Реклама: ООО «СФИНКС», ИНН: 7801222400

Спортивная фотография. Интервью с Робертом Максимовым.

Роберт Максимов — легендарный спортивный фотограф. За 40 лет работы он успел запечатлеть выступления на 19 Олимпийских играх и сотнях других соревнований, сделать тысячи уникальных кадров и стать амбассадором компании Nikon.
Мастер спортивной фотографии делится советами с читателями PhotoCASA.


Как подготовиться к съемке? С чего нужно начать?
Нужно знать, какой кадр хочешь получить. А для этого необходимо быть в курсе мельчайших деталей. Если предстоит снимать незнакомого спортсмена, то обязательно нужно «познакомиться» с ним с помощью Интернета. Иначе в самый ответственный момент вы просто все пропустите, сверяя номера с протоколом.
Хорошо, когда знаешь место, где тебе предстоит работать. Я в свое время, например, все Лужники выучил наизусть — постоянно искал, откуда получится поймать необычный кадр. И теперь если мне предстоит в первый раз снимать на стадионе, я прихожу туда за день, обхожу арены, смотрю по схеме фотопозиций, что мне больше подходит.

Всегда нужно знать, с какой точки выгодно снимать тот или иной вид спорта. Когда нет идей, хорошо помогают снимки с официального сайта события. Я так и поступил, когда впервые собирался работать на турнире по настольному теннису. Казалось бы, что там вообще делать фотографу? Но стоило мне посмотреть несколько работ других фотографов, как сразу пришли в голову идеи для экспериментов.

В особенно сложных случаях, например перед съемкой фигурного катания, лучше всего посетить тренировку перед выступлением. Тут очень много вращений, фотографу нужно быть готовым, когда спортсмен совершит самый красивый элемент выступления. Не зная, что собирается исполнять фигурист, вы просто ничего не поймаете, у вас будет куча смазанных кадров и затылков.
То же самое с плаванием — здесь куча нюансов.
К примеру, довольно сложно снимать спринт (короткая дистанция), ведь это сплошные брызги. За водой практически не видно человека. Чтобы
все-таки его поймать в объектив — да еще и красиво — нужно выбрать правильную точку съемки, наблюдать за тем, в какую сторону он дышит.
Обычно пловцы делают вдох через каждые два движения и поворачиваются сначала в одну сторону, потом в другую. Но у многих другая техника. И этого не узнаешь, пока не посмотришь на процесс. Во время соревнования можно все пропустить, высчитывая момент. Время-то идет! Поэтому тут тоже обязательно ходить в «разведку».
Иначе — опять затылки.
Еще нужно помнить про допуски и аккредитации. На крупных соревнованиях очень ограничены фотопозиции, поэтому получать все разрешения нужно заранее. Всем хочется попасть на финал, а мест не так много. Конечно, из-за этого случаются проблемы.
Спортивная фотография. Интервью с Робертом Максимовым.

Получается, многое зависит от занятой позиции. Какие вы считаете самыми выгодными?
На самом деле, главное — это знать, какой именно кадр должен получиться. Красивую фотографию можно сделать из любой точки — просто перед тем, чтобы нажать затвор, нужно подумать и решить, какое движение будет смотреться наиболее впечатляюще.
А так, все зависит от вида спорта. На фигурном катании я люблю стоять слева от судей (если стоять к ним лицом). Здесь хороший прокат, из этой точки чаще всего хорошо видно прыжки. Если говорить о плавании, то тут по-разному: баттерфляй, например, и брас хорошо снимать спереди, пару кадров можно сделать сбоку, чтобы поймать красивые брызги. А вот при вольном стиле — том же спринте, допустим, — если стоять спереди, то в кадр попадут одни только брызги и, может быть, рука. Тут я предпочитаю выбрать точку съемки немного в спину: спортсмен проплывет, и откроется лицо. Когда речь идет о плавании на спине, то, на мой взгляд, одни из лучших кадров получаются при съемке сверху.
Спортивная фотография. Интервью с Робертом Максимовым.

На крупных и важных соревнованиях я люблю снимать зону «kiss and cry» — там, где все ждут результатов, волнуются, ну или уже целуются и обнимаются, радуясь победе.
Но опять же, ничто из этого не сработает, если не продумал заранее, какой кадр должен получиться. Встать в «хорошей» позиции и строчить как из пулемета, выпуская по 10 кадров в секунду — самая бессмысленная тактика. Это же полная лотерея! Возьмем, например, соревнование бегунов. Если начать эту безумную очередь в неудачный момент — допустим, когда спортсмен отталкивается и одной ноги не видно, — то все кадры выйдут дефектными. Начнешь в неудачное мгновение — пиши пропало!

Я всегда советую ученикам: сперва нужно почувствовать движение, войти в ритм съемки. Не стоит сразу начинать бешено спускать затвор. Каждый раз на «разогрев» я трачу несколько минут — смотрю, кто куда направляет взгляд, какие совершает движения. А потом ловлю все это в объектив — и мне не нужны тысячи кадров на удачу, я знаю, куда полетит мяч и как повернется спортсмен. Главное в спортивной фотографии — это поймать мгновение, не упустить его. Именно оно определяет всю красоту движения.

