Реклама: ООО «СФИНКС», ИНН: 7801222400

Подводная фотосъемка.

Немного о себе: меня зовут Бениамин Келим, мне 56 лет.
Я начал заниматься профессиональной подводной фотографией и видеосъёмкой в Таиланде, где прожил 12 лет. В течение этих 12 лет я работал инструктором по дайвингу. На моём счету около 7500 погружений в Таиланде, Баренцевом море (Россия), Египте, на Мальте я вырастил более 1000 учеников, в том числе около 200 профессионалов.

В процессе занятий дайвингом и обучения ему, я начал снимать под водой, сначала природные объекты, затем постепенно перешел на подводные съёмки моделей. Сегодня я проживаю в Израиле, являюсь признанным деятелем искусств Израиля, имею на своем счету персональную выставку, принимаю участие в совместных выставках, в том числе в России.

ВОПРОСЫ ПОДВОДНОЙ ФОТОГРАФИИ


Направления съёмок на сегодняшний день:
• портретная фотография
• подводная фотография (портрет, предметка,фэшн)
• стрит-фотография (архитектура, портрет)
• пейзажная фотография
• предметная фотография
• обучение по указанным направлениям.

Эта моя статья посвящена лишь некоторым особенностям подводной съёмки моделей, для полного раскрытия темы нужен иной формат.
Сегодня съёмки под водой - удел немногих специалистов, если мы говорим о профессиональной съёмке, и небольшого числа энтузиастов-любителей, которые ограничены, как в материально-техническом смысле, так и в понимании психологических, физиологических и
физических аспектов подобной съёмки.

При кажущейся одинаковости съемок на воздухе и под водой — это два абсолютно разных процесса, и в плане поведения модели и фотографа, и в плане получения оптического изображения. Например, плюсом подводных съёмок является возможность фотографа двигаться не в двух
плоскостях относительно модели, а в трёх. То есть у фотографа появляется возможность перемещаться ещё вверх и вниз, в зависимости от замысла, и это отличает подводную съемку от съемки на открытом воздухе. С другой стороны, под водой мы не можем управлять позировкой
модели, если она не является опытным ныряльщиком. Кроме того, снимая под водой фотограф находится как бы внутри линзы, и ввиду этого,
законы оптики существенно отличаются от съёмок в воздушном пространстве. Как пример, под водой мы не можем получить блики в глазах модели.

МЕСТО ДЛЯ ПОДВОДНОЙ СЪЕМКИ


Можно рассматривать две водных среды для проведения съемок: «открытая вода», то есть природные водоемы, и «закрытая вода», то есть бассейны. Есть также «закрытая вода», которая набирает все большую популярность, но не является подводной съемкой в полном смысле: это съемка модели, находящейся в бассейне, через прозрачное стекло, фотографом, находящимся вне этого бассейна.

ЗАКРЫТАЯ ВОДА


Минусы:
ограниченное однообразное пространство.

Плюсы:
• возможность использовать необученную модель;
• отсутствие необходимости в снаряжении для дайвинга;
• более прозрачная вода, чем в природных условиях;
• более комфортная температура воды;
• возможность лучше управлять подводным светом;
• меньше трудозатрат на постобработку.

Вопросы съёмки через стекло в бассейне не рассматриваются, потому что, как было сказано выше, это совершенно другой процесс.

ОБОРУДОВАНИЕ


Для съёмки в «закрытой воде» фотографу понадобится грузовой пояс, маска, а также фототехника и свет.

ФОТОТЕХНИКА ДЛЯ ПОДВОДНОЙ СЪЕМКИ


На сегодняшний день в подводной фотосъёмке можно использовать следующее оборудование: компактные камеры «амфибии», телефон
в непромокаемом пакете, экшн-камеру, компактную камеру, зеркальную камеру, беззеркальную камеру со сменными объективами.
Желательно также использование подводного света, вспышки, но, к сожалению, их можно подключить не ко всем видам подводных боксов.

Подводный бокс – это непромокаемый чехол, который защищает фототехнику от попадания в неё воды. Подводные боксы бывают нескольких видов. Первый, самый бюджетный, это специальный полиэтиленовый пакет с системой предотвращения возможных протечек. Он
справляется с основной своей задачей – сохранением оборудования, но при этом он ограничивает возможности подводного фотографа в
получении итогового изображения, поскольку лишает возможности подключения дополнительного оборудования. Также, при увеличении глубины погружения и увеличении внешнего давления, мягкий бокс «облипает» камеру и блокирует возможность управления ей. При этом, как правило, у пакета не очень качественная прикрывающая объектив линза и защита от протечек менее надежна, чем в жестких боксах.
Основным достоинством пакетов является их дешевизна и универсальность.

