Портрет в студии: тёмное на тёмном
Студийная съемка в большинстве случаев подразумевает фотографирование людей. Сейчас очень много интерьерных студий, в которых профессиональные дизайнеры уже все придумали за фотографа. Остается просто поместить в декорации человека и снимать. И тем сложнее становится снять просто портрет, чтобы человек был человеком, а не объектом в интерьере. И сложно в первую очередь потому, что нужно аккуратнее работать со светом.
Сегодня мы поговорим о том, как снять крупный портрет в студии. И не просто портрет, а в темном ключе. Да еще, чтобы и модель была брюнеткой, так сказать — темное на темном.
Подготовительная часть
Первый момент, о котором стоит подумать еще до начала съемки — это диафрагма. Для получения «мягкого» портрета диафрагму придется открыть. Конечно, не всегда надо снимать так, чтобы один глаз был в резкости, а другой нет.
А если быть точным, то редко когда это действительно необходимо, а вот начиная с f2.0 уже можно получить в меру мягкую и достаточную по глубине резкости картинку.
Снимая на улице, у нас нет проблем открыть диафрагму, т. к. ее мы можем компенсировать более короткой выдержкой. В студии же, мощность импульса настолько велика, что выдержка не влияет на количество света, попадаемого в объектив фотоаппарата. Поэтому мы можем использовать только диафрагму и ISO. А если учесть то, что в студии ISO почти всегда ставят на минимум, то работать приходится только диафрагмой. В студиях часто используется не самое дорогое оборудование и зачастую с шагом регулировки импульса 1/8. А при таком шаге даже источники в 300 Дж на открытой диафрагме стабильно дадут засветку.
Что же делать, чтобы уменьшить интенсивность света?
- Налепить на источники света несколько слоев кальки (если есть) и получить неконтролируемый результат;
- Отнести источник света подальше (если есть место), изменив тем самым его тип (чем дальше относишь — тем более он приближается к точечному источнику света);
- Снимать при пилотах (изменится температура и проникающая способность света);
- Расстроиться и вообще не снимать…:
Но самым, на мой взгляд, универсальным способом будет одеть нейтрально-серый фильтр ND‑4 или ND‑8. Таким образом мы уменьшим количество поступаемого на матрицу фотоаппарата света на 4 и 8 стопов соответственно.
Кроме того, не понравилась получаемая картинка на открытой диафрагме (не подходит под идею/задумку/концепцию) — сними фильтр, закрой диафрагму и снимай дальше без перенастройки интенсивности источников и их расположения.
Световая схема
У каждого свой подход к построению света. Я практически всегда начинаю с рисующего, дополняя его до тех пор, пока не получу необходимую мне световую картину.
Для рисующего света была выбрана портретная тарелка. Выбрана по нескольким причинам: во‑первых, рассеивание от портретной тарелки намного меньше, чем от софт-бокса (мы же снимаем в темных тонах), а во‑вторых, тени относительно того же софт-бокса более глубокие и контрастные — они
нам прорисуют характерные черты лица портретируемого.
Кроме того, чтобы еще больше уменьшить рассеивание от портретной тарелки и, как следствие, устранить попадание рисующего света на фон, я дополнительно установил соты (кстати, соты — очень полезный модификатор, когда работаешь в стесненном пространстве).
Портретная тарелка была установлена выше модели и под 45 градусов к ней же. Из-за достаточно жесткого света мы получаем тени, которые очень хочется скомпенсировать.
Можно поставить заполняющий свет, но тогда мы неизбежно будем освещать фон и все окружающее, что нежелательно при съемке в темном ключе. Поэтому мною выбрано самое простое решение — отражатель.
Отражатель установлен горизонтально на уровне пояса модели так, чтобы свет от рисующего источника, попадая на отражатель, подсвечивал проблемные области. А это: область под подбородком, левая (для фотографа) половина лица модели и область под носом.
Переходим к следующей проблеме: т.к. модель у нас с темными волосами, то надо как-то ее от фона «отлепить». С учетом того, что рисующий свет стоит справа и правый контур модели достаточно хорошо читается, то левый контур необходимо подсветить контровым источником света. Интенсивность его должна быть меньшей относительно рисующего света, дабы не доминировать, ведь задача одна — чуть подсветить. Для этого подойдет практически любой источник с жестким светом: рефлектор, рефлектор со шторками, рефлектор с сотами. Если студия небольшая, да еще со светлыми стенами, то не пренебрегайте и шторками, и сотами, чтобы не получить переотражения света на модель.
И, напоследок, нам осталось при желании подсветить фон. Если мы хотим получить «пятно» за моделью, то это должен быть направленный пучок света, проходящий мимо модели. Обычно используется фоновая насадка или рефлектор. Если же фоном служит интерьер, то не забудьте поставить источник фонового света с той же стороны, что и рисующего. Иначе вы можете получить тени на моделе в одну сторону, а на фоне — в другую, что будет вызывать диссонанс у зрителя: ведь в обычных жизненных условиях мы такого не наблюдаем.
Послесловие
В итоге, мы задействовали не так уж много источников и получили управляемый по свету результат. Благодаря насадкам, подобную схему можно использовать и в темной студии (помещении), и в светлой.
