Живая зелень в пейзаже: секреты естественных оттенков
В моей жизни всегда было два увлечения — туризм и фотография. Но при разборе фото после походов иногда я чуть не плакала — они даже близко не передавали красоту наших гор и лесов. Больше всего проблем доставляла зелень: то трава в летний день выглядела пожелтевшей, как осенью, то листья приобретали неестественный синеватый оттенок. Пришлось изучать теорию и советоваться с опытными фотографами. Поделюсь с вами своим опытом, как снять красивый зеленый пейзаж.
ПОЧЕМУ ЗЕЛЕНЫЙ МОЖЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ НЕЕСТЕСТВЕННО
Если вы часто снимаете на пленэре, то наверняка замечали, что даже на кадрах с одной и той же фотосессии цвет листвы и травы может различаться. На некоторых кадрах зелень выглядит желтоватой, на других — изумрудной, на третьих — тускло-серой. На цветопередачу влияют два основных фактора: условия съемки и настройки камеры.
ХАРАКТЕР ОСВЕЩЕНИЯ
В студии мы полностью контролируем свет, а на природе все зависит от времени суток и погоды.
• Если небо затянуто тучами, зелень будет сероватой, возможно большое количество шумов.
• В ясный безоблачный день на солнечных участках листья и трава приобретают теплые оттенки, но кажутся светлыми. В тени контрастность повышается, появляются изумрудные тона.
• При рассеянном свете (солнце проглядывает сквозь облака) зеленый выглядит наиболее натуральным, но иногда цвета кажутся холодными.
БАЛАНС БЕЛОГО
От этого параметра зависит цветовая температура. Чтобы на фото не было смещения в теплые или холодные тона, не стоит полагаться на автоматические настройки. Лучше используйте карту «серого-белого».
Включите автобаланс белого. Выберите программный режим фотосъемки (обычно обозначается буквой «P»).
Наведите объектив на карту, чтобы фокус приходился на мишень в центре, и сделайте снимок.
Перейдите в ручные настройки. Выберите кадр, сделанный с карты, как эталон цветопередачи. Сохраните пользовательский профиль.
Характер освещения может меняться. Не забывайте корректировать настройки каждые несколько часов или при смене погоды.
ISO
Чем выше ISO, тем менее насыщенными становятся цвета. Также выше вероятность, что передача будет некорректной из-за шумов. Выбирайте минимально возможные значения, ориентируясь на время съемки и погоду.
Солнечный день 100–200
Пасмурный день 200–400
Вечернее время 400–800
ТРЕУГОЛЬНИК ЭКСПОЗИЦИИ
При недостатке или переизбытке света цвета будут искажаться. Экспозиция зависит от трех взаимосвязанных параметров — ISO, выдержка и диафрагма. Если одно из значений увеличивается, другие должны пропорционально уменьшаться. Не обязательно учить таблицу соотношений. Современные камеры позволяют делать экспозамеры автоматически. Если сомневаетесь, воспользуйтесь экспобрекетингом. В некоторых моделях фотоаппаратов есть встроенная функция. Если она отсутствует, сделайте три кадра с разницей в 1 стоп экспозиции — недосвеченный, корректный и переэкспонированный. При постобработке выберите оптимальный вариант или выполните склейку в фоторедакторе.
Чтобы наглядно продемонстрировать влияние условий освещения и настроек камеры на результат, покажу пример. Все 3 фото (скрины с RAW) сделаны в одной локации, но в разное время. Первые два кадра сняты с интервалом в 10 минут утром с разными настройками экспозиции, диафрагмы и выдержки. Третий кадр — вечерний.
КОРРЕКЦИЯ НАСЫЩЕННОСТИ И ОТТЕНКОВ ЗЕЛЕНОГО
При постобработке не возникнет проблем, если вы снимали в RAW. В отличие от JPEG, сырой формат позволяет исправить ошибки. Чтобы показать алгоритм редактирования, я выбрала программу от российских разработчиков — ФотоМАСТЕР. Это оптимальный инструмент для новичков — простой интерфейс на русском и широкая функциональность. Вы сами можете скачать ФотоМАСТЕР и повторить действия из инструкции ниже.
