Как фотографировать луну. Съемка луны.
Всем привет! Меня зовут Иван Михайлов и я увлекаюсь фотографией. В этой статье я хочу рассказать вам, про свой опыт съемки городских доминант, на телеобъектив, на фоне луны и солнца.
Этот поджанр городского пейзажа является довольно узким, и в основном, зритель сначала не верит своим глазам, а потом начинает думать: «Что же тут прелестного?» А вся прелесть в том, что ты своими глазами видишь и можешь запечатлеть то, что многие люди считают невозможным. Большинство из представленных далее кадров можно сделать лишь в течение нескольких дней в году, а некоторые, лишь раз
в несколько лет. Ты видишь и фотографируешь, редкое и красивое сочетание астрономических явлений, природы и архитектуры.
На самом деле, в съемке городских доминант на телеобъектив нет ничего сложного. Основную работу делают удачно выбранные время и
точка съемки, а также техника. Сейчас я вам все расскажу!
О ТЕХНИКЕ
Начнем с техники. По своему опыту могу сказать, что для подобных кадров достаточно любой камеры с кроп-фактором 1.5-1.6 и любого
телеобъектива с фокусным расстоянием 300-400мм. Я начинал снимать на Nikon D7100 и Nikon 55-300mm f/4.5-5.6G ED DX VR AF-S Nikkor.
Камера меня абсолютно полностью устраивала и продолжает устраивать, а вот объектив я обновил пару лет назад, на Tamron SP AF 150-600mm
f/5-6.3 Di VC USD, так как в объективе от Никона была проблема с точностью ручной фокусировки и плавностью хода фокусировочного кольца.
Кольцо поворачивалось с натягом и рывками, поэтому ловить фокус было некомфортно. В то время я увлекался съемкой птиц, поэтому нужен был более дальнобойный объектив. Если бы не эти два фактора, возможно, я и не стал бы его менять, так как убежден, что в фотографии
техника вторична, первично же – ваше вдохновение. Можно бесконечно долго спорить на форумах о разрешающей способности тех или иных матриц и объективов, снимать тестовые кадры, смотреть обзоры на новинки, а можно брать имеющуюся технику и идти снимать. И во-втором случае, есть далеко не нулевая вероятность получить крутые кадры.
О ТЕЛЕОБЪЕКТИВАХ
Очень часто мне доводилось слышать, что телеобъектив искажает перспективу, сплющивает пространство, что глаз не видит так, как телеобъектив. На самом деле телеобъектив не меняет физику, не сплющивает пространство, у него просто малый угол обзора, а глаз видит точно так же (конечно не точно так же, здесь имеется в виду, что физика одна и та же), как телеобъектив, только угол обзора глаза гораздо больше.
Вы можете сымитировать телеобъектив своими глазами и руками, для этого, вытяните вперед руку, сделайте кистью знак «ОК» и посмотрите в
отверстие, образованное указательным и большим пальцами. Вы увидите примерно то, что видит телеобъектив с фокусным расстоянием 600мм на камере с кроп-фактором 1.5. Вы также заметите, что соотношение размеров луны/солнца и городских доминант такое же, как если бы вы снимали на телеобъектив. Физика одна и та же, только в первом случае сложный аппарат с множеством линз, а во втором случае - ничего, но картинка на выходе все равно получается одинаковая, так как все дело в угле обзора.
О ВЫБОРЕ ТОЧКИ СЪЕМКИ
В подавляющем большинстве случаев доминанты должны находиться на расстоянии от 2 до 20 км. от точки съемки. Если расположить точку съемки ближе, то доминанта не поместится полностью в кадр, если дальше, то доминанта получится размытой из-за атмосферы. Алгоритм выбора точки съемки, следующий: сначала решаем, какие доминанты хотим видеть в кадре. Для примера рассмотрим город Санкт-Петербург. Допустим, я хочу разместить в одном кадре небоскреб Лахта-центр, стадион Зенит-арена и Петропавловскую крепость, чтобы доминанты оказались на одном кадре они должны быть расположены на одной прямой, для этого открываем любую карту и соединяем доминанты прямой; прямую продолжаем в район, где предположительно находится точка съемки, здесь я обычно пользуюсь Яндекс. Картами и линейкой.
Определившись с районом, используем любой сервис с панорамами улиц. Наша цель — это многоэтажный дом выше 9 этажей, с общими
балконами, с которых открывается вид на доминанты. Некоторые фотографы ломают замки и залезают на крыши домов, но это не очень законно, поэтому используем только общие балконы. После того, как мы нашли, как нам кажется подходящий дом, едем туда и делаем тестовый кадр с общего балкона. Готово!
