Photo Pro Center

Travel-фотография

Говорят, у тревел фотографа лучшая работа на свете: ездишь по миру, снимаешь — что может быть лучше? В какой-то мере это действительно так, но иногда лучшая в мире работа оказывается самой сложной, ведь часто приходится полагаться только на себя.
Travel-фотография Travel-фотография

Тщательное планирование — залог успеха каждого путешествия или экспедиции. Однако перечеркнуть распланированную по минутам поездку может что угодно: подводят люди, транспорт, собственные здоровье и техника. Очень часто неприятности возникают там, где их совсем не ждешь, поэтому
важно учесть максимальное количество рисков и иметь запасной план, чтобы обезопасить себя от негативных последствий.

Не стоит привязываться к режимному свету и подобно изголодавшемуся вампиру показываться на улице с камерой только на закате или рассвете. Искать и находить необычные сюжеты можно и днем, и ночью. К примеру, полуденное солнце с его жесткими тенями будет полезным при съемке
интересной геометрии на улицах какого-нибудь городка.
Если лень тащить с собой рюкзак с техникой, посвятите время разведке местности и поиску интересных ракурсов, ведь когда пойдет свет, будет уже не до поисков и метаний.
Travel-фотография

В режимное время на локацию нужно приходить подготовленным и точно знать, что и где хочешь снимать. Конечно, погода и условия могут вносить свои коррективы, но, как говорится, кто осведомлен, тот вооружен.
Персонажи или герои — неотъемлемая часть каждой фотоистории. Лица, эмоции, быт, мелкие детали, которые часто остаются за кадром — ценный материал, который так любят редакторы журналов. Кроме того, персонаж в кадре может подчеркнуть масштаб эпической сцены или оживить картинку.
Портрет — сложный в психологическом плане жанр: трогательный, интимный и очень личный. По этой причине фотограф должен знать не только техническую и композиционную составляющую портрета, но и быть хорошим психологом, разбираться в людях и уметь расположить к себе человека.
Хороший портретный снимок, как маленькая история, у которой есть продолжение: всегда о чем-то говорит и не оставляет зрителя равнодушным.
Travel-фотография Travel-фотография Travel-фотография

Есть люди красивые и не очень. Есть интересные персонажи и наоборот. Выбирая того или иного героя, нужно четко осознавать, почему именно он, а не кто-то другой. Совершенно бессмысленно врываться в чужую жизнь и на бегу пытаться сделать по-настоящему искренние фотографии.
К работе стоит приступать только тогда, когда вы становитесь своим, и вас перестают замечать. Пригласите ваших персонажей на чай, расскажите шутку и позвольте им пошутить над вами. Будьте готовы к тому, что адаптация может затянуться на несколько дней, но потом вы почувствуете разницу: отношение изменится до неузнаваемости. Когда перестаешь быть чужаком, начинаешь замечать вещи, которые обычным туристам никогда не покажут.
Никогда нельзя принуждать незнакомых людей фотографироваться. Персонаж сам должен хотеть этого и быть заинтересованным в процессе. Не нужно торопиться. В спешке теряются суть и детали. Не гонитесь за сотней лучших кадров в день и не паникуйте, если ничего не снято. Будет снято! Если у вас есть один по-настоящему классный кадр в день, то этот день можно считать удачным.
Travel-фотография

Съемка детей в путешествии — всегда авантюра. Ты понятия не имеешь, что ему сейчас придет на ум, не говоришь с ним на одном языке. Впрочем, для общения с детьми язык не нужен, ведь фотографирование может стать частью увлекательной игры. Ни в коем случае нельзя предлагать ребенку
деньги за съемку. Поощрение — это форма благодарности, а не рыночные отношения. Обычно дают какие-нибудь сладости, но для маленьких жителей отдаленных деревень куда более полезным подарком будут карандаш или блокнот.
На нашей планете практически не осталось нетронутых прогрессом мест. На смену традиционной одежде и уникальному образу жизни приходят «адидас», кока-кола и Facebook. Чтобы найти что-то настоящее и аутентичное, приходится сворачивать с туристических троп и отказываться от элементарных удобств.
Но, как показывает практика, оно того стоит.

Возвращаясь на старые маршруты, я стараюсь найти героев своих фотографий и подарить им напечатанные кадры. Реагируют по-разному: кто-то вообще не понимает, что с этой фотографией делать, для кого-то снимок на бумаге — приятный неожиданный сюрприз, который останется на память. Удивительно наблюдать за тем, как растут и меняются дети — на фотографиях и вживую.
Постоянно жалеть себя и лениться — еще один отличный способ «не снять». Нужно вставать на каждую рассветную съемку независимо от погоды и использовать для поисков сюжетов все имеющееся в распоряжении время. К сожалению, понимание этих простых истин часто приходит слишком
поздно, когда возвращаешься домой.
Travel-фотография

Нет ничего постыдного в изучении работ других авторов перед поездкой. Анализ нужен не для того, чтобы снять то же самое. Он позволяет четко поставить задачу: что, где, когда и как снять. Не обязательно копировать великих, чтобы самому делать что-то хорошо.
Если планируете поездку в незнакомую страну или местность, найдите гида-проводника, который будет сопровождать вас на протяжении всего пути. Это позволит сэкономить кучу времени и средств и даже решить некоторые вопросы безопасности. Проводник обязательно должен быть местным и знать регион как свои пять пальцев. Идеальный вариант, когда гид имеет опыт работы с фотографами и знает, куда идти и к кому обращаться.

