Photo Pro Center

Особенности пейзажной съемки в плохую погоду

Добрый день, уважаемые читатели! С вами опять Юрий Туряница и сегодня мы чуть-чуть поговорим о фотографии. Никаких высоких материй, никакой теории — только немного практики, которая, как известно, никогда лишней не бывает.
Итак, представьте себе ситуацию: вы наконец-то выбрались в долгожданный отпуск или фототур, отправились в далекие дали или просто выехали на денек за город, но вдруг с погодой не повезло. Пасмурное небо, дождик — ни тебе рассвета, ни тебе заката, ни лучика солнца. Казалось бы, все пропало, и фотопоездка испорчена. Но не стоит расстраиваться, ведь такая погода, тем более после дождя, пожалуй, самое удачное время для съемки в лесу, и особенно для съемки лесной воды.

Когда небо затянуто тучами, освещение получается равномерным, без ярких световых пятен, которые, пробиваясь через листву деревьев, делают всю сцену похожей на армейскую маскировку. К тому же, возможно, вам не придется использовать затемняющие ND-фильтры, чтобы увеличить выдержку
и добиться нужного эффекта при съемке воды. Да и после дождя все в лесу выглядит свежо, красочно и довольно привлекательно. Так что если уж вас застала такая погода, смело берите камеру и отправляйтесь в лес к ближайшему ручью.

Для этого вам, конечно, кое-что понадобится. В первую очередь, непромокаемая обувь, чтобы чувствовать себя сухо и комфортно в прямом смысле этого слова. Желательно иметь при себе штатив, чтобы полностью сосредоточиться на процессе съемки, а не придумывать замысловатые позы, рискуя
при этом искупать вашу камеру или искупаться самому.
При съемке лучше использовать спусковой тросик или пульт дистанционного управления. Это позволит уберечь камеру от дрожания при нажатии на спуск. Если таковых с собой не оказалось, тогда используйте режим автоспуска. Хотя, надо признаться, один из своих удачных кадров такого плана
я сделал именно с рук (точнее будет сказать с колена), присев на корточки и зафиксировав камеру на колене.
Особенности пейзажной съемки в плохую погоду

«В лесу…» Nikon D80 + Tamron 17-50/2.8, 1/2 cек, f/16, 17mm, ISO-100, ББ — авто, Photoshop

Так что, если штатива под рукой у вас не оказалось, а приходится использовать длинную выдержку, и существует вероятность «смаза», постарайтесь покрепче зафиксировать камеру или положить ее на что-нибудь и включить серийную съемку.
Вполне вероятно, что какой-нибудь из кадров окажется удачным. У меня в данном случае получился один из пяти.
Также просто необходимая вещь для подобных съемок — поляризационный фильтр. Он позволяет в большинстве случаев убрать световые блики с поверхности воды, сделать ее однотонной и прозрачной так, что будут видны даже камушки на дне. На мой взгляд, при съемке воды поляризационный
фильтр оправдывает себя на все сто процентов. Во всяком случае, в других ситуациях лично я использую его крайне редко.

Ниже показаны примеры фотографий, сделанных с фильтром и без него. Вы, наверное, согласитесь со мной, что фото с фильтром выглядит намного приятнее. К тому же у мха на камнях и у листьев появился более интересный насыщенный оттенок.
Особенности пейзажной съемки в плохую погоду


Что касается выбора самого фильтра, то я бы советовал использовать качественные фильтры — как никак еще один кусок стекла перед камерой. Впрочем, здесь, как и во всем, должен иметь место некий баланс. Нет смысла на дорогой топовый объектив ставить дешевый фильтр, точно так же, как и на недорогой объектив ставить топовый фильтр, который дороже самого объектива. Кроме того, мне кажется, если у вас есть несколько объективов с разной резьбой, то имеет смысл купить фильтр наибольшего диаметра и переходные кольца к нему, чтобы иметь возможность надевать один фильтр на все объективы. Что касается меня, используя в своей практике недорогой китайский Green-L стоимостью порядка 20 долларов и фирменный немецкий B+W от производителя Sсhneider стоимостью 130 долларов, существенной разницы не увидел: оба портят картинку практически одинаково. Но почему-то оставил себе B+W…)

Возвращаясь к нашей теме, хочу отметить, что воду принято снимать на длинной выдержке, чтобы получить некий художественный эффект (если не стоит другая задача). Величина выдержки при этом зависит от скорости конкретного водного потока и, в первую очередь, от желаемого результата — хотим ли мы размыть воду «в молоко» или просто чуть «заморозить», показать движение. Каких-то конкретных значений здесь нет, диапазон может быть от 1/40 секунды до нескольких секунд. Чем выдержка длиннее, тем больше вода теряет детали, больше выравнивается ее поверхность, исчезают блики, вода
размывается, превращается в молоко, в расплавленное серебро, в пластмассу, каменеет. Кому как больше нравится.
Особенности пейзажной съемки в плохую погоду

«После дождя…» Nikon D80 + Nikkor 12-24/4, 2,5 cек, f/22, 12mm, ISO-100, ББ — авто, Photoshop.
Панорама из 2-х горизонтальных кадров.