О ВЫБОРЕ ДАТЫ СЪЕМКИ
Итак, мы определились с точкой съемки. Теперь наша задача поймать луну или солнце в кадр. Безусловно, такие кадры, это не случайность,
это результат расчётов, остается вопрос, как именно это рассчитать? Ближе к концу статьи я расскажу про одно замечательное приложение на телефон, которое значительно упрощает процесс расчета времени съемки и поиска точки съемки. А пока поведаю о том, как можно сделать все то же самое, не покупая данное приложение. Итак, есть один полезный сайт для фотографов https://app.photoephemeris.com. На этом сайте есть бесплатная версия карты, на которой отображается направление восхода/заката луны и солнца, относительно точки съемки. Устанавливаем флажок в найденную нами точку съемки и начинаем изменять дату, пока направление заката солнца не совпадет с прямой, на которой расположены доминанты.
Ура! Теперь вы знаете место и время, осталось дождаться нужной даты и ехать снимать! P.S. не забудьте установить напоминание в календаре.
Фотографии сделаны в одном районе, но точки съемки разные. Смещение от прямой на 50 метров может значительно изменить итоговую композицию.
ПРО КОМПОЗИТНУЮ СЪЕМКУ
Очень часто во время заката/восхода солнца или луны, еще не включена или уже выключена подсветка доминант. Но практически на всех моих кадрах есть подсветка. Делается это путем совмещения двух кадров, один с луной/солнцем, другой с включенной подсветкой.
Описывать технологию создания композитных изображений не буду, ибо эта тема уже довольно подробно и давно освещена Сергеем Луксом и Сергеем Дегтяревым, а на Ютубе можно найти массу обучающих видео, где подробно описан непосредственный процесс склейки композитного изображения в фотошопе.
Имейте в виду, что если вы снимаете восход солнца, то необходимо прийти на точку съемки за час полтора, до восхода, чтобы было время выбрать ракурс, настроить камеру и отснять подсветку. При съемке подсветки важно, чтобы она была гораздо ярче, чем фасад здания в момент восхода. Как правило, я начинаю снимать подсветку за час до восхода. Делаю несколько кадров с интервалом 5-10 минут, чтобы потом выбрать наиболее подходящий. С закатом делаем все тоже самое, только наоборот. После съемки заката остаемся на точке съемки в течение часа и делаем кадры с подсветкой, она обычно включается через 20 минут после заката. Существует график включения подсветки, но в реальности ее включают всегда с запозданием.
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ
При съемке с балкона на большой высоте, ветер может сильно трясти камеру, поэтому, для уменьшения тряски снимайте бленду. При съемке в холодное время года, проверяйте настройку фокуса каждые 5-10 минут, так как из-за того, что телеобъективы имеют крупный корпус, они сильно подвержены влиянию температурного расширения. Иными словами, геометрические размеры телеобъектива при комнатной температуре и при морозе -25 градусов могут отличаться на доли миллиметра.
И если вы, придя на точку съемки, на морозе, достанете из фоторюкзака теплый объектив, установите его на штатив и настроите фокус, то обнаружите, что уже через 10-15 минут изображение перестанет быть резким. А все дело в том, что объектив остыл и «сжался» на морозе, вследствие чего и сбился фокус. Имейте это в виду, я так потерял несколько кадров, забыв проверить настройку фокуса.
PLANIT PRO
Именно так называется то самое приложение, которое я советую приобрести каждому фотографу- пейзажисту. Оно имеет невероятно богатый функционал. На карте приложения можно создать различные виды маркеров, например, точки съемки, здания и т.д. В свойствах маркеров можно указать высоту точки съемки, высоту здания, ширину здания и т.д. Существует режим видоискателя. Вы можете заранее оценить композицию с выбранными вами зданиями. И самое прекрасное, вы можете осуществить поиск солнца/луны по заданной области кадра (зеленая рамка на скриншоте). Приложение найдет все события, в выбранном вами временном интервале. Остается только выбрать подходящие
и сохранить напоминание в календаре.
В настоящее время идет тестирование новой версии приложения, в которой загружены 3д модели зданий, в шести городах США. И скоро в списке городов с 3д моделями появится и Санкт-Петербург. Все благодаря Сергею Луксу, который активно сотрудничает с разработчиком и подготавливает 3д модели основных доминант Санкт-Петербурга.
Надеюсь, изложенный мною материал будет вам полезен. А если остались какие-то вопросы, с удовольствием отвечу на них.
Мой инстаграм @ivandrone. Успехов и крутых кадров!
