Советы фотографу пейзажисту. Выразительные средства в пейзажной фотографии.
Открывая страницы Интернета, мы находим сухие определения для всех понятного слова пейзаж — первозданная, а так же преображенная в той или
иной степени человеком природа. Таким образом, для многих пейзажная фотография кажется простой и понятной. Приехал на точку с открыточным видом, встал, нажал на кнопку. Но если бы это действительно было так, мы бы никогда не увидели такое разнообразие пейзажных фотографий. Для опытных фотографов не составляет труда найти что-то интересное на местности, создать прекрасный кадр с учетом перспективы и композиции, постараться передать состояние природы, изменчивость сцен окружающей среды в различной световой гамме. Начинающим фотографам сделать это может быть сложно. В данной статье я предлагаю список выразительных средств или художественных приемов, которые помогут выстроить кадр.
Существуют многоплановые фотографии с большим количеством объектов. Но что делать, если местность скучна или всю красоту природы мешают увидеть погодные условия? В таком случае необходимо искать один объект, на котором можно заострить внимание. Выделить главное можно с помощью света, резкости, крупного плана, цвета, линий и нарушения ритма. Акцент в фотографии можно использовать не только когда местность небогата на интересные объекты или с погодой не повезло. Этот прием подходит в целом для выделения главного.
Погода в этот день не позволяла увидеть горы, все было серым. Бродя по снегу в поисках кадра, я увидел девушку с зонтом и понял, что это то, что я искал.
В данном случае главное выделено за счет естественного цвета.
Смешанный лес фотографировать достаточно трудно: он хаотичен. В данном случае помог световой акцент.
Акцент сделан за счет крупного плана подсолнуха в левом нижнем углу.
Данный прием помогает направить взгляд зрителя. В архитектурных пейзажах применяют окна, дверные проемы, арки. В природных пейзажах используют естественные рамки из камней, деревьев и прочего.
Непальские Садху пробираются сквозь лесной туман. Для обрамления использованы деревья на тропе.
Для обрамления использованы облака, которые неожиданно открыли вид на долину.
Одним из важных компонентов, позволяющих передать информацию об объеме, текстуре, форме предмета является сочетание света и тени. Размер тени зависит от высоты солнца над горизонтом. Если оно находится высоко над головой, почти в зените, то предметы отбрасывают короткие тени, форма и фактура выявляются слабо. При снижении солнца тени от предметов увеличиваются, фактура проявляется лучше, подчеркивается рельефность формы. Теневой рисунок в пейзажной фотографии достаточно распространен и позволяет выделить на одной и той же местности различные нюансы с учетом времени суток и характера освещения. Кроме того, тени могут эффектно выглядеть как самостоятельный объект для съемки.
Отражение можно использовать как основную идею снимка и как второстепенную, поддерживающую всю композицию фотографии в целом.
Чтобы сделать фотографию в такой момент, нужно найти ситуацию, предугадать ее (это может быть и появление солнца из-за туч, появление животных и множество других случаев) и дождаться развития событий.
Фотография сделана во время шторма. Когда я увидел, что море штормит, я достал камеру и стал ждать, пока волны станут максимально высокими.
Резко выраженная противоположность чего-либо. С помощью контраста можно подчеркнуть, усилить выразительность объекта. Контрастность элементов
в фотографии может выражаться в разных формах, например, световой, цветовой и пограничный, контраст фактур, смысловой контраст. Таким образом, сравнивать можно размеры объектов, цвета, формы, фактуры.
Показан контраст размеров или их сравнение: большие горы и маленькие домики. В фотографиях с горами добавление объектов, подчеркивающих их размер, помогает усилить впечатление.
В данной фотографии использован цветовой контраст.
Контраст строгих линий и тумана, не имеющего формы.
Существует линейная и воздушная перспектива. Линейная перспектива — уменьшение объектов по мере удаления (в реальности они не уменьшаются). Воздушная перспектива — уменьшение контрастности, насыщенности объектов по мере их удаления, это связано с влиянием воздуха. Наиболее удаленные от наблюдателя объекты кажутся более светлыми, чем те, которые находятся в непосредственной близости, светотеневой контраст предметов съемки по мере удаления от наблюдателя снижается.
Линейная перспектива. По мере удаления скалистого берега, высота скал кажется меньше. Также заметно влияние воздушной перспективы: контраст на горизонте снижен.
Фотографии с силуэтом объектов можно сделать в контровом свете. На этом можно построить идею снимка.
Фотография сделана в контровом свете для того, чтобы показать силуэты скал и сосен.
Рассветное солнце подсветило силуэт дерева в тумане.