Осталось самое интересное — работа с живым человеком, поиски его уникальных, характерных черт и съемка, съемка, съемка…
Сегодня мы поговорим о том, как снять крупный портрет в студии. И не просто портрет, а в темном ключе. Да еще, чтобы и модель была брюнеткой, так сказать — темное на темном.
Подготовительная часть
Первый момент, о котором стоит подумать еще до начала съемки — это диафрагма. Для получения «мягкого» портрета диафрагму придется открыть. Конечно, не всегда надо снимать так, чтобы один глаз был в резкости, а другой нет.
А если быть точным, то редко когда это действительно необходимо, а вот начиная с f2.0 уже можно получить в меру мягкую и достаточную по глубине резкости картинку.
Снимая на улице, у нас нет проблем открыть диафрагму, т. к. ее мы можем компенсировать более короткой выдержкой. В студии же, мощность импульса настолько велика, что выдержка не влияет на количество света, попадаемого в объектив фотоаппарата. Поэтому мы можем использовать только диафрагму и ISO. А если учесть то, что в студии ISO почти всегда ставят на минимум, то работать приходится только диафрагмой. В студиях часто используется не самое дорогое оборудование и зачастую с шагом регулировки импульса 1/8. А при таком шаге даже источники в 300 Дж на открытой диафрагме стабильно дадут засветку.
Что же делать, чтобы уменьшить интенсивность света?
- Налепить на источники света несколько слоев кальки (если есть) и получить неконтролируемый результат;
- Отнести источник света подальше (если есть место), изменив тем самым его тип (чем дальше относишь — тем более он приближается к точечному источнику света);
- Снимать при пилотах (изменится температура и проникающая способность света);
- Расстроиться и вообще не снимать…:
Но самым, на мой взгляд, универсальным способом будет одеть нейтрально-серый фильтр ND‑4 или ND‑8. Таким образом мы уменьшим количество поступаемого на матрицу фотоаппарата света на 4 и 8 стопов соответственно.
Кроме того, не понравилась получаемая картинка на открытой диафрагме (не подходит под идею/задумку/концепцию) — сними фильтр, закрой диафрагму и снимай дальше без перенастройки интенсивности источников и их расположения.
Световая схема
У каждого свой подход к построению света. Я практически всегда начинаю с рисующего, дополняя его до тех пор, пока не получу необходимую мне световую картину.
Для рисующего света была выбрана портретная тарелка. Выбрана по нескольким причинам: во‑первых, рассеивание от портретной тарелки намного меньше, чем от софт-бокса (мы же снимаем в темных тонах), а во‑вторых, тени относительно того же софт-бокса более глубокие и контрастные — они
нам прорисуют характерные черты лица портретируемого.
Кроме того, чтобы еще больше уменьшить рассеивание от портретной тарелки и, как следствие, устранить попадание рисующего света на фон, я дополнительно установил соты (кстати, соты — очень полезный модификатор, когда работаешь в стесненном пространстве).
Портретная тарелка была установлена выше модели и под 45 градусов к ней же. Из-за достаточно жесткого света мы получаем тени, которые очень хочется скомпенсировать.
Можно поставить заполняющий свет, но тогда мы неизбежно будем освещать фон и все окружающее, что нежелательно при съемке в темном ключе. Поэтому мною выбрано самое простое решение — отражатель.
Отражатель установлен горизонтально на уровне пояса модели так, чтобы свет от рисующего источника, попадая на отражатель, подсвечивал проблемные области. А это: область под подбородком, левая (для фотографа) половина лица модели и область под носом.
Переходим к следующей проблеме: т.к. модель у нас с темными волосами, то надо как-то ее от фона «отлепить». С учетом того, что рисующий свет стоит справа и правый контур модели достаточно хорошо читается, то левый контур необходимо подсветить контровым источником света. Интенсивность его должна быть меньшей относительно рисующего света, дабы не доминировать, ведь задача одна — чуть подсветить. Для этого подойдет практически любой источник с жестким светом: рефлектор, рефлектор со шторками, рефлектор с сотами. Если студия небольшая, да еще со светлыми стенами, то не пренебрегайте и шторками, и сотами, чтобы не получить переотражения света на модель.
И, напоследок, нам осталось при желании подсветить фон. Если мы хотим получить «пятно» за моделью, то это должен быть направленный пучок света, проходящий мимо модели. Обычно используется фоновая насадка или рефлектор. Если же фоном служит интерьер, то не забудьте поставить источник фонового света с той же стороны, что и рисующего. Иначе вы можете получить тени на моделе в одну сторону, а на фоне — в другую, что будет вызывать диссонанс у зрителя: ведь в обычных жизненных условиях мы такого не наблюдаем.
Послесловие
В итоге, мы задействовали не так уж много источников и получили управляемый по свету результат. Благодаря насадкам, подобную схему можно использовать и в темной студии (помещении), и в светлой.
Осталось самое интересное — работа с живым человеком, поиски его уникальных, характерных черт и съемка, съемка, съемка…
Автор — фотограф Константин Шамин
Обучение фотографии, мастер классы.
Подробнее: http://www.kotovich.biz
Обучение фотографии, мастер классы.
Подробнее: http://www.kotovich.biz
Любишь фотографию? Присоединяйся к журналу PhotoCASA в социальных сетях:
Вконтакте, Telegram, Живой Журнал, YouTube
Вконтакте, Telegram, Живой Журнал, YouTube
Комментарии