Текст и фото: Иван Михайлов
Этот поджанр городского пейзажа является довольно узким, и в основном, зритель сначала не верит своим глазам, а потом начинает думать: «Что же тут прелестного?» А вся прелесть в том, что ты своими глазами видишь и можешь запечатлеть то, что многие люди считают невозможным. Большинство из представленных далее кадров можно сделать лишь в течение нескольких дней в году, а некоторые, лишь раз
в несколько лет. Ты видишь и фотографируешь, редкое и красивое сочетание астрономических явлений, природы и архитектуры.
На самом деле, в съемке городских доминант на телеобъектив нет ничего сложного. Основную работу делают удачно выбранные время и
точка съемки, а также техника. Сейчас я вам все расскажу!
О ТЕХНИКЕ
Начнем с техники. По своему опыту могу сказать, что для подобных кадров достаточно любой камеры с кроп-фактором 1.5-1.6 и любого
телеобъектива с фокусным расстоянием 300-400мм. Я начинал снимать на Nikon D7100 и Nikon 55-300mm f/4.5-5.6G ED DX VR AF-S Nikkor.
Камера меня абсолютно полностью устраивала и продолжает устраивать, а вот объектив я обновил пару лет назад, на Tamron SP AF 150-600mm
f/5-6.3 Di VC USD, так как в объективе от Никона была проблема с точностью ручной фокусировки и плавностью хода фокусировочного кольца.
Кольцо поворачивалось с натягом и рывками, поэтому ловить фокус было некомфортно. В то время я увлекался съемкой птиц, поэтому нужен был более дальнобойный объектив. Если бы не эти два фактора, возможно, я и не стал бы его менять, так как убежден, что в фотографии
техника вторична, первично же – ваше вдохновение. Можно бесконечно долго спорить на форумах о разрешающей способности тех или иных матриц и объективов, снимать тестовые кадры, смотреть обзоры на новинки, а можно брать имеющуюся технику и идти снимать. И во-втором случае, есть далеко не нулевая вероятность получить крутые кадры.
О ТЕЛЕОБЪЕКТИВАХ
Очень часто мне доводилось слышать, что телеобъектив искажает перспективу, сплющивает пространство, что глаз не видит так, как телеобъектив. На самом деле телеобъектив не меняет физику, не сплющивает пространство, у него просто малый угол обзора, а глаз видит точно так же (конечно не точно так же, здесь имеется в виду, что физика одна и та же), как телеобъектив, только угол обзора глаза гораздо больше.
Вы можете сымитировать телеобъектив своими глазами и руками, для этого, вытяните вперед руку, сделайте кистью знак «ОК» и посмотрите в
отверстие, образованное указательным и большим пальцами. Вы увидите примерно то, что видит телеобъектив с фокусным расстоянием 600мм на камере с кроп-фактором 1.5. Вы также заметите, что соотношение размеров луны/солнца и городских доминант такое же, как если бы вы снимали на телеобъектив. Физика одна и та же, только в первом случае сложный аппарат с множеством линз, а во втором случае - ничего, но картинка на выходе все равно получается одинаковая, так как все дело в угле обзора.
О ВЫБОРЕ ТОЧКИ СЪЕМКИ
В подавляющем большинстве случаев доминанты должны находиться на расстоянии от 2 до 20 км. от точки съемки. Если расположить точку съемки ближе, то доминанта не поместится полностью в кадр, если дальше, то доминанта получится размытой из-за атмосферы. Алгоритм выбора точки съемки, следующий: сначала решаем, какие доминанты хотим видеть в кадре. Для примера рассмотрим город Санкт-Петербург. Допустим, я хочу разместить в одном кадре небоскреб Лахта-центр, стадион Зенит-арена и Петропавловскую крепость, чтобы доминанты оказались на одном кадре они должны быть расположены на одной прямой, для этого открываем любую карту и соединяем доминанты прямой; прямую продолжаем в район, где предположительно находится точка съемки, здесь я обычно пользуюсь Яндекс. Картами и линейкой.
Определившись с районом, используем любой сервис с панорамами улиц. Наша цель — это многоэтажный дом выше 9 этажей, с общими
балконами, с которых открывается вид на доминанты. Некоторые фотографы ломают замки и залезают на крыши домов, но это не очень законно, поэтому используем только общие балконы. После того, как мы нашли, как нам кажется подходящий дом, едем туда и делаем тестовый кадр с общего балкона. Готово!
