Photo Pro Center

Свет и объем в фотографии

«Какая у вас объемная фотография!» — эта фраза, безусловно, звучит как комплимент. Восторженных комментариев «плоской» фотографии припомнить не могу. Хотя художественной ценностью могут обладать и те, и другие. Апеллируя в этом вопросе к живописи, как к старшей сестре фотографии, можно встретить немало примеров «плоского» изображения. Ведь не придет никому в голову сравнивать культурную ценность картин Рембрандта и Малевича, Дали и Пикассо.
Свет и объем в фотографии

Наличие объема в современной живописи не ставится во главу угла, поскольку есть еще масса выразительных средств, таких, как форма, колористика и многое другое. Все то, что и в фотографии использовалось со времени ее изобретения. Сегодня, например, можно посчитать набирающий популярность прием сканографии прямым наследником фототипии Тальбота несмотря на то, что их разделяют чуть меньше двух столетий.
Свет и объем в фотографии

Вопрос остается только в том, чтобы знать как добиться того или иного результата и понимать для чего нам это нужно. Обогащают ли выбранные характеристики изображения, прежде всего, идею снимка, отражают ваш художественный стиль и манеру исполнения, или являются случайными?

Объемные предметы в фотографии — это угол освещения основным источником света. В классическом освещении хрестоматийного гипсового шара, свет располагают под углом в 45о к предмету от зрителя и под 45о от линии горизонта. При таком освещении можно увидеть всю гамму светов и теней на объекте и, соответственно, полный объем.
Свет и объем в фотографии

Блик — самая яркая точка на шаре, (ближайшее расположение к источнику света), далее следует зона света, полутень, тень (в данном случае — самая
темная часть шара) и рефлекс (свет, отраженный от поверхности).
Если же, переместив источник света, осветить этот шар фронтально от зрителя, плоским он, конечно же, не станет, но часть элементов светотени потеряет, а значит, потеряет и объем.
По этой причине начинающим изучать фотографию строго настрого запрещают первое время пользоваться встроенными вспышками.
Свет и объем в фотографии

Портрет поэта-пародиста.
Три источника света: рисующий, моделирующий, фоновый.
Canon 5 D, 24-105 mm
1/125, f/ 5.6, ISO 100, 35 mm


Однако в этой статье я хотел бы поговорить именно о «неправильном» освещении, которое также позволяет выявить объем.
Фронтальное освещение, самое простое. Для него требуется всего один источник света: встроенная вспышка — накамерная, кольцевая (как тут не вспомнить Терри Ричардсона), софтбокс в студии, освещенное окно дома. Простое месторасположение. Упрощенный расчет экспозиции — его ведь не нужно согласовывать с другими источниками света. Но вот дальше появляются правила, необходимые для выявления объемного изображения на фотографии.
Первое правило. Для того, чтобы не убить объем, количество света и его распространение должно распределяться в радиусе небольшой зоны (вспоминаем
шар: блик, свет, полутень, тень). Чем больший будет охват светотеневых элементов, тем объемнее портрет будет выглядеть. Больше площадь освещения — меньше объем, меньше площадь — больше объем.
Второе правило, плавно вытекающее из первого. Расстояние от источника света до объекта должно стремится к разумному минимуму. Источник света дальше от модели — объем меньше, ближе к модели — больше.
Свет и объем в фотографии

Портрет художника.
Серый фон, один источник света.
Canon 5 D, 24-105 mm
1/125, f/ 7.1, ISO 100, 105 mm


Этот портрет снят с одним источником света, расположенным на журавле чуть выше фотокамеры, прямо перед моделью. Мощность моноблока была выставлена на минимум (помимо прочего такой режим позволит вашим приборам увеличить срок эксплуатации).
Главное в этой съемке было разумно сузить световой поток, осветив только середину лица. Малый ГРИП решался за счет увеличения фокусного расстояния.
Третье правило. Объем в фотографии достигается балансом резких и размытых областей. Закройте диафрагму, увеличьте ГРИП — и картинка станет плоской.
Размойте задний фон, часть одежды, уши и нос, оставьте резкими только глаза и губы — вы получите объемную фотографию. Закрытая диафрагма — меньший объем, открытая — больший.
Свет и объем в фотографии

Женский портрет.
Белый фон, три источника света.
Canon 5 D, 50 mm f/ 1.4
1/125, f/ 1.8, ISO 100


Этот портрет, в отличие от предыдущего, снят с большим источником света — октобоксом 180 см (в глазах модели можно увидеть и источник, и даже силуэт фотографа). В женских портретах мне нравится использовать насадки на вспышки с большой площадью рассеивания. Они скрывает мелкие недостатки лица, к чему женщины относятся с особенным трепетом. Да и ретушировать потом приходится значительно меньше. Фон «выбивали» два равноценных софтбокса. И секретное оружие — справа и слева от модели располагались черные флаги (высота 180 см, материал — бархат),
именно они позволили затемнить контур лица и добавить объем. Без них лицо выглядело плоско. Разместив модель в самом начале «черного» коридора, можно получить небольшое притемнение по контуру, а попросив передвинуться в конец, увеличить темную область по обеим сторонам лица.
Объема в фотографии можно достичь разными способами. Можно вообще не стремиться к этому и завоевать немало поклонников, выдав плоскую картинку
за свой эксклюзивный стиль, мол, «… я так вижу». Но понимание того, что правильно, а чего лучше избегать, необходимо.

Текст и фото: Марк Назаров, член Союза фотохудожников России





Комментарии

Похожие новости