Хорошая физическая подготовка имеет значение. Это не значит, что перед очередной поездкой придется провести полгода в спортзале, но держать свой организм в форме не помешает.
Прорабатывая новый маршрут или направление, не поленитесь посвятить вечер изучению обычаев и особенностей менталитета местных жителей. Это позволит избежать неловких ситуаций, конфликтов, а люди будут относиться к вам с большим уважением.
Travel-фотография Travel-фотография Travel-фотография

Помимо красивых снимков рассказать о пережитых приключениях поможет любительское бекстейдж-кино с собой в главной роли. Для этого сейчас есть всевозможные средства. Возьмите в экспедицию напарника-видеографа, который будет вести хронику и соберет материал для остросюжетного фильма. Людям интересно смотреть не только на результат работы, но и наблюдать за бытовыми приключениями — тем, что обычно остается за кадром.
В рабочие поездки я всегда беру с собой две «тушки».
Во время съемки стараюсь держать наготове обе камеры: с «телевиком» и со «штатником» или каким-нибудь фиксом.
Это избавляет от необходимости постоянно менять стекла и увеличивает эффективность съемки.
Последние пару лет снимал на Sony A900 и A99. Недавно перешел на A7R. Из оптики использую объективы Sony и Minolta. Любимый «телевик» — старая и тяжелая «большая белая труба» Minolta AF 80–200 mm f/2.8 HS APO G. Наиболее ходовые фиксы — Sony Carl Zeiss Planar T* 85 mm
f/1.4 (SAL‑85F14) для крупноплановых жанровых портретов, Sony Carl Zeiss Distagon T* 24 mm f/2.0 ZA SSM для пейзажа и Sigma AF 50 mm f/1.4 EX DG HSM.
Travel-фотография

Горький опыт научил тому, что таскать на шее две камеры — дело неблагодарное и губительное, поэтому камеры ношу только на плече. Для надежности пристегиваю ремень к лямкам рюкзака с помощью небольшого карабина.
Для обработки фотографий в 100 % случаев использую легкий ультрабук с IPS-дисплеем и Lightroom. Photoshop приходится задействовать только для глубокой ретуши студийных портретов.
Сшивка панорам производится в Kolor Autopano Giga.
Что касается хранилища для отснятого материала, то это только карты памяти объемом до 32 Гб и твердотельные накопители. Стараюсь отдавать предпочтение картам среднего объема, так как лучше потерять 32 Гб фотографий за раз, чем 64 или 128.
На высоте более 3000 метров из-за низкого давления классические НЖМД-диски часто выходят из строя, поэтому наиболее надежный вариант — SSD. Также рекомендую делать резервные копии контента и хранить второй диск в рюкзаке напарника или гида. Это позволит сохранить ценные кадры
в случае утери вашего личного кофра.

Обычно при съемке отдаю предпочтение естественному освещению, но небольшой отражатель всегда ношу с собой.
Мягкий рассеянный свет — идеальное подспорье для творческих экспериментов. В портретной съемке важно следить за задним фоном: он должен быть темнее главного объекта и однородным. Кстати, эксперты по заднему фону — сонные дети: ранним утром, в какой-нибудь забытой Богом деревне
они выглядывают из дверных проемов и окон своих жилищ, приветствуя путников, тем самым обеспечивая фотографа идеальным черным задником.
Еще одно важное правило: нельзя экономить на обуви и снаряжении. Сэкономленные деньги уж точно не окупят потерянное время и нервы.
Важная составляющая творчества фотографа — наличие собственного узнаваемого стиля. Само собой разумеется, что это результат кропотливого труда, переосмысления множества вещей и постоянной практики.
Travel-фотография Travel-фотография Travel-фотография

Хороший фотограф от всех остальных отличается способностью видеть то, чего не замечают другие. Снимать нужно ясно и четко: есть место, есть герои, есть история и есть сюжет. Объединив все эти составляющие в единое целое, получаем хороший снимок, который что-то говорит о состоянии и жизни в это время в этом самом месте.
Каждый фотограф хочет быть на обложке, ведь получить обложку означает получить весь номер. По этой причине не забывайте снимать интересные сцены как горизонтально, так и вертикально — такой кадр может стать решающим. Никогда не нужно спорить с редактором: что бы вы не думали о своих снимках, редактор лучше знает, как делать свой журнал.
Настоящее фотопутешествие — это всегда выход за пределы зоны комфорта, приключение без лежаков и коктейлей. Вместо них — удивительные люди и самые прекрасные пейзажи на планете.

Текст и фото: Арсений Герасименко