Реклама: ООО «СФИНКС», ИНН: 7801222400

Съемка пейзажа. С чего начать?

Сразу хочу сориентировать вас, уважаемые читатели, что данная статья написана для тех, кто делает только первые шаги в пейзажной съемке. Те, кто как модно сейчас говорить "в теме" все это уже знают.

Каждый, кто приобретает фотокамеру, рано или поздно, устав от однообразных съемок, состоящих из бесконечных циклов "моя семейная летопись", или "мой домашний любимец", или "мы с друзьями", обращает внимание на окружающее пространство, как на главный объект фотосъемки, и пытается запечатлеть многообразную красоту природы. На первый взгляд, съемка природы процесс достаточно простой. Она не пытается все время убежать из кадра, как например ваша любимая собачка, она не так переменчива, как ваши друзья, которые моргают или отворачиваются именно в тот момент, когда камера щелкает затвором, короче сама покладистость, снимай и снимай!

По большому счету, так оно и есть! Я не буду описывать подробно, какие лучше использовать объективы, какие режимы выставлять на камере и какие еще приспособления могут быть полезны при съемке пейзажа. Если у вас недорогая зеркалка и только один "китовый" объектив, не беда, все это вполне годится для начала. Можно снимать пейзаж и цифрокомпактом, и даже смартфоном! Если данный вид съемки вас увлечет, постепенно можно будет и технику подобрать покачественнее. Также для начала можно оставить в настройках камеры режим съемки полностью автоматический, если вы к нему привыкли и не хотите углубляться во всякие там "диафрагмы", "выдержки" и т.д.

Производители, проявляя постоянную заботу о нас, фотографах, непрерывно совершенствуют выпускаемые камеры, поэтому в большинстве случаев камера неплохо справится и на автомате. Если же вы свою камеру уже немного изучили, то можно поставить режим "пейзаж" (если он конечно есть). Если же вас не пугает слово "диафрагма", то можно переключить камеру в режим "приоритета диафрагмы" и поставить диафрагму в пределах: 8 - 11, если хотите, чтобы все от дерева в 3-4х метрах от вас и до самого горизонта было в фокусе, т.е. резким. Выбор подходящего ИСО в данном случае лучше доверить камере, выбрав соответствующий пункт меню в ее настройках. Тогда у камеры будет больше возможностей сделать кадр без "смаза", подобрав подходящую выдержку.

Когда снимать, где снимать и что снимать? Да для начала снимать надо все, всегда и везде!!! Как только почувствуете внутреннее стремление запечатлеть окружающую вас красоту, надо сразу это осуществлять! Если потом что-то вам не понравится, то можно всегда удалить, а вот вернуться и переснять не всегда получается. Считается, что снимать пейзаж лучше всего на рассвете и на закате: тут и мягкий свет, и играющее разными красками небо, и туман над водой и прочее... Но что делать все остальное время, не снимать? Нет, снимать и еще раз снимать, тем более что не всегда в приглянувшихся вам местах для съемки, вы можете встретить рассвет или дождаться заката!
Иногда интересные кадры можно снять прямо из окна:

Съемка пейзажа. С чего начать?


А если какие-то места вы посещаете регулярно, то шансов поймать нужное освещение гораздо больше:

Съемка пейзажа. С чего начать?


Надеюсь, вы прониклись моими призывами к съемке! И вот в один теплый летний вечер, на берегу водоема, после удавшегося пикника у вас чудесное настроение, и небо, как по заказу, начинает переливаться нереальными красками. Вы не можете отвести глаз от этого закатного спектакля, хватаете камеру и начинаете снимать свой первый пейзаж, стоя на одном месте! Вы снимаете и снимаете, чтобы ничего не упустить, и останавливаетесь только тогда, когда становится совсем темно...

"Вот она удача!", - думаете вы по дороге домой. Дома вы бежите скорее к компьютеру, просматривайте сделанные снимками и ... вас, скорее всего, постигает разочарование! Нет, изображение есть, вы же при съемке контролировали процесс, просматривая свежеснятые кадры на мониторчике камеры, но вот краски какие-то блекловатые, закатное солнце посредине кадра, как-то не очень смотрится, в углу откуда-то взялась кучка мусора, с боку ветки лезут не к месту, всего в кадре много, хаос какой-то. Короче не так ведь все было!!! На самом деле все было именно так, и куча с мусором была, и ветки и цвета были более блеклые.

