Photo Pro Center

Натюрморт. Снимаем натюрморт.

Всё, что осталось за кадром.

Свой первый натюрморт я сняла в апреле 2008 года. Весной по утрам на моей кухне бывает совершенно особенный солнечный свет, а когда я снимала первые кадры, я больше представляла себе освещение, чем композицию и предметы. Незамысловатый натюрморт из цветущей фиалки, миски с яйцами и бокала молока, залитый золотистым сиянием…
Это была моя первая и единственная за долгое время удача в съёмке предметной композиции. Картинку хорошо приняли на Фотосайте, это придало уверенности экспериментировать дальше.
А дальше… наверное с год я не оставляла попыток снять что-то стоящее в жанре «Натюрморт», получались более менее приличные картинки, но по большей части не очень удачные, а зачастую и совсем «провальные», моё состояние тогда можно охарактеризовать несколькими фразами: «Это же невозможно! Снять как они!!!» (имелись в виду свет и композиция в работах мэтров натюрморта) и «Я же должна понять — КАК?!»

За это время успел накопиться немалый багаж из реквизита для постановок, в ход шло всё: старые чайники и новые бокалы, «гламурные» кружечки и вполне дикого вида сухоцветы. Моя кухня и до сих пор становится некоторым шоком для неподготовленного посетителя, полки, заставленные абсолютно разномастными предметами, сухие цветы и листья, несколько десятков различных стеклянных ёмкостей разного размера и цвета и даже череп неопознанного животного…
Натюрморт. Снимаем натюрморт. Натюрморт. Снимаем натюрморт.

Если вы собираетесь снимать натюрмортные композиции, будьте готовы: охота за реквизитом — дело азартное. Но что же было дальше? Мне понадобился приличный стол для съёмок. Приличный стол, в понятии художника-натюрмориста — это как можно более состаренный, с фактурной поверхностью. Я его сделала сама. Да-да, своими руками пилила, крутила шурупы до мозолей на ладонях, на столешницу пустила старые доски, неоднократно покрытые краской, облупившейся так, что получилась серьёзная фактура.
Далее я покрыла всё сооружение белым цветом и осталась довольна. Сразу скажу, что в моём представлении, в идеале, столешниц должно было быть несколько, поэтому позже появились планшеты, сколоченные из разных по степени состаривания и обшарпанности досок.

Так как съёмка должна проходить при дневном свете, стол стоит у окна, не вплотную, конечно, иначе свет будет ярким, а нам нужен по возможности рассеянный, в солнечные дни я прикрываю окно тюлью для рассеивания света. Итак, мы получаем дневной, рассеянный, красиво рисующий свет, но его очень немного, следовательно, выдержка будет длинной, у меня она зачастую до 30 секунд. Поэтому штатив и дистанционный пульт или тросик — наше всё!

Образуя на пути света разные препятствия (их можно соорудить из простых картонок), мы можем управлять освещённостью композиции, притенять фон и то, что находится ближе к нему, оставляя свет на предметах, которые хотим выделить.
Фон может быть любым, я использую листы размером не меньше 60х80 белого, пастельно-голубого или реже зелёного цвета, также склеиваю по две полосы обоев и крашу в нужный тон, в этом случае фон может быть сколь угодно большим.
Все эти рекомендации не очень оригинальны, но если бы мне кто-нибудь дал их в самом начале пути, возможно, всё было бы проще.

Ну вот, наш стол, фоны и штатив с камерой готовы, мы можем приступать к съёмке. Что снимать? Где взять идею?
Для начала советую изучить как можно больше примеров в интернете, причём не только работы современных фотохудожников, но и натюрморты знаменитых мастеров живописи. Понять: как это сделано? Примерно представить себе схему света и сочетание цветов. На первых порах можно пытаться прямо повторить композиционное решение.

Я до сих пор люблю воспроизводить в фотографии работы живописцев, это многому учит на практике.
Натюрморт. Снимаем натюрморт.

Практика. Теперь я могу сказать — это краеугольный камень всей натюрмортной науки. Десятки, а то и сотни кадров‑дублей одной постановки, «ох… яблочко неудачно касается чашки», или «сюда надо положить виноградинку», а ведь с этим касанием или без этой виноградины не случится картинка! Со временем учишься не просто смотреть, а «видеть».

Эксперименты. Я люблю поиграть со светом, создать дымку, налёт мистики, попробуйте снимать с разными необычными «фильтрами», на длинной выдержке на несколько секунд подержать перед объективом стеклянный сосуд или цветную плёнку, или полупрозрачную ткань. Если позволяет оптика,
пробуйте снимать с минимальной глубиной резко изображаемого пространства, зачастую получаются изумительные результаты.

Постобработка. Все мы знаем, что 90 % кадра должно состояться до нажатия на кнопку спуска затвора. Натюрморт — не исключение, стараемся максимально сделать кадр до съёмки. Конечно, фотошоп — великая сила, и знание программы даёт нам дополнительные возможности. Например, я люблю наложить на фон дополнительные текстуры, создающие иллюзию пространства, старых стен, окон. Состарить картинку в целом за счёт текстур с трещинами и царапинами, но во всём нужна мера, а иногда сложно остановиться…

Натюрморт — это особый, волшебный мир, иллюзия, которую мы создаём собственными руками и фантазией. А совсем недавно мне сказали: «смотрю на твои фотографии и думаю о том, что хочется жить в мире таких фотографий… тихом, теплом, душевном и неспешном… »

Во всём главное — желание! Оно толкает вперёд, заставляет учиться, пробовать, ошибаться, находить новые пути.
Пробуйте, и всё получится!

Автор — Анна Немирович
Член Союза Фотохудожников России с 2010 года.