Реклама: ООО «СФИНКС», ИНН: 7801222400

Татьяна Куменко. Интервью с фотографом.

Такое бывает, в каждом поколении (а если не случается — то повод для беспокойства: как же, без Таких?) есть свои мастера ландшафта. Не те, кто снимает глянец, выходя на пленэр, но тихие художники, успокоившиеся внутренне настолько, чтобы слышать пейзаж. Они нужны современникам, сверстникам. Не важно, насколько последние знают историю фотографии, и тем более не важно в повседневности, даже выставочной, фотографической, в каких отношениях духовного родства состоят новые пейзажисты с Тимоти О’Салливаном, Энселом Адамсом, Алексеем Васильевым или Галиной Лукьяновой. Важно, что новые имена мастеров ландшафтной фотографии в своём поколении есть: чтобы дать воздух, тишину, свет своим ровесникам-зрителям.
О том, что Татьяна Куменко, художник и супруга петербургского мастера сложносочинённой фотографии Андрея Полушкина сама — фотограф,
стало известно благодаря Московскому международному портфолио-ревю. Мне хотелось её расспросить: как, почему возникли эти на первый взгляд простые сюжеты, как на них реагируют её близкие, как она пришла в фотографию. Её ответы — ниже. Удивительная тишина и обстоятельность автора проявляются и в её словах.

Татьяна Куменко. Интервью с фотографом. Татьяна Куменко. Интервью с фотографом.


Zoom: Почему именно фотография? Родные не удивляются, когда видят вас колдующей с фотокамерой?
Татьяна Куменко: Всё моё детство отснято моим отцом на Смену-8М. Я впервые очутилась в тёмной комнате (тёмной ванной комнате) лет в шесть. Тогда я впервые увидела это чудо — появление чёрно-белого (точнее, чёрно-красного) изображения на совершенно гладком и пустом листе бумаги. Это была магия, настоящее волшебство. А потом эти снимки сохли на газетах, разложенных по всей квартире, скручивая свои уголочки…
В школе я очень любила химию, особенно неорганическую — когда металлы вступают в реакцию со щёлочью или кислотой, и получается
соль и вода. А теперь мне доставляет истинное наслаждение видеть, как химия отвечает на все мои пассы руками и смену фильтров в фотоувеличителе.
Татьяна Куменко. Интервью с фотографом. Татьяна Куменко. Интервью с фотографом.

Zoom: Пост-Пост… В последние годы практически одновременно несколько авторов в разных краях России вернулись к теме постсоветского
и постисторического... Расскажите о вашем проекте.
Татьяна Куменко: У меня не Пост-Пост-, это «Past Past Present» (Прошлое—Прошлое—Настоящее) — нити, которые тянутся из прошлого в теперешний момент. Это та логика, которая связует последствия с предшествующими действиями — в данном случае с той исторической картиной, на фоне которой прошло всё моё детство. Я — часть последствия. Моё существование — часть последствия. Я родилась в 1980-м, в год советской Олимпиады. Меня ещё успели напитать теми идеалами добра, которыми искрят хорошие советские фильмы, о которых поётся в хороших советских песнях, о которых кричали советские плакаты —
о дружбе, о чести, о родине, о том, как отвратительны подлость, ложь, корыстный интерес. Кажется, меня готовили к светлому будущему…
А потом вдруг всё оборвалось. И оборвалось оно не только для меня. Оборвалось для всех. Я встречаю много людей, в основном старшего поколения (но попадаются и сверстники), которые так и не смогли перестроиться, так и не смогли понять, что же произошло. Я пытаюсь передать это ощущение косвенно, через интерьер, вещи, артефакты, оставленные временем, иногда через лица… Серия «Past Past Present» ещё в работе — не все портреты ещё сняты, не все укромные места ещё застроены.
Всю мою юность (90-е) меня удивлял этот герб… почему он до сих пор стоит на главной площади моего города? Да ведь и Ленин — тот самый, что улыбался мне со школьных стен — всё ещё лежит на Красной площади… читала недавно, что скоро уберут… А что — что будет на его месте? Может, очередная элитная новостройка?

Татьяна Куменко. Интервью с фотографом. Татьяна Куменко. Интервью с фотографом. Татьяна Куменко. Интервью с фотографом. Татьяна Куменко. Интервью с фотографом.


Zoom: Расскажите о вашей серии «Реки». Что вы находите в отражениях, которые вы ловите?
Татьяна Куменко: Реки — это прежде всего личности. Как человек формирует вокруг себя окружающую реальность, упорядочивая и видоизменяя её, так реки формируют ландшафт вокруг себя, растачивая берега, питая растения, перенося песчинку за песчинкой с одного берега на другой — каждая формирует свой собственный микроклимат.
Во многих языках есть такие выражения, как «река жизни» и «река времени». Река обозначает жизненный курс. Созерцание спокойного и мерного течения воды помогает разобраться в себе, успокаивает и настраивает на размеренную и целенаправленную самореализацию.
Бурная река будоражит, наблюдение за стремительным потоком пугает и притягивает одновременно, заставляя всё тело крепче вцепиться в поручни моста.
Цель моего проекта заключается в создании «портретов» рек. Все они похожи, но каждая из них неповторима, как один человек не похож на другого. Красота природного разнообразия, неповторимости, непаттерновости завораживает — как в природе, так и в фотографии…

Вопросы задавала Ирина Чмырева (Interviewed by Irina Tchmyreva)
Материал из журнала "Russian ZOOM"
Любишь фотографию? Присоединяйся к журналу PhotoCASA в социальных сетях:
Вконтакте, Telegram, Живой Журнал, YouTube



Комментарии