Цвет может быть основным композиционным объектом, вокруг которого будет построен весь кадр. И тут речь не идет о цветной фотографии или о черно-белой. Скорее о том, что при построении кадра нужно учитывать сочетание цвета, цветовые контрасты, тоновые переходы.
В данной фотографии меня привлекли цвета на рассвете.
Добавление в пейзаж сюжета (людей, животных и прочего) показывает историю и вызывает интерес зрителей. При этом нужно следить за позами и местоположением объектов, чтобы удачно скомпоновать кадр.
Я специально остановился, чтобы пропустить группу вперед и подождал, пока все выстроятся в изогнутую линию.
На фотографии есть фактурные облака, лучи света, но помимо этого я захотел добавить определенную историю. Для этого я фотографировал тех, кто проходит по маршруту, и выбрал наиболее удачный кадр.
Сделав фотографии церкви с разных точек, я заметил детей, которые играли неподалеку, и попросил их сфотографироваться.
В качестве ритма могут выступать упорядоченные элементы похожей формы, линии, а в частных случаях — ступеньки, волны, повторяющиеся цвета — все, что угодно. Основной идеей здесь является повторяемость этих элементов, их нарастание, убывание или просто чередование. Повторяемость может состоят из одинаковых элементов и проявляться через равные промежутки или включать в себя отдельные элементы, различающиеся по цвету, размеру и форме. Ритм можно использовать как главный элемент композиции или как вспомогательный эффект в фотографии.
В качестве ритма использованы линии лавандового поля.
Данная фотография полностью построена на ритмах.
В данной фотографии использована игра ритмов камней на склоне горы и пасущихся овечек.
Линии в фотографии встречаются очень часто. Они могут быть горизонтальными, вертикальными, диагональными, кривыми. Бывают ведущие линии, которые указывают на основной элемент фотографии или направляют взгляд человека, создавая перспективу.
Когда мы пытаемся выстроить композицию в видоискателе, мы всегда должны обращать на них внимание, чтобы усилить фотографию или добавить определенный эффект.
Данная фотография полностью построена на ритмах и линиях.
Линия забора использована как ведущая. Линии на небе, которые получились на длинной выдержке, делают фотографию динамичной.
Форма — взаимное расположение границ (контуров) предмета, а также взаимное расположение точек линии. В реальном мире наблюдается бесконечное
разнообразие форм. Они могут быть достаточно интересными, чтобы за них зацепился взгляд, и на основе формы был построен кадр.
В этой фотографии меня привлекли формы сугробов.
Модель, узор, орнамент, основанный на шаблонном повторении одного элемента или группы элементов в определенном порядке. Паттерн можно использовать в качестве как основного, так и вспомогательного художественного приема, направленного на выражение определенной идеи. Фактура — строение и свойство материала. Фактура может быть гладкая, шершавая, пористая, пушистая, волосатая, лысая, матовая, глянцевая, зеркальная. Помимо этого в фотографии также есть понятие текстуры — это рисунок материала, из которого сделан тот или иной объект.
Паттерн, образованный линиями виноградника.
В одной фотографии можно использовать абсолютно разные приемы и их сочетания, которые будут дополнять друг друга, делая кадр более интересным для зрителя. В моих примерах редко встречаются фотографии, построенные только на одном из приемов.
иной степени человеком природа. Таким образом, для многих пейзажная фотография кажется простой и понятной. Приехал на точку с открыточным видом, встал, нажал на кнопку. Но если бы это действительно было так, мы бы никогда не увидели такое разнообразие пейзажных фотографий. Для опытных фотографов не составляет труда найти что-то интересное на местности, создать прекрасный кадр с учетом перспективы и композиции, постараться передать состояние природы, изменчивость сцен окружающей среды в различной световой гамме. Начинающим фотографам сделать это может быть сложно. В данной статье я предлагаю список выразительных средств или художественных приемов, которые помогут выстроить кадр.
АКЦЕНТ
Существуют многоплановые фотографии с большим количеством объектов. Но что делать, если местность скучна или всю красоту природы мешают увидеть погодные условия? В таком случае необходимо искать один объект, на котором можно заострить внимание. Выделить главное можно с помощью света, резкости, крупного плана, цвета, линий и нарушения ритма. Акцент в фотографии можно использовать не только когда местность небогата на интересные объекты или с погодой не повезло. Этот прием подходит в целом для выделения главного.
Красная Поляна, Краснодарский край, Россия, Январь 2015
Погода в этот день не позволяла увидеть горы, все было серым. Бродя по снегу в поисках кадра, я увидел девушку с зонтом и понял, что это то, что я искал.
