воронки и после того, как выстроил
композицию и свет. Да кстати, никогда не трогайте во время работы стекло руками, используйте специальные перчатки!

Хотите, дам еще совет: каждые три, пять минут сдувайте пыль со стекла. Так же сдувайте пыль с флаконов. Для удаления пыли можно использовать сжатый воздух или грушу. Я обычно использую сжатый воздух и кисточки для масляной живописи, ими я очень аккуратно снимаю пыль со стекла. Кисточками удобно снимать пыль там, где воздух может просто сдвинуть какой - то предмет.

Так же стекло перед съемкой нужно очень хорошо отмыть. Я обычно мою сначала обычным моющим средством, а потом повторно мою с содой и кладу сушиться. Как только стекло просушится, протираю его микрофиброй для стекла, что бы не было разводов. Поверьте на слово, эти разводы вылезут при съемке и убирать их вы замучаетесь. Кто проявлял фотопленку, тот знает, что такое разводы поле сушки фотопленки. И почему после финальной промывки, после фиксирования, фотопленку опускали в раствор со стабилизатором или смачивателем, а уже потом вешали сушиться. А я готовлю смачиватель на основе дистиллированной воды, проверено мной и нет никаких разводов.

Теперь о моем новом способе, который недавно придумал, правда не проверил его до конца. Этот метод должен полностью убрать разводы
на стекле, но, к сожалению, только лишь в теории. Суть в том, что мы сначала моем стекло обычным моющим средством для посуды, потом повторно моем с содой, можно попробовать добавить к соде лимонный сок. Далее берем дистиллированную воду, наливаем ее в небольшой тазик и опускаем туда это стекло.

И после этого кладем стекло сушиться, а потом протираем микрофиброй. Идея мне пришла в результате того, что, как бы мы хорошо не отмыли стекло в нашей воде, в ней много примесей и тех самых солей, и при сушке они могу вылезти в виде подтеков и разводов. Дистиллированная
вода не содержит тех самых примесей. Но это всего лишь идея. Я ее еще пока не испытывал.

Забыл сказать, что черное и белое стекло «БЕСТО» я протираю перед съемкой средством до чистки стекла «Мистер Мускул». Сначала я распыляю на стекла это средство, потом отдельной микрофиброй протираю стекла. И уже ставлю на них флаконы ну и т. д.

Ну и напоследок хочу сказать про баланс белого. Здесь тоже все очень просто. На камере я выставляю температур 5200 кельвинов, а при
съемке использую серую карту для более точного выставления баланса белого. Так как импульсные моноблоки имеют погрешность в балансе белого при разной мощности. Вот, в принципе, и все, далее идет обработка фоторедакторов.

Текст и фото: Кирилл Сизов
Следите за новостями журнала PhotoCASA в социальных сетях:
Вконтакте, Дзен, Инстаграм, Живой Журнал, YouTube



Комментарии

Похожие новости