Свадебная фотография. Полезное интервью с Рустамом Хаджибаевым.

Свадебная фотография. Полезное интервью с Рустамом Хаджибаевым.Рустам Хаджибаев — амбассадор Nikon и профессиональный фотограф, который уже 15 лет снимает свадьбы, love story и портреты. Мы пообщались с Рустамом о том, как ему удается быть оригинальным в одном из самых конкурентных жанров, какие приемы и технику он использует и как раскрепощает на съемке своих моделей.

Рустам, у вас есть какие-то любимые стили съемки (репортаж, постановка и пр.) или вы используете возможности каждого?
Я пришел в свадебную фотографию после того, как много лет проработал сначала репортером в газете, потом рекламным и глянцевым фотографом. То есть почти все жанры съемки мне были знакомы, и этот опыт я теперь применяю в свадебной фотографии. Поэтому у меня нет какогото одного любимого стиля съемки, я использую приемы каждого в зависимости от ситуации.

Многие фотографы задаются вопросом, как уйти от банальных кадров к оригинальности, но при этом не переборщить. Что можете порекомендовать?
Свадебному фотографу (и любому вообще) просто необходим багаж знаний в области искусства. Он должен интересоваться живописью, классикой и новинками кино, ходить на выставки.
В интернете сегодня можно найти лучшие образцы мастеров фотографии, фильмы с блестящей операторской работой — все что угодно. Чем шире у фотографа визуальный кругозор, тем больше у него рождается идей: такой профессионал даже не задумывается о выборе сюжета, у него в голове всегда масса вариантов. И это важно, потому что модели — в данном случае молодожены — не должны видеть, что фотограф затрудняется с поиском образов, иначе у них пропадет все желание сниматься.
Свадебная фотография. Полезное интервью с Рустамом Хаджибаевым.

Как вести себя фотографу, если молодожены настаивают на собственных идеях, которые совершенно точно не принесут хорошего результата? Как уговорить их довериться фотографу?
Я никогда не препятствую желаниям молодоженов, всегда соглашаюсь с их мнением, даже если предвижу не самый лучший результат. А уже в процессе съемки предлагаю собственные идеи: когда пара видит, что получается более красиво и интересно, чем они задумывали, вопрос с доверием снимается. Исходя из своей практики могу сказать, что часто молодожены бывают настроены на постановочную съемку со стандартными заученными позами, которыми, к сожалению, изобилует свадебная фотография. Я же сторонник динамичных и эмоциональных кадров, раскрывающих суть людей. Чтобы сделать такие снимки, я прошу пару много двигаться, в том числе хаотично, в итоге фотографии получаются живыми и выразительными. Но почему
обычно молодожены настроены на статичное позирование? Потому что они никогда не пробовали фотографироваться в движении и не знают,
как замечательно могут выглядеть в этом случае.

Как только жених и невеста видят удачные динамичные снимки — а я обязательно показываю им лучшие кадры по ходу съемки — их настроение
меняется, и они с удовольствием начинают экспериментировать.
Свадебная фотография. Полезное интервью с Рустамом Хаджибаевым.

Как вы готовитесь к съемке? Встречаетесь ли лично с заказчиками, чтобы установить контакт, наладить общение?
Если заказчики этого хотят — да, но я предпочитаю первый раз увидеть молодоженов на самой свадьбе. Для меня это своеобразный вызов, экзамен — полная импровизация, которая подхлестывает воображение. Лично для меня такой способ работает лучше.

А во время съемки как создаете нужное настроение у молодоженов, особенно если фотосессия проходит уже после самой свадьбы? Как раскрепощаете женихов?
Для свадебного фотографа важна коммуникабельность, он должен уметь создавать настроение, рассказывать анекдоты, если нужно. Чтобы раскрепостить молодоженов, я часто использую такой прием — подговариваю жениха или невесту во время съемки провоцировать партнера:
ерошить ему волосы, неожиданно целовать, толкать и т. д., а ответные реакции запечатлеваю на снимках. Лучшие кадры получаются, когда пара не думает о фотографе, а просто взаимодействует друг с другом. И такие удачные снимки, как уже говорил, я обязательно показываю молодоженам — это самый лучший мотиватор для них.
Что касается женихов — да, они действительно обычно более зажатые, чем невесты. Я стараюсь улучить момент и немного поговорить с женихом
один на один. Говорю ему: «Это важный день для твоей любимой женщины, попробуй ради нее уделить съемке хотя бы 10 минут». И это срабатывает. А как только жених видит фотографию, на которой он себе нравится, происходит преображение. У меня были случаи, когда после этого женихи даже перехватывали инициативу у невест и вообще получали огромное удовольствие от съемки.
Свадебная фотография. Полезное интервью с Рустамом Хаджибаевым.