В данном случае главное выделено за счет естественного цвета.
Тверская область, Россия, Июнь 2014
Смешанный лес фотографировать достаточно трудно: он хаотичен. В данном случае помог световой акцент.
Липецкая область, Россия, Июль 2015
Акцент сделан за счет крупного плана подсолнуха в левом нижнем углу.
ОБРАМЛЕНИЕ (ФРЕЙМИНГ)
Данный прием помогает направить взгляд зрителя. В архитектурных пейзажах применяют окна, дверные проемы, арки. В природных пейзажах используют естественные рамки из камней, деревьев и прочего.
Национальный парк Лангтанг, Непал, Апрель 2015
Непальские Садху пробираются сквозь лесной туман. Для обрамления использованы деревья на тропе.
Национальный парк Лангтанг, Непал, Апрель 2015
Для обрамления использованы облака, которые неожиданно открыли вид на долину.
ТЕНИ
Одним из важных компонентов, позволяющих передать информацию об объеме, текстуре, форме предмета является сочетание света и тени. Размер тени зависит от высоты солнца над горизонтом. Если оно находится высоко над головой, почти в зените, то предметы отбрасывают короткие тени, форма и фактура выявляются слабо. При снижении солнца тени от предметов увеличиваются, фактура проявляется лучше, подчеркивается рельефность формы. Теневой рисунок в пейзажной фотографии достаточно распространен и позволяет выделить на одной и той же местности различные нюансы с учетом времени суток и характера освещения. Кроме того, тени могут эффектно выглядеть как самостоятельный объект для съемки.
Можайский район, Московская область, Россия, Май 2014. В этом лесу меня привлекли именно тени, и я не смог удержаться от съемки.
ОТРАЖЕНИЯ
Отражение можно использовать как основную идею снимка и как второстепенную, поддерживающую всю композицию фотографии в целом.
Озеро Павленское, Серпуховский Район, Московская область, Россия, Август 2015
Сюжет полностью построен на отражении.
Сюжет полностью построен на отражении.
Озеро Павленское, Серпуховский Район, Московская область, Россия, Август 2015
Главным является сочетание световых условий, облаков и тумана. Отражение помогает усилить эффект снимка.
Главным является сочетание световых условий, облаков и тумана. Отражение помогает усилить эффект снимка.
ПИКОВЫЙ МОМЕНТ РАЗВИТИЯ СИТУАЦИИ
Чтобы сделать фотографию в такой момент, нужно найти ситуацию, предугадать ее (это может быть и появление солнца из-за туч, появление животных и множество других случаев) и дождаться развития событий.
Сочи, Краснодарский край, Россия, Январь 2015
Фотография сделана во время шторма. Когда я увидел, что море штормит, я достал камеру и стал ждать, пока волны станут максимально высокими.
СРАВНЕНИЕ ИЛИ КОНТРАСТ
Резко выраженная противоположность чего-либо. С помощью контраста можно подчеркнуть, усилить выразительность объекта. Контрастность элементов
в фотографии может выражаться в разных формах, например, световой, цветовой и пограничный, контраст фактур, смысловой контраст. Таким образом, сравнивать можно размеры объектов, цвета, формы, фактуры.
Доломитовые Альпы, Поцца-Ди-Фасса, Италия, Июль 2014
Показан контраст размеров или их сравнение: большие горы и маленькие домики. В фотографиях с горами добавление объектов, подчеркивающих их размер, помогает усилить впечатление.
Прованс, Франция, Июль 2014
В данной фотографии использован цветовой контраст.
Телецкое озеро, Поселок Артыбаш, Республика Алтай, Россия, Январь 2015
Контраст строгих линий и тумана, не имеющего формы.
ПЕРСПЕКТИВА
Существует линейная и воздушная перспектива. Линейная перспектива — уменьшение объектов по мере удаления (в реальности они не уменьшаются). Воздушная перспектива — уменьшение контрастности, насыщенности объектов по мере их удаления, это связано с влиянием воздуха. Наиболее удаленные от наблюдателя объекты кажутся более светлыми, чем те, которые находятся в непосредственной близости, светотеневой контраст предметов съемки по мере удаления от наблюдателя снижается.
Остров Закинтос, Греция, Май 2014
Линейная перспектива. По мере удаления скалистого берега, высота скал кажется меньше. Также заметно влияние воздушной перспективы: контраст на горизонте снижен.
СИЛУЭТ
Фотографии с силуэтом объектов можно сделать в контровом свете. На этом можно построить идею снимка.
Долина привидений, Крым, Россия, Март 2015
Фотография сделана в контровом свете для того, чтобы показать силуэты скал и сосен.