Загружаем снимок. В RAW-конвертере есть предустановленные профили для автоматической коррекции. Но я выбираю «Оригинал».
Сначала исправляем баланс белого. Нажимаем на кнопку с пипеткой и выбираем чисто белый цвет либо нейтрально-серый. В моем примере взять баланс по облакам не вышло, поэтому ориентиром стали скалы.
Теперь переходим к разделу «Тон». После исправления цветовой температуры коррекция почти не требуется. Поэтому мы только немного подняли контраст и сбалансировали светлые и темные участки.
Теперь приступаем к выборочной коррекции. Переходим во вкладку «Цвета». Сначала в разделе «Баланс» уменьшим насыщенность зелени на светлых участках. Чтобы трава выглядела ярче, добавим ей насыщенности. Кроме работы с конкретным цветом, коррекция выполняется за счет других оттенков. Нам нужно сделать небо и цветы ярче, добавить солнечных оттенков. Для этого приглушили синий и добавили немного оранжевого.
Одной цветокоррекции недостаточно. Чтобы придать пейзажу глубину, перейдем во вкладку «Инструменты» и найдем «Виньетирование». Слегка затенив края кадра, мы получили визуальный объем — задний план ушел вдаль, появилось ощущение пространства.
Сравните фото до и после. Если результат вас устроит, сохраните окончательный вариант.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Как видите, снимать летние пейзажи не так сложно, как мне казалось. Главное, соблюдать пять простых правил:
• Учитывайте условия съемки — время суток, погоду, направление света (сзади, сбоку).
• Правильно выставляйте число ISO, настраивайте баланс белого, выбирайте значения выдержки и диафрагмы.
• Используйте экспобрекетинг, чтобы корректно настроить экспозицию.
• Всегда снимайте RAW, чтобы можно было скорректировать свои ошибки.
• Научитесь делать общую и выборочную цветокоррекцию в фоторедакторе.
И последний совет — снимайте как можно больше, успех приходит с опытом. Не бойтесь ошибаться, и тогда ваши фотографии будут радовать вас и друзей.
Текст и фото: Галина Борисова
ПОЧЕМУ ЗЕЛЕНЫЙ МОЖЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ НЕЕСТЕСТВЕННО
Если вы часто снимаете на пленэре, то наверняка замечали, что даже на кадрах с одной и той же фотосессии цвет листвы и травы может различаться. На некоторых кадрах зелень выглядит желтоватой, на других — изумрудной, на третьих — тускло-серой. На цветопередачу влияют два основных фактора: условия съемки и настройки камеры.
ХАРАКТЕР ОСВЕЩЕНИЯ
В студии мы полностью контролируем свет, а на природе все зависит от времени суток и погоды.
• Если небо затянуто тучами, зелень будет сероватой, возможно большое количество шумов.
• В ясный безоблачный день на солнечных участках листья и трава приобретают теплые оттенки, но кажутся светлыми. В тени контрастность повышается, появляются изумрудные тона.
• При рассеянном свете (солнце проглядывает сквозь облака) зеленый выглядит наиболее натуральным, но иногда цвета кажутся холодными.
БАЛАНС БЕЛОГО
От этого параметра зависит цветовая температура. Чтобы на фото не было смещения в теплые или холодные тона, не стоит полагаться на автоматические настройки. Лучше используйте карту «серого-белого».
Включите автобаланс белого. Выберите программный режим фотосъемки (обычно обозначается буквой «P»).
Наведите объектив на карту, чтобы фокус приходился на мишень в центре, и сделайте снимок.
Перейдите в ручные настройки. Выберите кадр, сделанный с карты, как эталон цветопередачи. Сохраните пользовательский профиль.
Характер освещения может меняться. Не забывайте корректировать настройки каждые несколько часов или при смене погоды.
ISO
Чем выше ISO, тем менее насыщенными становятся цвета. Также выше вероятность, что передача будет некорректной из-за шумов. Выбирайте минимально возможные значения, ориентируясь на время съемки и погоду.
