Реклама: ООО «СФИНКС», ИНН: 7801222400

О процессе съемок и моделях

Добрый день, читатели журнала PhotoCASA!
Меня зовут Сергей Жирнов (Sergey Fat). Я постараюсь немного рассказать о процессе съемок, выборе моделей, локации и о том, как я делаю обработку. Сразу же скажу, что предпочитаю снимать разные направления женского портрета. На данный момент я работаю только на TFP-условиях, потому что не люблю коммерцию, да и времени на нее сейчас нет.

Конечно же, я не исключаю того, что все-таки буду предлагать платные съемки, но сейчас есть возможность сделать упор на собственном развитии и творчестве, поэтому я стараюсь эффективно ее использовать.

МОДЕЛИ

Хочу отметить, что не стремлюсь выбирать девушек с опытом участия в съемках или работы в модельном агентстве, а зачастую руководствуюсь
тем, заинтересовала ли меня ее внешность. Да, с опытной моделью работать проще, но иногда можно получить прекрасный результат и с девушкой, которая никогда не позировала перед камерой (у меня уже накопилось достаточное количество таких фотографий). Но! Большим минусом неопытных моделей является то, что многие из них не ценят чужое время, поэтому могут легко пропасть за день до съемки либо в последний момент испугаться и придумать странные причины, что не могут приехать, и т. д. Поэтому еще одно правило, вернее, даже принцип, который я себе установил: никогда больше не предлагать сотрудничество тем, кто меня подвел, потратив время на обсуждение съемки и подбор образов, или просто внезапно отменил ее по сомнительной причине. Хотя если мне действительно интересна модель, я могу предложить еще раз попробовать.

Еще один важный момент, который я отметил для себя примерно года полтора назад, — это перестать соглашаться на работу с девушками, которых не представляю в кадре или не понимаю, в какой съемке они могут поучаствовать. Я ни в коем случае не считаю этих девушек некрасивыми или нефотогеничными! Я просто не хочу тратить свое и чужое время, лучше пусть найдут другого фотографа, который будет заинтересован сделать снимок, ведь фотографировать надо с удовольствием. Была масса случаев, когда я шел навстречу, боясь обидеть своим отказом, а в итоге после съемки не находил для себя ни одного кадра и, чтобы отдать девушке фотографии, работал по шаблону на компьютере без особого интереса.

В общем, правильный выбор модели — это очень важно, но нужно ценить свое время, так что никому из начинающих я бы не рекомендовал торопиться и брать на съемку всех подряд. Лучше подождать и ориентироваться на свой вкус при выборе модели, которая вас чем-то зацепит. Однако если вы планируете зарабатывать на фотографии, вам нужно будет научиться работать со всеми (хотя даже коммерческие фотографы
порой отказывают клиентам, если сомневаются в результате).

ЛОКАЦИИ

Я предпочитаю работать в закрытых локациях, то есть мне больше интересны интерьерные студии, квартиры, номера отелей или какие-то другие помещения. Конечно, я стараюсь снимать и на открытом воздухе, но, учитывая продолжительность сибирского лета, удается это редко, да и город свой я уже обкатал прилично. Также я снимаю в основном на широкий формат, мне важен задний план в кадре и я не люблю наличие лишних людей. Возможно, я просто ленюсь и не обладаю достаточной фантазией для интересных уличных снимков, но суть одна — снимаю я чаще в интерьерах.

Иногда я беру в аренду квартиры или гостиничные номера — в таком случае важно понимать, какая там будет обстановка и площадь, потому что в маленьком номере вам будет не только тяжело развернуться, но и вариантов по ракурсам будет маловато. Часть портретов я снял у себя дома — для этого мне было достаточно большого окна и немного свободного пространства у ближайшей к нему стены. Также я купил несколько разных по фактуре и цвету тканей и использовал их в качестве фонов, но мне достаточно быстро приелись такие портреты, поэтому сейчас почти всегда предпочитаю работать в интерьерных студиях.

При выборе студии я, примерно как и с моделью, стараюсь представить, что могу там снять, какие образы лучше подойдут, предпочитаю наличие фактурных стен, интересного реквизита и освещения. Для меня очень важна мобильность интерьера, при которой можно легко изменить локацию, что позволяет несколько раз работать в одной студии, постоянно изменяя картинку.