А с технической точки зрения — как запечатлеть движение, чтобы это было красиво?
На все нужно смотреть — обстановку, свет, вид спорта. При съемке тенниса в большинстве случаев я выставляю выдержку не длиннее 1/1000, потому что иначе изображение будет «смазанным» — не будет ни мяча, ни ракетки. А если требуется запечатлеть ворсинки на мяче, то нужна короткая выдержка — 1/2500.
Спортивная фотография. Интервью с Робертом Максимовым.

На фигурном катании выдержка очень сильно зависит от того, как освещена арена. Чем свет лучше — тем короче выдержка. Нам же нужно за-
хватить очень быстрые движения. Когда свет оказывается очень жестким, я немного снижаю контрастность. Диафрагма — в зависимости от того, какой нужен фон. Если предполагается, что он не должен отвлекать — f/2.8. Если нужен резкий, то f/5.6. За фоном нужно следить, он определяет красоту кадра: в каких-то случаях трибуны со зрителями будут смотреться выигрышно, а в других — они ни к чему.
Во время парного фигурного катания мы работаем на длиннофокусной оптике, и, если использовать открытие диафрагмы, лицо будет в фокусе, а рука
— уже нет. В зависимости от освещения я выставляю выдержку от 1/1000 до 1/2500. Интересные кадры могут получиться и на выдержках от 1/20 до
1/60 — это как раз для эффекта скорости.

Плавание — отдельная история. Может быть плохой свет, а на брызгах часто срабатывает автофокус, игнорируя самого спортсмена. Чтобы сократить количество таких случаев, я ставлю точечный автофокус. Если я берусь снимать с больших дистанций (от 50 метров) на длинный фокус, то учитываю, что даже при коротких выдержках (1/1000–1/2500) небольшое движение — это сразу нерезкий кадр. Тут нужно забыть о теле пловца — фокусируемся на взгляде.
Очевидно, все решения зависят от вида спорта. С техникой то же самое? Какие камеры и объективы вы используете и что считаете самым важным в них?
Самое главное в камере — фокусировка. Она должна срабатывать корректно, чтобы фотограф не пропустил важный кадр. Как правило, я использую групповой фокус или по точкам. Очень хорошая вещь — фокусировка по лицам. Второе — хорошая матрица.
Я в основном использую Nikon D5. В ней доступно очень много разных режимов фокусировки, даже не все успеваешь попробовать. А матрица позволяет мне спокойно снять на ISO 20000. Не так давно во время экскурсии на ледокол «Ленин» мне удалось в полной темноте получить хороший кадр на ISO 103000 — я просто выбрал автоматическое управление чувствительностью.
На старых камерах, конечно, не добьешься такого результата.
Что касается оптики, то девяносто процентов профессиональных фотографов выбирают два основных объектива 400mm f/2.8 и 70-200mm.
Часто используются зумы 200-400mm или 200-500mm.

Получается, вы используете в основном телеобъективы?
Чаще всего да. На последних нескольких крупных соревнованиях по фигурному катанию я использовал AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II для парных выступлений, съемки с верхних точек или, наоборот, снизу от бортика. Кроме того, один из лучших объективов сейчас — это AF-S NIKKOR 180-400mm f/4E TC1.4 FL ED VR со встроенным телеконвертером.
Там, где нужно будет снимать крупный план, я беру AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR. Но в любом случае со мной всегда есть телеконвертер — он добавляет зрительную широту кадра. Важно понимать, что с современными конвертерами качество не страдает, зато они дают много преимуществ.
Но все-таки снимки на одни только телеобъективы дают однообразную картину. Я люблю использовать и широкоугольники. Правда, с этим возникает достаточно трудностей: камеру нужно установить прямо на «поле битвы», а на масштабных соревнованиях это сделать проблематично и зачастую почти невозможно. На баскетбольных матчах или, например, под водой во время соревнований по плаванию такую возможность предоставляют только клубным фотографам или звездам профессии.
Я беру широкоугольные объективы, когда собираюсь поставить камеру на трансмиттере, для панорамных кадров церемонии открытия. Иногда разрешают размещать камеры с трансмиттерами под крышей — например, на хоккее. Они устанавливаются на специальном кронштейне со страховочным тросом. В таком случае используются длиннофокусные объективы — минимум 70-200 мм, можно и все 300 мм. Фокус в таких случаях устанавливается вручную.

Как вы обрабатываете снимки?
Вообще, лучше всего стараться снимать «в ноль» — так, чтобы потребовалось минимум обработки. В некоторых агентствах, например, Photoshop под запретом, ведь его вмешательство может исказить событие. А иногда на коррекцию просто нет времени.
Когда это необходимо, я немного правлю кадрирование, яркость фона, какие-то моменты на лице спортсмена, если ему это важно.
Любишь фотографию? Присоединяйся к журналу PhotoCASA в социальных сетях:
Вконтакте, Telegram, Живой Журнал, YouTube