Сколько камер и объективов вы берете с собой на съемку, и каких? От чего зависит, какой будет набор?
Мой основной парк техники сегодня — три камеры Nikon: D850, D750 и D7500. На съемку я беру две из них, и это обязательное условие для свадебного фотографа. Во-первых, одна камера нужна «про запас», если первая вдруг сломается. К счастью, со мной такое ни разу не случалось, но, как говорится, береженого Бог бережет. Во-вторых, двумя камерами удобнее снимать: на них можно надеть объективы с разными фокусными расстояниями — это очень сокращает время подготовки к кадру. Обычно я не беру большой набор оптики: для камерных свадеб с маленьким количеством гостей и фотосессий использую фиксированные объективы. Мои любимые — это средний широкоугольник AF-S Nikkor 35 mm f/1.4G и портретник AF-S Nikkor 85 mm f/1.4. На больших мероприятиях, где много людей и важна оперативность, выручают зумы: AF-S Nikkor 24–70 mm f/2.8G ED VR и AF-S Nikkor 70–200
mm f/4G ED VR. Они дают хорошую оптическую картинку, а последний позволяет мгновенно выхватывать из толпы портреты и жанровые сцены.
Еще один мой любимчик — сверхширокоугольник AF-S Nikkor 14–24 mm f/2.8G ED: с ним можно делать динамичные, объемные кадры с нижней
точки.

А что насчет аксессуаров: защитных фильтров, вспышек, светоотражателей? Используете их? Как работаете со светом?
Защитные фильтры не использую: за все годы у меня нет ни одного поцарапанного объектива, хотя снимаю в самых разных условиях. Считаю, что на оптическом стекле не должно быть ничего лишнего. Что касается света, в большинстве случаев я не применяю вспышки и искусственные источники — мне хватает естественных. Кстати, мое любимое освещение — когда в погожий день солнце находится в зените: создается объем, возникают красивые отражения и блики. Традиционно это время считается не лучшим для съемки, но я уверен в обратном и делюсь приемами работы с таким светом на своих мастер-классах.
В пасмурную погоду использую козырьки, туннели, арки, стены зданий, которые выполняют роль затемнителя и добавляют изображению объем.
Вспышки беру только на банкеты и только в тех случаях, когда помещение оформлено прожекторами с разными цветными фильтрами. К сожалению, в последнее время такой декор вошел в моду. Фиолетово-зелено-красные фильтры дают нежелательные блики на лицах, которые приходится перебивать двумя вспышками.
Свадебная фотография. Полезное интервью с Рустамом Хаджибаевым.

Вы нередко снимаете таинство венчания. У таких фотосессий есть свои особенности — на что фотографам стоит обратить внимание?
Прежде всего, в церкви не может быть никаких вспышек и других искусственных источников, которые портят атмосферу. Поскольку в храмах обычно мало света и он падает из-под купола, необходимы светосильные объективы. Они дают красивый рисунок, особенно когда священник зажигает ладан, и пробивающиеся сверху лучи становятся столбами света. Еще один важный момент — съемка должна проходить бесшумно: в последних моделях Nikon эта функция реализована. Есть и чисто организационные моменты, которые фотографу необходимо знать: что нельзя заходить за спину священника, проходить между священником и молодыми и так далее. Поэтому для съемки венчаний я не использую широкоугольные объективы, чтобы не приходилось подходить слишком близко, стараюсь быть как можно менее заметным.

Сколько снимков вы обычно отдаете заказчику и как обрабатываете получившиеся фотографии?
Обычно я отдаю не больше 700 фотографий. Из них 250–300 — это снимки самих молодоженов, остальное — репортажные кадры и гости. Последние тоже должны чувствовать внимание фотографа, ведь и они готовятся к празднику: надевают наряды, женщины делают макияж, прически. Чтобы эти старания не остались незамеченными, я обычно провожу каждому гостю мини-фотосессию. Это к тому же хорошая реклама: когда гость в будущем захочет заказать съемку, вполне вероятно, он обратится ко мне.
Фотографии я почти не обрабатываю: за годы работы научился делать кадры сразу в готовом виде, не полагаясь на редакторы. Во время съемки сразу выставляю правильный свет, композицию, экспозицию и установки Picture Control, которые позволяют скорректировать качество JPEG. Как известно, у камер Nikon JPEG великолепного качества, поэтому я тоже в основном использую этот формат, плюс RAW. Примерно 70% JPEG-фотографий, которые я в итоге отдаю заказчику, вообще не обрабатываю. Отдельные фото слегка корректирую в Lightroom.

Что можете порекомендовать начинающим свадебным фотографам?
Я рекомендую начинающим фотографам не называть себя профессионалами и не браться сразу за серьезную съемку. Сначала лучше попробовать поснимать с опытным специалистом, увидеть, как это происходит на практике. Ну и, конечно, стоит повышать визуальную эрудицию, пополнять свой культурный багаж. Свадебная фотография должна быть разнообразной и креативной, а не шаблонной. Чтобы добиться этого, рекомендую начинающим фотографам смотреть больше хороших фильмов с интересной операторской работой, следить за программами кинофестивалей. К счастью, благодаря Интернету это совсем не трудно.


Комментарии

Похожие новости