О ВЫБОРЕ ДАТЫ СЪЕМКИ
Итак, мы определились с точкой съемки. Теперь наша задача поймать луну или солнце в кадр. Безусловно, такие кадры, это не случайность,
это результат расчётов, остается вопрос, как именно это рассчитать? Ближе к концу статьи я расскажу про одно замечательное приложение на телефон, которое значительно упрощает процесс расчета времени съемки и поиска точки съемки. А пока поведаю о том, как можно сделать все то же самое, не покупая данное приложение. Итак, есть один полезный сайт для фотографов https://app.photoephemeris.com. На этом сайте есть бесплатная версия карты, на которой отображается направление восхода/заката луны и солнца, относительно точки съемки. Устанавливаем флажок в найденную нами точку съемки и начинаем изменять дату, пока направление заката солнца не совпадет с прямой, на которой расположены доминанты.
Ура! Теперь вы знаете место и время, осталось дождаться нужной даты и ехать снимать! P.S. не забудьте установить напоминание в календаре.
Фотографии сделаны в одном районе, но точки съемки разные. Смещение от прямой на 50 метров может значительно изменить итоговую композицию.
ПРО КОМПОЗИТНУЮ СЪЕМКУ
Очень часто во время заката/восхода солнца или луны, еще не включена или уже выключена подсветка доминант. Но практически на всех моих кадрах есть подсветка. Делается это путем совмещения двух кадров, один с луной/солнцем, другой с включенной подсветкой.
Описывать технологию создания композитных изображений не буду, ибо эта тема уже довольно подробно и давно освещена Сергеем Луксом и Сергеем Дегтяревым, а на Ютубе можно найти массу обучающих видео, где подробно описан непосредственный процесс склейки композитного изображения в фотошопе.
Имейте в виду, что если вы снимаете восход солнца, то необходимо прийти на точку съемки за час полтора, до восхода, чтобы было время выбрать ракурс, настроить камеру и отснять подсветку. При съемке подсветки важно, чтобы она была гораздо ярче, чем фасад здания в момент восхода. Как правило, я начинаю снимать подсветку за час до восхода. Делаю несколько кадров с интервалом 5-10 минут, чтобы потом выбрать наиболее подходящий. С закатом делаем все тоже самое, только наоборот. После съемки заката остаемся на точке съемки в течение часа и делаем кадры с подсветкой, она обычно включается через 20 минут после заката. Существует график включения подсветки, но в реальности ее включают всегда с запозданием.
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ
При съемке с балкона на большой высоте, ветер может сильно трясти камеру, поэтому, для уменьшения тряски снимайте бленду. При съемке в холодное время года, проверяйте настройку фокуса каждые 5-10 минут, так как из-за того, что телеобъективы имеют крупный корпус, они сильно подвержены влиянию температурного расширения. Иными словами, геометрические размеры телеобъектива при комнатной температуре и при морозе -25 градусов могут отличаться на доли миллиметра.
И если вы, придя на точку съемки, на морозе, достанете из фоторюкзака теплый объектив, установите его на штатив и настроите фокус, то обнаружите, что уже через 10-15 минут изображение перестанет быть резким. А все дело в том, что объектив остыл и «сжался» на морозе, вследствие чего и сбился фокус. Имейте это в виду, я так потерял несколько кадров, забыв проверить настройку фокуса.
PLANIT PRO
Именно так называется то самое приложение, которое я советую приобрести каждому фотографу- пейзажисту. Оно имеет невероятно богатый функционал. На карте приложения можно создать различные виды маркеров, например, точки съемки, здания и т.д. В свойствах маркеров можно указать высоту точки съемки, высоту здания, ширину здания и т.д. Существует режим видоискателя. Вы можете заранее оценить композицию с выбранными вами зданиями. И самое прекрасное, вы можете осуществить поиск солнца/луны по заданной области кадра (зеленая рамка на скриншоте). Приложение найдет все события, в выбранном вами временном интервале. Остается только выбрать подходящие
и сохранить напоминание в календаре.
В настоящее время идет тестирование новой версии приложения, в которой загружены 3д модели зданий, в шести городах США. И скоро в списке городов с 3д моделями появится и Санкт-Петербург. Все благодаря Сергею Луксу, который активно сотрудничает с разработчиком и подготавливает 3д модели основных доминант Санкт-Петербурга.
Надеюсь, изложенный мною материал будет вам полезен. А если остались какие-то вопросы, с удовольствием отвечу на них.
Мой инстаграм @ivandrone. Успехов и крутых кадров!
Текст и фото: Иван Михайлов
Следите за новостями журнала PhotoCASA в социальных сетях:
Вконтакте, Дзен, Инстаграм, Живой Журнал, YouTube
Вконтакте, Дзен, Инстаграм, Живой Журнал, YouTube
Комментарии