Всегда стараюсь избегать студий с откровенной «зональностью» (когда, например, стоит старое бардовое кресло у темной стены с ярко-выраженной фактурой дерева, а потом резко обрубается, дальше стена выкрашена в розовый цвет, а внизу стоит детская качалка-лошадка…). В таких локациях крайне сложно сделать снимок с большим общим бэкграундом, поэтому постоянно приходится умещаться в определенные рамки. Вообще, я считаю, что мода на зоны была актуальна лет 10 назад, да и то, наверное, только в регионах страны. Хотя некоторые фотографы, обычно «старой закалки», до сих пор считают, что выгодно заплатить за одну студию, а получить как будто несколько разных.

Мое придирчивое отношение к студиям обусловлено еще и тем, что год назад мы с друзьями открыли собственную, и теперь у меня есть необходимый минимум, который нужен для съемки.
Наша идея дала в городе хороший толчок, и уже в этом сезоне открылось порядка десяти новых студий, хотя в прошлом году их практически не
было. Очень радует такое развитие, но только часть из новых студий сделана людьми, которые действительно понимают, что нужно фотографам
для комфортной работы, а остальные являются теми самыми: «Вот в этом углу у нас деревенский амбар с сеном и вилами, а в этом — греческий
амфитеатр». Кстати, на втором этаже здания, где расположена наша студия, на данный момент пусто, и я уже несколько раз работал там с моделями. На вид, как обычная заброшка, но благодаря большой площади и количеству окон там есть собственная интересная атмосфера.

ОБОРУДОВАНИЕ

Вкратце расскажу об оборудовании, которое использую. У меня Nikon D610 и два объектива Sigma 35 mm и Nikkor 85 mm. Я крайне редко использую импульсный свет, можно даже сказать, что вообще не использую, хотя в студии есть 5 приборов с различными насадками, но, если посмотреть мои фотографии за последний год, там найдется всего 3–4 снимка, снятых со вспышкой.
С импульсом я, конечно, стараюсь работать и экспериментировать, но пока не нахожу достаточно для этого времени, да и мне больше приятен дневной свет.
Также я очень люблю работать в вечерней или ночной атмосфере, используя для освещения обычные светильники, торшеры, настольные лампы и иногда пилотный свет на приборах — все это, по сути, тоже можно приписать к оборудованию. Кроме того, у меня есть несколько фонов, которые я сделал вручную, но, как оказалось, у меня более успешно получились фактурные стены в студии, а вот с навесными фонами пока не добился качественного результата, хотя некоторые омские коллеги брали их для работы и остались довольны результатами.

СЪЕМКА

Как мне кажется, самое главное во время съемки — это хорошая атмосфера, поэтому я всегда стараюсь поддержать разговор, рассказать что-
то о себе, пошутить и т. д. Такое ненавязчивое знакомство важно для девушек без опыта, они почти всегда поначалу смущены и находятся не
в своей тарелке, да еще и с незнакомым мужчиной. Благодаря общению они забывают, что это их первая съемка, и чувствуют себя гораздо спокойнее. Один хороший фотограф научил меня не нарушать личную зону комфорта модели, и я придерживаюсь этого правила, поскольку оно помогает неопытным девушкам расслабиться и войти в рабочее состояние, особенно при съемке будуар. Не нарушать зону комфорта означает
следующее: я не трогаю модель, не дергаю ее за руки или ноги, мне не составляет проблем скорректировать что-то со стороны, где-то оправить
позу и т. д. Тем не менее я всегда стараюсь дать свободу моделям, иначе без их фантазии и собственной жизни в кадре можно застрять в одно-
образии из моей головы. В любом случае, это дело каждого, как работать с моделью, я лишь рассказал о своем опыте.

ПОСЛЕ СЪЕМКИ

Хочу начать с того, что в последнее время я частенько натыкался на истории, когда фотограф после съемки не отдает никаких фото и кормит
модель завтраками или вообще игнорирует. Я считаю, что даже для TFP — это некорректное поведение, ведь модель потратила свое время, подбирала образы, делала макияж и т. п. Понимаю, что бывает всякое, и у меня самого случались проблемы, которые наваливались разом, что просто нет ни настроения, ни времени на обработку, но я всегда стараюсь максимально исключать такие ситуации, даже когда не нашел в состоявшейся съемке результата для портфолио.

Вот мой стандартный минимум для модели: все оригиналы JPEG, которые есть у меня в фотоаппарате, пишутся на вторую флэшку, и, как минимум, 2 фото в полной обработке на выбор модели. Также я всегда прошу моделей отметить фотографии, которые им нравятся больше всего, это потом может помочь определиться с выбором. Знаю, что некоторые фотографы принципиально не отдают исходные кадры, но я не вижу причин этого не делать, и, честно говоря, мне до сих пор никто из коллег не смог назвать вескую причину.