Река Красивая Меча, Тульская область, Россия, Июль 2015
Рассветное солнце подсветило силуэт дерева в тумане.
ЦВЕТ
Цвет может быть основным композиционным объектом, вокруг которого будет построен весь кадр. И тут речь не идет о цветной фотографии или о черно-белой. Скорее о том, что при построении кадра нужно учитывать сочетание цвета, цветовые контрасты, тоновые переходы.
Озеро Павленское, Серпуховский район, Московская область, Россия, Август 2015
В данной фотографии меня привлекли цвета на рассвете.
СЮЖЕТ
Добавление в пейзаж сюжета (людей, животных и прочего) показывает историю и вызывает интерес зрителей. При этом нужно следить за позами и местоположением объектов, чтобы удачно скомпоновать кадр.
Национальный парк Лангтанг, Непал, Апрель 2015
Я специально остановился, чтобы пропустить группу вперед и подождал, пока все выстроятся в изогнутую линию.
Национальный парк Лангтанг, Непал, Апрель 2015
На фотографии есть фактурные облака, лучи света, но помимо этого я захотел добавить определенную историю. Для этого я фотографировал тех, кто проходит по маршруту, и выбрал наиболее удачный кадр.
Село Весь, Суздальский район, Владимирская область, Россия, Май 2015
Сделав фотографии церкви с разных точек, я заметил детей, которые играли неподалеку, и попросил их сфотографироваться.
РИТМЫ
В качестве ритма могут выступать упорядоченные элементы похожей формы, линии, а в частных случаях — ступеньки, волны, повторяющиеся цвета — все, что угодно. Основной идеей здесь является повторяемость этих элементов, их нарастание, убывание или просто чередование. Повторяемость может состоят из одинаковых элементов и проявляться через равные промежутки или включать в себя отдельные элементы, различающиеся по цвету, размеру и форме. Ритм можно использовать как главный элемент композиции или как вспомогательный эффект в фотографии.
Прованс, Франция, Июль 2014
В качестве ритма использованы линии лавандового поля.
Моравия, Чехия, Ноябрь 2014
Данная фотография полностью построена на ритмах.
Доломитовые Альпы, Langkofel, Италия, Июль 2014
В данной фотографии использована игра ритмов камней на склоне горы и пасущихся овечек.
ЛИНИИ
Линии в фотографии встречаются очень часто. Они могут быть горизонтальными, вертикальными, диагональными, кривыми. Бывают ведущие линии, которые указывают на основной элемент фотографии или направляют взгляд человека, создавая перспективу.
Когда мы пытаемся выстроить композицию в видоискателе, мы всегда должны обращать на них внимание, чтобы усилить фотографию или добавить определенный эффект.
Моравия, Чехия, Ноябрь 2014
Данная фотография полностью построена на ритмах и линиях.
Кенозерье, Архангельская область, Россия, Март 2015
Линия забора использована как ведущая. Линии на небе, которые получились на длинной выдержке, делают фотографию динамичной.
ФОРМЫ
Форма — взаимное расположение границ (контуров) предмета, а также взаимное расположение точек линии. В реальном мире наблюдается бесконечное
разнообразие форм. Они могут быть достаточно интересными, чтобы за них зацепился взгляд, и на основе формы был построен кадр.
Телецкое озеро, Республика Алтай, Россия, Январь 2015
В этой фотографии меня привлекли формы сугробов.
ПАТТЕРН, ФАКТУРЫ, ТЕКСТУРЫ
Модель, узор, орнамент, основанный на шаблонном повторении одного элемента или группы элементов в определенном порядке. Паттерн можно использовать в качестве как основного, так и вспомогательного художественного приема, направленного на выражение определенной идеи. Фактура — строение и свойство материала. Фактура может быть гладкая, шершавая, пористая, пушистая, волосатая, лысая, матовая, глянцевая, зеркальная. Помимо этого в фотографии также есть понятие текстуры — это рисунок материала, из которого сделан тот или иной объект.
Моравия, Чехия, Ноябрь 2014
Паттерн, образованный линиями виноградника.
В одной фотографии можно использовать абсолютно разные приемы и их сочетания, которые будут дополнять друг друга, делая кадр более интересным для зрителя. В моих примерах редко встречаются фотографии, построенные только на одном из приемов.
Текст и фото: Дмитрий Купрацевич
Любишь фотографию? Присоединяйся к журналу PhotoCASA в социальных сетях:
Вконтакте, Telegram, Живой Журнал, YouTube
Вконтакте, Telegram, Живой Журнал, YouTube
Комментарии