Выдержку я подбираю опытным путем, делая несколько пробных кадров. Обычно начинаю с 1/2 секунды. Ставлю камеру в ручной режим, меняю значения экспопары, пока не определю нужное значение выдержки. Обычно для съемки пейзажей я использую средние значения диафрагмы от f/8 до f/18, стараясь избегать максимальных и минимальных значений, а в случае необходимости корректирую экспозицию, меняя параметр ISO. Впрочем, это зависит от характеристик конкретного объектива. Мой Nikkor 112-24 f/ 4 позволяет на 12 мм снимать на диафрагме f/4 с приемлемой глубиной резкости
и четкостью, в то время как значение диафрагмы f/22 дает заметную мягкость.

В случае, когда нам требуется значение выдержки 5 секунд, при этом диафрагма закрыта максимально, а света все равно получается слишком много (переэкспонирование), я понижаю значение ISO до минимального Lo 1. Если и этого окажется недостаточно или у вашей камеры нет такой возможности,
то можно использовать светофильтр нейтральной плотности (т. н. ND-фильтр), который понижает количество света. Другой вариант — делать несколько кадров, уменьшая только выдержку и объединять их потом в редакторе, выбирая из нескольких кадров те части изображения, которые вас устраивают.

Избыток солнечного света в данном случае создает определенные трудности, поэтому, как я говорил в начале статьи, пасмурная хмурая погода, определенно, подходит для съемки в лесу и лесных пейзажей с водой.
Я не стану приводить много примеров фотографий воды с разной выдержкой. Вы вполне можете сами поэкспериментировать с этим.
Особенности пейзажной съемки в плохую погоду


Объективы для подобных съемок можно использовать самые разные. Как я уже говорил в своей предыдущей статье, лучший объектив тот, что стоит на вашей камере. Удобнее будет пользоваться зумами с широким углом. Также интересно использовать сверхширокий угол, с помощью которого вы можете получить интересные искажения и не бояться, что в кадр попадет недостаточно изображения. Можно попробовать снимать панорамы сверхшироким углом, делая вертикальные кадры. В этом случае искажения переднего плана могут сделать снимок интереснее.
Особенности пейзажной съемки в плохую погоду

«Film...» Nikon D80 + Nikkor 12-24/4, 6 cек, f/18, 12mm, ISO-100, ББ — авто, Photoshop.
Панорама из 3-х вертикальных кадров.



Можно поэкспериментировать с точкой съемки, опустить камеру как можно ниже к поверхности воды. Если вы не боитесь промочить ноги, и вода не очень глубокая, то можно вести съемку непосредственно из ручья.
Особенности пейзажной съемки в плохую погоду

Nikon D300 + Nikkor 12–24/4, 1/2 cек, f/13, 12mm, ISO‑200, ББ — солнечно, Photoshop.
Вертикальная панорама из трех горизонтальных кадров.


Очень привлекательно выглядят листья, плывущие по воде, на длинной выдержке. Они создают причудливые красочные узоры и могут стать отличным элементом композиции. Круговороты из осенних листьев на фотографиях весьма оригинальны и всегда популярны. Вы можете найти их в работах многих
интересных фотографов.
Особенности пейзажной съемки в плохую погоду

Nikon D300 + Nikkor 12–24/4, 8 cек, f/22, 14mm, ISO‑200, ББ — авто, Photoshop.
Панорама из двух горизонтальных кадров.


Но что же делать, спросите вы, если на улице не осень? Не стоит расстраиваться, вы можете собрать опавшие лисья в охапку и бросить их в ручей в любое время года. Более того, открою вам страшную тайну, многие круговороты из листьев на фотографиях именно так и делаются. Все в ваших руках, экспериментируйте на здоровье.
Особенности пейзажной съемки в плохую погоду

Nikon D300 + Nikkor 12–24/4, 5 cек, f/18, 12mm, ISO-Lo1, ББ — авто, Photoshop.
Панорама из двух горизонтальных кадров.


Дорогие читатели, надеюсь, что мой очерк вам понравился и поможет поднять ваше фотографическое настроение в плохую погоду. Но что же делать, если в ближайшем лесу нет ручья? Не беда, сам по себе лес тоже может оказаться весьма привлекательным.
Особенности пейзажной съемки в плохую погоду

«Х…»Nikon D80 + Tamron 17–50/2.8, 1/30 cек, f/3.2, 30mm,ISO‑100, ББ — авто, Photoshop.

Так что, уважаемые читатели, вывод, как всегда, один — любите природу и снимайте на здоровье! Удачных всем кадров и хорошего отпуска!
Искренне ваш, Юрий Туряница (Duru).

Текст и фото: Юрий Туряница (Duru)


Комментарии

Похожие новости