Однако есть важный момент, на котором я всегда акцентирую внимание моделей — меня не нужно отмечать на необработанных «сырых» фотографиях либо на тех, которые обработаны какими-то фильтрами в приложениях. Пометку обо мне можно ставить только на фотографии в моей неизмененной обработке, и то по желанию модели.

ОБРАБОТКА

Я люблю обработку, точнее, сам процесс доведения картинки до красивого состояния, и считаю, что в век цифровых технологий будет странно не использовать возможности работы с «цифрой». Всегда нужно развиваться и изучать что-то новое, особенно если это может помочь в вашей работе. Благодаря постоянной практике с ретушью я заметил, что качество обработки, в сравнении с моими старыми снимками, стало гораздо лучше. А если бы я не пробовал новые инструменты и программы, то сомневаюсь, что смог бы повысить свой навык, так как зациклился бы на одном единственном пути, которому когда-то научился.

В данный момент я всегда использую три программы: Lightroom — в качестве каталогизатора и для предварительной корректировки, Photoshop — для полноценной обработки, и 3D LUT Creator — для некоторых цветовых коррекций и тонировок. Честно говоря, возможности последней настолько огромны, что я использую ее, наверное, всего лишь процентов на 15.

В первую очередь я выбираю интересный снимок, кадрирую его, как считаю нужным, загружаю в Photoshop, делаю пластику, ретушь кожи, применяю какие-то общие или локальные коррекции по цвету и свету с помощью инструментов того же Photoshop либо зову на помощь 3D LUT
Creator — вот и все. Для обработки я использую планшет и даже не могу понять, каким образом в первые полгода съемок я делал ретушь мышкой.  Сначала я сомневался, но, почитав обзоры и прислушавшись к другим фотографам, решил все-таки купить, и теперь без него никуда. Если вы погрязли в сомнениях и не можете определиться, нужен ли вам планшет, рекомендую купить недорогой Intuos размера Small, при этом если вы не делаете серьезную ретушь, то его точно не стоит покупать, потому что для бегунков в программах достаточно мышки.

Обработка снимка у меня занимает обычно часа полтора, но бывают и сложные случаи, когда работа занимает более двух часов. Кстати, примерно в первый год съемок, помимо малого опыта в обработке, была еще одна проблема — я считал, что итоговая фотография должна существенно отличаться от оригинала, и это частенько приводило к чрезмерной обработке. Сейчас я понимаю, что фотография по итогу должна быть приятной для просмотра, а не показывать всем своим видом: «Смотрите, сколько тут наретачено!»
Еще стоит учесть такой важный момент: не стоит перебарщивать с пластикой и ретушью — модель должна оставаться собой и узнавать себя. Бывало, некоторые из них постоянно находили что-то не то в снимках и просили меня многое подкорректировать. Само собой, я всегда стараюсь услышать мнение модели об итоговом снимке, ведь запросто могу что-то упустить из виду, но когда открываешь файл раз в шестой для внесения поправок, то уже пропадает желание его публиковать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В наше время сложно выделиться своим узнаваемым стилем и картинкой. Некоторые фотографы ради этого даже готовы идти в ущерб своим
снимкам, например, используя всегда один и тот же цвет тонировки, независимо от того, подходит он визуально к фото или нет. Я не стремлюсь использовать подобные способы ради узнаваемости и сейчас просто снимаю то, что мне нравится.

В конце концов, у меня же нет перед кем-либо обязательств выделяться из толпы. Конечно, всем хочется стать особенными, но для этого надо трудиться и работать над своими навыками, чем я сейчас и занимаюсь.
Кроме того, я прекрасно понимаю, что у некоторых моих работ есть схожесть с определенными авторами, и не отрицаю, что они мне нравятся, но в любом случае мое видение кадра отличается, ведь оно у каждого свое. Самое главное — это то, что я уже давно не стараюсь специально кого-то копировать, в этом нет смысла, хотя иногда что-то можно взять за основу и поэкспериментировать.
Будьте собой, снимайте, развивайтесь, учитесь, главное, делайте это с удовольствием, и если найдете что-то свое, то сможете это усовершенствовать!

Текст и фото: Сергей Жирнов
Следите за новостями журнала PhotoCASA в социальных сетях:
Вконтакте, Дзен, Инстаграм, Живой Журнал, YouTube



Комментарии

Похожие новости