Солнечный день 100–200
Пасмурный день 200–400
Вечернее время 400–800
ТРЕУГОЛЬНИК ЭКСПОЗИЦИИ
При недостатке или переизбытке света цвета будут искажаться. Экспозиция зависит от трех взаимосвязанных параметров — ISO, выдержка и диафрагма. Если одно из значений увеличивается, другие должны пропорционально уменьшаться. Не обязательно учить таблицу соотношений. Современные камеры позволяют делать экспозамеры автоматически. Если сомневаетесь, воспользуйтесь экспобрекетингом. В некоторых моделях фотоаппаратов есть встроенная функция. Если она отсутствует, сделайте три кадра с разницей в 1 стоп экспозиции — недосвеченный, корректный и переэкспонированный. При постобработке выберите оптимальный вариант или выполните склейку в фоторедакторе.
Чтобы наглядно продемонстрировать влияние условий освещения и настроек камеры на результат, покажу пример. Все 3 фото (скрины с RAW) сделаны в одной локации, но в разное время. Первые два кадра сняты с интервалом в 10 минут утром с разными настройками экспозиции, диафрагмы и выдержки. Третий кадр — вечерний.
КОРРЕКЦИЯ НАСЫЩЕННОСТИ И ОТТЕНКОВ ЗЕЛЕНОГО
При постобработке не возникнет проблем, если вы снимали в RAW. В отличие от JPEG, сырой формат позволяет исправить ошибки. Чтобы показать алгоритм редактирования, я выбрала программу от российских разработчиков — ФотоМАСТЕР. Это оптимальный инструмент для новичков — простой интерфейс на русском и широкая функциональность. Вы сами можете скачать ФотоМАСТЕР и повторить действия из инструкции ниже.
Загружаем снимок. В RAW-конвертере есть предустановленные профили для автоматической коррекции. Но я выбираю «Оригинал».
Сначала исправляем баланс белого. Нажимаем на кнопку с пипеткой и выбираем чисто белый цвет либо нейтрально-серый. В моем примере взять баланс по облакам не вышло, поэтому ориентиром стали скалы.
Теперь переходим к разделу «Тон». После исправления цветовой температуры коррекция почти не требуется. Поэтому мы только немного подняли контраст и сбалансировали светлые и темные участки.
Теперь приступаем к выборочной коррекции. Переходим во вкладку «Цвета». Сначала в разделе «Баланс» уменьшим насыщенность зелени на светлых участках. Чтобы трава выглядела ярче, добавим ей насыщенности. Кроме работы с конкретным цветом, коррекция выполняется за счет других оттенков. Нам нужно сделать небо и цветы ярче, добавить солнечных оттенков. Для этого приглушили синий и добавили немного оранжевого.
Одной цветокоррекции недостаточно. Чтобы придать пейзажу глубину, перейдем во вкладку «Инструменты» и найдем «Виньетирование». Слегка затенив края кадра, мы получили визуальный объем — задний план ушел вдаль, появилось ощущение пространства.
Сравните фото до и после. Если результат вас устроит, сохраните окончательный вариант.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Как видите, снимать летние пейзажи не так сложно, как мне казалось. Главное, соблюдать пять простых правил:
• Учитывайте условия съемки — время суток, погоду, направление света (сзади, сбоку).
• Правильно выставляйте число ISO, настраивайте баланс белого, выбирайте значения выдержки и диафрагмы.
• Используйте экспобрекетинг, чтобы корректно настроить экспозицию.
• Всегда снимайте RAW, чтобы можно было скорректировать свои ошибки.
• Научитесь делать общую и выборочную цветокоррекцию в фоторедакторе.
И последний совет — снимайте как можно больше, успех приходит с опытом. Не бойтесь ошибаться, и тогда ваши фотографии будут радовать вас и друзей.
Текст и фото: Галина Борисова
Любишь фотографию? Присоединяйся к журналу PhotoCASA в социальных сетях:
Вконтакте, Telegram, Живой Журнал, YouTube
Вконтакте, Telegram, Живой Журнал, YouTube
Комментарии