Жесткие боксы обеспечивают гораздо большую надежность, возможность подключения дополнительного оборудования и, как правило, полный контроль над управлением камерой. Они выполняются из различных материалов, наиболее распространены жёсткие боксы из поликарбоната и алюминия. К жестким боксам можно присоединять макро-насадки, широкоугольные и «фишай». Условные недостатки данного оборудования – это высокая стоимость и отсутствие универсальности: каждой модели камеры – свой бокс.

СВЕТ ДЛЯ ПОДВОДНОЙ СЪЕМКИ


Можно использовать как подводные фонари, которые малоэффективны, так и различные подводные вспышки в различных сочетаниях.
Они расширяют художественные возможности подводной фотографии.

НАВЫКИ ФОТОГРАФА


При проведении съёмок в бассейне фотографу необходимо иметь некоторый опыт подводного плавания для правильного позиционирования себя относительно объекта съёмки, а также управления ситуацией на задержке дыхания. Желательно, чтобы фотограф обладал опытом съёмок на поверхности и представлял себе итоговую композицию кадра.

МОДЕЛЬ
При съёмках в «открытой воде» модель должна обладать профессиональными навыками погружений с аквалангом (в том случае, если мы не рассматриваем любительскую фотографию). В «закрытой воде» можно работать с неподготовленными моделями при обеспечении достаточного уровня безопасности. Возраст моделей, с которыми я работал, представляет разброс от 4 до 70 лет.

БЕЗОПАСНОСТЬ


Основной проблемой при проведении подводных съемок является безопасность. Особенно остро она стоит при проведении съемок в открытой воде, и здесь обойтись без двух-трех профессиональных помощников невозможно. Как минимум нужны: страхующий дайвер с запасом воздуха, который должен подаваться модели при первом её требовании, дайвер со световым оборудованием и дайвер, который следит за безопасностью, дублируя подачу воздуха модели, следит за появлением нежелательных обитателей в зоне съёмки и готов молниеносно реагировать, если «что-то пошло не так».
При съёмках в «закрытой воде» одной из опасностей является запутывание модели в одежде и невозможность встать на ноги. Вторая сложность – это боязнь модели, что ей не хватит воздуха, и боязнь открыть глаза под водой. Поэтому фотограф должен контролировать не только творческий процесс, но и состояние модели в плане безопасности, или привлечь отдельного человека, для страховки с поверхности.

ФИНАНСОВАЯ СТОРОНА


Стоимость более или менее приличного комплекта оборудования для подводной съемки составляет порядка 10 тысяч долларов, к этому надо добавить стоимость аренды бассейна и, в некоторых случаях, его декорирование. Кроме того, при определении стоимости фотосессии надо исходить из возможных рисков потери оборудования ввиду протечек.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДВОДНЫХ СЪЕМОК


Необходимо организовать место для сборки/разборки оборудования, место, где будет работать визажист. В зависимости от модели необходимо подобрать правильную глубину бассейна. Следует учитывать нахождение в бассейне посторонних людей, которые могут помешать съёмке. Желательно иметь ассистента для решения логистических вопросов и вопросов безопасности.

ОТКРЫТАЯ ВОДА


Минусы:
• не всегда комфортная температура воды;
• безопасность, то есть необходимость привлечения сторонних людей для подстраховки модели, с целью обеспечения воздухом под водой;
• наличие устойчивых навыков дайвинга у модели;
• необходимость дополнительного оборудования;
• прозрачность;
• подводные течения;
• возможность контакта с природными, не всегда безопасными объектами.

Плюсы:
• имея модель, обладающую навыками дайвинга, фотограф может ставить более сложные задачи в позировке;
• художественность окружающей среды.

Я попробовал вкратце описать процесс подводной съемки и возникающие в этом процессе сложности. Каждый пункт заслуживает отдельного, расширенного рассмотрения, что невозможно сделать в рамках одной статьи.

Выражаю благодарность за подготовку статьи
Софии Андреевой и Ирине Цурков.

Текст и фото: Бениамин Келим
Любишь фотографию? Присоединяйся к журналу PhotoCASA в социальных сетях:
Вконтакте, Telegram, Живой Журнал, YouTube



Комментарии

Похожие новости