Разработчики много сил тратят на то, чтобы камеры достоверно отображали действительность, и современные модели в основном с этим неплохо справляются. Тогда в чем же дело? А дело в том, что то, что видели ваши глаза, прошло "постобработку" в вашем мозгу в соответствии с вашим чудесным настроением. То есть мозг убрал с результирующей картинки весь мусор, все другие мешающие объекты, ну и "подкрутил" цвета, чтобы ваше настроение еще улучшилось! :) А, так как мы смотрим двумя глазами, в отличие от камеры, у которой только один, картинка получается гораздо объемнее, кроме того мы можем охватить все пространство "от края до края", вертя головой, и ощущения хаоса у нас не возникает, все гармонично, все на своих местах. Тогда возникает любимый вопрос: "Что делать?" Как по возможности более полно отразить в снимке все свои ощущения в момент съемки? Я думаю, полный ответ на этот вопрос потянет на целую книгу.

Съемка пейзажа. С чего начать?


А для начала, ну надо же с чего-то начинающему пейзажисту начать, чтобы разочарований от просмотра своих снимков было меньше, и само желание снимать пейзажи не пропало. Так вот, для начала, в момент съемки надо немного успокоиться и внимательно осмотреть все, что попало в видоискатель камеры. Тогда вы без труда разглядите все посторонние объекты, которые могут испортить кадр. Дальше бывает достаточно сделать пару шагов в сторону и эти объекты больше не попадают в кадр. В композиционном плане, для того чтобы не было ощущения хаоса в снимке, надо выбрать какой-нибудь заметный объект для переднего плана, например дерево, здание, лодку и т.д. Если уж ну совсем ничего нет, то можно попросить исполнить роль переднего плана своего друга или подружку.

Здесь не плохо также вспомнить про хорошо работающее "правило третей", а именно, если провести внутри кадра линии делящие его на три равные части по горизонтали и три по вертикали, то из этих линий образуется сетка похожая на сетку для игры в крестики - нолики. Кстати на некоторых камерах можно включить отображение такой сетки на экране, или в видоискателе, надо только покопаться в меню настроек.
Так вот, чтобы композиционно пейзаж выглядел гармоничнее ,желательно в момент съемки совмещать линию горизонта с нижней горизонтальной линией сетки (или поместить ниже) ,если все самое интересное происходит на небе.

Съемка пейзажа. С чего начать?


А если основные события разворачиваются на земле, то горизонт надо совместить с верхней горизонтальной линией (или поместить выше).

Съемка пейзажа. С чего начать?


Если в кадре есть какие-то значимые вертикальные объекты (например, дерево), то его желательно располагать вблизи вертикальных линий сетки.

Съемка пейзажа. С чего начать?


А объекты типа солнца, фактурного камня или лодки надо размещать вблизи точек пересечения горизонтальных и вертикальных линий.

Съемка пейзажа. С чего начать?


Конечно, такое конструирование кадра не сделает его сразу шедевром, но в большинстве случаев снимок будет смотреться лучше. Ну и, конечно, не стоит все это расставлять "тютелька в тютельку". Все это надо воспринимать лишь как некие ориентиры.

Ну и, наконец, надо задуматься о постобработке на компьютере. Для этого снимать желательно в формате RAW, так как в нем сохраняется наибольшее количество информации, зафиксированное камерой. Как включить режим съемки в RAW, написано в инструкции к вашей камере. Пожалуй, ее пора уже все-таки прочесть, она не такая толстая, но весьма полезная! :) В качестве программы для просмотра, сортировки и первичной обработки отснятого материала я бы посоветовал Adobe Photoshop Lightroom. Она, конечно, не так проста в изучении, но и не сильно сложна.

Если кому-то захочется узнать побольше , то можно прочитать какую-нибудь более объемную статью или толстую книжку, благо недостатка в них сейчас нет ни на просторах интернета, ни на книжных полках в магазинах. Главное, чтобы обилие полученной в процессе их прочтения информации не отбило желание собственно фотографировать. На мой взгляд, пополнять свои знания лучше постепенно, когда в процессе фотосъемки и последующего анализа отснятого материала у вас будут появляться конкретные вопросы, требующие разрешения.
Удачных вам снимков!

Автор статьи – фотограф Галина Вишнякова
http://vk.com/id1481261
Следите за новостями журнала PhotoCASA в социальных сетях:
Вконтакте, Дзен, Инстаграм, Живой Журнал, YouTube



Комментарии

Похожие новости